12
Неудачники программы Sokół. Проект истребителя PWS-42 Sokół. Польша

Неудачники программы Sokół. Проект истребителя PWS-42 Sokół. Польша

Зимой 1938-39 годов количество участников программы создания перспективного легкого истребителя Sokół было расширено. В дополнение к разрабатываемому по первоначальной спецификации цельнометаллическому PZL P-45 компании «Экспериментальные авиационные мастерские» (Doświadczalne Warsztaty Lotnicze – DWL) и Podlaska Wytwórnia Samolotów (PWS) получили официальные контракты самолетов-конкурентов, которые в конечном итоге привели к разработке проектов истребителей смешанной и цельнодеревянной конструкции: RWD 25 и PWS-42 соответственно.

Из трех участников программы Sokół проект PWS-42 является наименее известным, и перво­началь­ные попытки автора книги получить информацию о нем дали мало результатов. С одной стороны, некоторые ведущие конструкторы бывшей компании PWS, которые в настоящий момент проживают за границей, проигнорировали многочисленные запросы автора книги, а с другой стороны воспоми­нания малоинформированных бывших работников расположенного в Бяла-Подляске [Biała Podlaska]) завода компании вводили в заблуждение, поскольку они путали истребитель с разра­бо­тан­ным Вацлавом Червиньским (Wacław Czerwiński) учебным бомбардировщиком PWS-41 и даже с двухмоторным учебным самолетом PWS-33 Wyżeł (легавая). Таким образом, авторская версия истории проекта легкого истребителя PWS-42 Sokół, опубликованная в октябрьском выпуске 1963 года журнала «Air Pictorial», оказалась совершенно ошибочной. Только после появления этой статьи в печати автором из Польши были получены некоторые достоверные материалы и разъяснения, позволившие ему внести ясность в свои записи.

гипотетический рисунок проекта легкого истребителя PWS-42, вариант с убирающимися основными стойками шасси

гипотетический рисунок проекта легкого истребителя PWS-42, вариант с убирающимися основными стойками шасси (рисунок из жж Алекса Райгородецкого)

Работы над аванпроектом легкого истребителя PWS-42, который в соответствии с требованиями спецификации Sokół должен был быть оснащен 700-сильным 14-цилиндровым двухрядным радиальным двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14M Mars или его эквивалентом производства компании Avia, начались в начале 1939 года под руководством Зигмунта Яблонского (Zygmunt Jabloński) и его заместителя Казимежа Новицкого (Kazimierz Nowicki). Машина пред­став­ляла собой одноместный свободнонесущий низкоплан, вооруженный четырьмя 7,7-мм пулеметами. Считается, что были исследованы два варианта основного шасси: неубирающиеся стойки, закрытые обтекателями, и убирающиеся стойки. Самолет должен был иметь простую и прочную цельно­дере­вянную конструкцию с работающей обшивкой и изготавливаться из недефицитных материалов. Машина должна была иметь высокую удельную нагрузку на крыло и толстый фюзеляж с обшивкой из профилированной фанеры. В конструкции самолета основной упор был сделан на скорость, а не на маневренность, и на простоту изготовления и обслуживания.

модель проекта легкого истребителя PWS-42, выполненная по мотивам рисунка вышемодель проекта легкого истребителя PWS-42, выполненная по мотивам рисунка выше

модель проекта легкого истребителя PWS-42, выполненная по мотивам рисунка выше

модель проекта легкого истребителя PWS-42, выполненная по мотивам рисунка выше

На момент объявления войны легкий истребитель PWS-42 находился на стадии проектирования, которая не дошла до этапа постройки макета. В соответствии с первоначальными планами весной 1940 года все три конкурсанта программы Sokół – PZL P-45, PWS-42 и RWD 25 – должны были быть оценены командованием польских ВВС с целью выявления самолета, который наиболее подходил для крупносерийного производства. Однако представляется маловероятным, что PWS-42 соответствовал бы данному графику. В дополнение к этому в результате панических решений в августе 1939 года заводу в Бяла-Подляске было дано указание начать немедленное производство истребителя PZL P-45, и можно предположить, что отмена дальнейших работ над PWS-42 была весьма вероятной.

Расчетная масса с полной нагрузкой легкого истребителя PWS-42 находилась в районе 1900 кг; расчетная максимальная скорость находилась в диапазоне 520–550 км/ч (разница в скорости, по-видимому, связана с вариантами с фиксированными и убирающимися основными стойками шасси). Других достоверных данных о машине нет.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: PWS-42 Sokół

Назначение: истребитель

Статус: проект

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14M-05 Mars 5, который на номинальном режиме работы на высоте 3650 метров при 2850 об/мин развивал 660 л.с.; на максимальном режиме работы на высоте 3500 метров при 3135 об/мин — 730 л.с.

Размеры:

размах крыла 9,00 м
длина 7,10 м
высота 2,40
площадь крыла 16,00 (15,00) м²

Масса:

пустого 1450 кг
с полной нагрузкой 1900 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 520 км/ч
минимальная скорость 100 км/ч
дальность полета 750 км
скорость набора высоты у земли 9 м/с
практический потолок 8000 м
дальность полета 750 км


источник: Jerzy B. Çynk «Polish Aircraft 1893-1939», стр.475-476

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account