Неудачники программы R. Истребитель Aeronautica Umbra AUT.18
Содержание:
В 1936 году Министерство Авиации Италии (Ministero dell’Aeronautica) объявило программу развития ВВС Италии, получившую название Progetto R. Согласно этой программе требовалось 3000 новых истребителей (Caccia da Combattimento), которые могли бы заменить в течение 1939-40 годов устаревшие истребители Fiat CR.32 Freccia и CR.42 Falco. Требования предусматривали хорошие скороподъемные качества, вооpужение из одного 12,7-мм пулемета и ограниченную продолжительность полета. Эта спецификация была вскоре изменена введением вооружения из двух пулеметов и продолжительности полета в два часа.
В конкурсе на создание истребителей по этой программе участвовали Macchi MC-200 Saetta, Caproni-Vizzola F-4 и F-5, IMAM-Romeo Ro-51, FIAT G-50 Freccia, Reggiane Re-2000 Falco и AUSA AUT.18. В ходе проведенных испытаний Macchi MC-200 Saetta был выбран для запуска в серию. Его ближайший конкурент, Reggiane Re.2000, имевший хорошую маневренность на высоте и лучшую управляемость на малой скорости, был отвергнут по причине сильной уязвимости своих крыльевых топливных баков и из-за сомнений в их конструктивной прочности. Однако из-за подковерной борьбы лоббистов в серию пошли и Macchi MC-200 Saetta, и FIAT G-50 Freccia, и Reggiane Re-2000 Falco, каждый из которых дал линейку истребителей или истребителей-бомбардировщиков. В тени остались неудачники конкурса – машины не менее интересные и достойные внимательного рассмотрения.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
У AUSA AUT.18 крайне длинный период проектирования: задуманный инженером Феличе Трояни (Felice Trojani) еще в 1934, проект в течение трех лет постоянно перерабатывался по итогам большого количества испытаний и продувок моделей в аэродинамической трубе. Строительство опытного образца происходило на заводе Aeronautica Umbra S.A в Фолиньо, техническим директором которого был Трояни. Обозначение самолета представляет собой сокращение от названия фирмы, фамилии конструктора и площади крыла в квадратных метрах.
AUT.18, замышлявшийся первоначально как двухместный истребитель, был построен в одноместной конфигурации. По отношению к истребителям предыдущего поколения, он был тяжелее, использовал более мощный двигатель FIAT A.80 мощностью в 1044 л.с. и был вооружен двумя пулеметами калибра 12,7 мм, расположенными вне зоны ометания винта. Испытания рулежками опытного образца MM.363 (такой номер получила машина от итальянских ВВС) начались 21 марта 1939, на заводском аэродроме в Фолиньо. Для проведения летных испытаний из соображений предосторожности было принято решение перевезти самолет на больший аэродром Витербо. После этого последовала трудная операция по перевозке на расстояние около 120 км. После доставки в Витербо 22 апреля 1939 состоялся первый полет под управлением летчика-испытателя фирмы Umbra Роччато (Roccato).
Летом 1939 года начинаются военные испытания самолета: 20 июля AUT.18 переводится в летно-испытательный центр ВВС Италии (Regia Aeronautica) в Гуидонию (Guidonia), и 18 августа начинается краткий цикл испытаний стрельбой на аэродроме Furbara, с положительным результатом. Чтобы улучшить эксплуатационные показатели самолета, была осуществлена замена капота на новый, аэродинамически более чистый. Была уменьшена фронтальная проекция двигателя, головки цилиндров были закрыты выпуклыми обтекателями, а на втулку винта был установлен стреловидный кок.
Для выполнения этих работ 23 февраля 1940 года самолет был доставлен на завод в Фолиньо. Благодаря новой конфигурации капота, AUT.18 стал быстрее на 15 км/ч – теперь максимальная скорость составляла 489 км/ч. 21 июня самолет был возвращен в Гуидонию, и 12 июля после 49 полетов Роччато заканчивает летные испытания. Летные испытания проводились с крайней осторожностью из-за нежелания рисковать единственной существующей машиной.
В летно-испытательном центре на AUT.18 летали полковники Тонди, Мантелли, Виноли (Tondi, Mantelli, Vignoli) и их оценка самолета была довольно высокой. Высказывалось предложение о замене им штурмовика Breda Ba.65: один из протоколов испытаний Адриано Мантелли содержит конкретные ссылки на эту возможность. Самолет, более тяжелый, чем другие современные истребители, предлагал хорошие возможности в качестве преемника Ba. 65, имея лучшие скоростные характеристики.
5 ноября 1940 состоялась официальная передача AUT.18 в состав Regia Aeronautica, и в этот же день Мантелли получает поручение перебазировать самолет на аэродром Орвието для использования в качестве истребителя ПВО. Из-за переделок и бюрократических проволочек при проведении испытаний (Макки MC.200 совершил свой первый полет ещё в 1937 г.), этот истребитель не предлагалось запускать в серийное производство. Причины были прежде всего политические – в серии уже находили 3 типа истребителя (вместо одного), два из которых хоть немного, но превосходили AUT.18.
О судьбе прототипа мало что известно. Трояни писал в своих мемуарах, что самолет был перевезен в Германию для проведения испытании после перемирия, но более вероятно, что он был уничтожен в ходе рейда, после его передачи в Орвието. Есть версия, что он был захвачен союзниками для изучения. Следует отметить, что британские Королевские ВВС уже знали про этот тип самолета в 1936 и отметили его среди известных итальянских типов.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Истребитель AUT.18 представлял собой одномоторный, одноместный, цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж треугольного сечения был сварен автогеном из стальных хромо-молибденовых труб, наружная обшивка из дюралюминия.
Крыло представляло собой конструкцию из хромо-молибденовых стальных труб, соединенных с помощью точечной сварки. Обшивка крыла дюралюминиевая, поверхности обтянуты полотном.
Вооружение состоит из двух 12.7-мм пулеметов Breda-SAFAT, расположенных в центральной части крыла и стреляющих вне плоскости ометания винта. Боезапас пулеметов – 300 патронов на ствол. Шасси самолета убирающееся колесами к оси самолета. Механизм уборки шасси снабжен гидроприводом и дожимными насосами. Колеса снабжены амортизаторами «FAST». Хвостовое колесо убирающееся.
Хвостовое оперение выполнено из дюралюминия (лонжероны и нервюры), отклоняющиеся поверхности, покрытые полотном, статически и аэродинамически сбалансированы.
Топливные баки расположены в фюзеляже сразу за кабиной пилота.
Двигатель FIAT A.80 мощностью в 1044 л.с. с трехлопастным металлическим винтом Alfa Romeo с изменяемым в полете шагом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модификация | AUT.18 |
Размах крыла, м | 11,5 |
Длина, м | 8,75 |
Высота, м | 2,88 |
Площадь крыла, м2 | 18,7 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1960 |
нормальная взлетная | 2480 |
Тип двигателя | 1 ПД FIAT A-80 RC.41 |
Мощность, л.с. | 1 х 1044 |
Максимальная скорость , км/ч | 489 |
Крейсерская скорость , км/ч | 445 |
Практическая дальность, км | 800 |
Практический потолок, м | 9200 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение | 2 х 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT |
Список источников: