13
Неудачники из Веддинга. Летающие лодки Rohrbach Romar

Неудачники из Веддинга. Летающие лодки Rohrbach Romar

Статья из январского выпуска 2004 года журнала «Flugzeug Classic» была переведена уважаемым коллегой NF и доработана мной. Перевод был выполнен в июне 2021 года.

Предисловие редакции: 75 лет назад Адольф Рорбах построил свою самую большую летающую лодку Rohrbach Romar. Хотя этот гидросамолет был успешно испытан на Балтийском море, но затем последовала неудача. В результате планы использования летающих лодок данного типа авиакомпанией Lufthansa так и не воплотились в жизнь. Об истории летающей лодки Rohrbach Romar рассказывает Райнер В. Дьюринг (Rainer W. During).

Тот факт, что самолет изготавливается на территории, где рядом нет аэродрома, является странным. Равно как и то, что тот факт, что летающая лодка построена вдали от водной поверхности. Оба этих факта относятся к изготовленной 75 лет назад в центре берлинского рабочего районе Веддинг (Wedding). В 1928 году в этом районе на улице Цзяо-Чжоу (Kiautschoustraße) располагался завод компании Rohrbach Metall-Flugzeugwerke. К сожалению, надежды конструкторов на успех этой модели, созданной для трансатлантических пассажирских линий, не сбылись.

Будучи молодым инженером, Адольф Рорбах перешел из судостроительной компании Blohm & Voss, Гамбург, на расположенный у Боденского озера авиазавод компании Zeppelin, где Клаудиус Дорнье построил свои первые летающие лодки и накопил опыт работ создания самолетов из легких сплавов. Вскоре он перешел на расположенный в берлинском пригороде Штаакен завод компании Zeppelin, где в годы Первой Мировой войны помимо дирижаблей строили и тяжелые дальние бомбардировщики (самолеты класса R – Riesenflugzeug). В 1919 году Адольф Рорбах сменил Александра Бауманна на посту главного конструктора завода и разработал коммерческий самолет E 4/20, конструкция которого намного опередила свое время. К сожалению, в 1920 году после нескольких испытательных полетов этот цельнометаллический моноплан по приказу союзников был отправлен на слом.

В 1922 году Адольф Рорбах основал в Берлине свою собственную компанию с уставным капиталом 100000 рейхсмарок. Однако из-за ограничений, наложенных условиями версальского мира на Германию и, в частности, на немецкую авиапромышленность, производство пришлось перенести в Копенгаген. В Дании компанией Адольфа Рорбаха были изготовлены различные летающие лодки. Только в 1926 году, когда часть ограничений версальского мира была смягчена, Адольф Рорбах смог на территории Германии организовать полноценное производство самолетов. Для этой цели берлинский завод, на котором работал будущий директор компании Focke-Wulf Курт Танк. В этом году компанией Rohrbach был создан трёхмоторный авиалайнер Roland. Этот удачный самолет наземного базирования в количестве двадцати экземпляров был изготовлен для авиакомпании Lufthansa.

В 1927 году компания Rohrbach получила от авиакомпании Lufthansa заказ на три летающие лодки. В требованиях спецификации были способность перевозить двенадцать пассажиров и экипаж из четырех человек на дальность 4000 километров и мореходность при волнении до 5 баллов. Гидросамолеты были изготовлены на заводе в Веддинге и были крупнейшими для того времени. Летающая лодка имела корпус длиной 22 метра и высокорасположенное крыло с размахом 36,90 метров и площадью 170 кв. метров. С учетов воздушных винтов общая высота гидросамолета составляла 8,5 метров, осадка при нормальной массе составила 1,3 метра. Силовая установка состояла из трех 12-цилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения BMW VI, развивавших мощность по 500-700 л.с. и вращавших четырехлопастные толкающие винты фиксированного шага диаметром 4,5 метра. В крыльевых баках можно было разместить 7900 литров топлива и 400 литров масла. Пассажирский салон был разделен на два отделения на четыре и восемь мест, разделенных между собой туалетом и умывальной комнатой. За пассажирским салоном располагалось багажное отделение. Перед кабиной для сидевших бок о бок двух пилотов находилось помещение для радиста и штурмана. Рабочее место бортмеханика находилось в верхней части фюзеляжа за кабиной пилотов.

летающая лодка Rohrbach Romar должна была перевозить 12 пассажиров на расстояние 4000 километров. Однако по назначению эти машины типа никогда не использовались

летающая лодка Rohrbach Romar должна была перевозить 12 пассажиров на расстояние 4000 километров. Однако по назначению эти машины типа никогда не использовались

в центре Берлина в рабочем районе Веддинг располагалась компания Rohrbach Metall-Flugzeugwerke. В 1927 году на производственных мощностях этой компании строились больше летающие лодки Romar

в центре Берлина в рабочем районе Веддинг располагалась компания Rohrbach Metall-Flugzeugwerke. В 1927 году на производственных мощностях этой компании строились больше летающие лодки Romar

Как было принято в то время, после завершения изготовления прототипа работники завода поднялись на крыло, чтобы продемонстрировать прочность конструкции. Сразу сто человек позировали фотографу в цеху компании, встав по всему размаху крыла летающей лодки Romar. После этой фотосессии консоли крыла, боковые поплавки и хвостовое оперение были демонтированы, чтобы через узкие городские улочки доставить гидросамолет к воде. Первые летные испытания проводились не на берлинских озерах Мюггельзе и Ванзе, а в открытом море в испытательном центре Травемюнде, где на летающую лодку установили отсоединенные элементы конструкции. Перевозка самолета к морю началась в начале 1928 года наземным и водным транспортом. После того как в Травемюнде была собрана первая летающая лодка Romar (заводской номер 29). Самолету, получившему наименование Hamburg, был присвоен номер гражданской регистрации D-1693. 7 августа летающая лодка под управлением главного летчика-испытателя Германа Штайндорфа (Hermann Steindorf) совершила свой первый полет, продолжавшийся 15 минут. Для взлета D-1693 потребовалось всего 14,6 секунд. Во время второго полета, который продолжался один час, борту находились 14 пассажиров, что обеспечило взлетную массу около 14500 килограммов.

то, что выглядело впечатляющими испытаниями на прочность, использовалось только для рекламы: 100 сотрудников компании Rohrbach позируют фотографу, стоя на крыле летающей лодки Romar

то, что выглядело впечатляющими испытаниями на прочность, использовалось только для рекламы: 100 сотрудников компании Rohrbach позируют фотографу, стоя на крыле летающей лодки Romar

в июле 1928 года летающая лодка Romar была вывезена с территории завода компании Rohrbach и перевезена через узкие улицы берлинского квартала Веддинг. Затем машина по воде была доставлена в Травемюнде

в июле 1928 года летающая лодка Romar была вывезена с территории завода компании Rohrbach и перевезена через узкие улицы берлинского квартала Веддинг. Затем машина по воде была доставлена в Травемюнде

летающая лодка Rohrbach Romar была крупным самолетом и несмотря на неудачу стала важной вехой в технологии изготовления цельнометаллических самолетов

летающая лодка Rohrbach Romar была крупным самолетом и несмотря на неудачу стала важной вехой в технологии изготовления цельнометаллических самолетов

Первые испытательные полеты были многообещающими. При скорости полета 171 км/ч был определен почасовой расход топлива, составивший 284 кг/ч, что позволяло надеяться на то, что после выдачи официального допуска к эксплуатации самолет будет обладать требуемой дальностью полета. Испытания на мореходность летающая лодка Romar также выдержала с честью. Во время выполнения посадки на поверхность бурного моря волны подбросили машину вверх примерно на 10 метров, но это не привело к повреждениям. Кроме того, инцидент 13 декабря 1928 года продемонстрировал превосходную надежность конструкции. Во время посадки в открытом море поперек зыби с высотой волн до пяти метров сломалась стойка правого поплавка, и правая консоль крыла погрузилась в воду. В такой ситуации обычная летающая лодка легко перевернулась, но машину компании Rohrbach лишь немного развернуло вокруг собственной оси и при встречном ветре вновь выпрямило. В отчете по итогам испытаний было сказано:

«Даже в самых сложных аварийных ситуациях опрокидывание невозможно, поскольку за пределами размещения силовой установки основной силовой элемент крыла летающей лодки Rohrbach-Romar выполнен в виде герметичной конструкции».

Данное крыло Рорбаха (Rohrbach-Flügel) был лишь одним из нововведений, использованных в конструкции летающей лодки Romar. Помимо установки двигателей на высоких опорных стойках, предназначенных для защиты от водяных брызг, была запатентована специальная дополнительная система охлаждения двигателей морской водой. Данное техническое решение позволяло летающей лодке перемещаться по морской поверхности практически неограниченное время без риска перегрева двигателей. Разделение фюзеляжа на шесть герметичных отсеков обеспечивало полную плавучесть даже при затоплении двух отсеков. На этом приемочные испытания были завершены.

«Теперь машина будет капитально отремонтирована, очищена и перекрашена. Официальная передача авиакомпании Deutsche Luft Hansa запланирована на январь».

Вторая машина с номером гражданской регистрации D-1734 и собственным наименованием Bremen (заводской номер 30) была представлена в октябре 1928 года на проходившей в Берлине международной авиационной выставке. Летные испытания этого гидросамолета были начаты на Балтийском море только в апреле 1929 года, а третья летающая лодка Romar D-1747 Lübeck (заводской номер 31) впервые поднялась в воздух в августе 1929 года. Однако только в конце июля 1929 года первая летающая лодка Romar была приобретена авиакомпанией Lufthansa, которая планировала организовать трансатлантическую коммерческую авиалинию с промежуточными посадками. В планах руководства компании Lufthansa были полеты из Германии через Ирландию или Исландию и Ньюфаундленд в Северную Америку. Вторым маршрутом был Германия – Азорские острова – Бермудские острова – Северная Америка; третий маршрут: Германия – Лиссабон – Кабо-Верде – Южная Америка. В информационном бюллетене компании от 15 августа 1929 года было сказано:

«В первую очередь компания Deutsche Luft Hansa заинтересована в экономически выгодном маршруте в Южную Америку для перевозки почты и грузов».

Но перед этим должна была быть проведена еще одна программа испытаний. В августе 1929 года в рамках тестовых полетов на большие расстояния состоялся 17-часовой перелет над пятью странами протяженностью 2680 километров. Летающая лодка взлетела в Травемюнде, пролетела вдоль голландского побережья до Нориджа, графство Норфолк, и Халла, а затем через Северное море в Осло и оттуда через Копенгаген назад в Германию. Во время полета летающая лодка Romar установила мировой рекорд подъема полезной нагрузки на высоту, поднявшись с 6450 кг полезной нагрузки на высоту 2000 метров.

Однако летающая лодка D-1734 была серьезно повреждена 10 сентября 1929 года. Во время испытательного полета у самолета отказал двигатель, и машина, задев водную поверхность правой оконечностью крыла, упала в море. Всего несколько недель спустя, 18 ноября 1929 года такая же судьбы постигла летающую лодку D-1693, которая, стартовав в Травемюнде, должна была выполнить испытательный перелет в Южную Америку. Хотя они считались пригодными для ремонта и в январе 1930 года были доставлены обратно на завод в Берлин, попытки компании-производителя провести ремонтные работы потерпели неудачу из-за нехватки средств.

хотя в 1929 году летающая лодка Rohrbach Romar была приобретена авиакомпанией Lufthansa от планов использования самолетов данного типа для перелетов через Северную и Южную Атлантику после двух аварий

хотя в 1929 году летающая лодка Rohrbach Romar была приобретена авиакомпанией Lufthansa от планов использования самолетов данного типа для перелетов через Северную и Южную Атлантику после двух аварий

После внедрения ряда усовершенствований, таких как усиленные силовой набор и днище подкрыльевых поплавков, третья летающая лодка Romar возобновила летные испытания 13 октября 1930 года. Однако, поскольку необходимого улучшения редуктора на двигателях BMW не было, машина имела дальность беспосадочного полета всего 2680 километров, что явно не соответствовало предъявляемым к ней требованиям. Лучшие показатели были достигнуты только на летающей лодке Romar II, разработанной по французскому заказу и оснащенной новыми двигателями BMW VII, которые имели редуктор с передаточным числом 1:2 вместо 1:61.

в Травемюнде летающая лодка Romar блестяще выдержала испытания на мореходность, но из-за недостаточного передаточного числа редуктора двигателя дальность полета оказалась недостаточной

в Травемюнде летающая лодка Romar блестяще выдержала испытания на мореходность, но из-за недостаточного передаточного числа редуктора двигателя дальность полета оказалась недостаточной

В отчете компании Rohrbach от 18 мая 1931 года говорилось:

«Характеристики летающей лодки Romar II подтвердили, что дальность полета 3800 километров, гарантированная для лодок Romar в 1927 году, могла быть достигнута уже в 1928 году во время приемочных полетов летающих лодок Romar I с полезной нагрузкой 500 кг если бы замена редуктора, которую наша компания неоднократно запрашивала начиная с весны 1928 года и которая месяцами нам была обещана, была бы выполнена».

Только летающая лодка Romar II смогла продемонстрировать требуемые летные характеристики. Четвертый и последний экземпляр самолетов данного типа (заводской номер 62) был заказан Францией в 1929 году и 4 марта 1931 года в рамках заводских испытаний совершил свой первый полет. С улучшенными двигателями BMW VIIaU, оснащенными редукторами с передаточным числом 1:2, и взлетной массой, возросшей на 1600 кг и составлявшей 19700 кг, самолет достиг требуемой дальности полета 3900 километров. Летающая лодка Romar II улучшила два рекорда подъема полезной нагрузки на высоту, установленные Romar I и установила еще 14 мировых рекордов. 1 апреля летающая лодка Romar II под командованием капитан-лейтенанта Демуго (Lieutenant de Vaisseau Demougot) и с немецким экипажем из шести человек , которым руководил флюгкапитан Штайндорф, выполнила перегоночный полет по маршруту Травемюнде – Гавр – Шербур – Уртен (*Hourtin), Бордо, – Сен-Рафаэль (*St. Raphael). На берегу Средиземного моря машину испытывали в течение двух лет. До первоначально запланированного использования на дальнемагистральных авиалиниях дела не дошло, и в конечном итоге летающая лодка Romar II была отправлена на слом.

Летом 1930 года последняя летающая лодка Romar I на заводе компании Rohrbach была усовершенствована по заказу авиакомпании Lufthansa. Были усилены силовой набор и днище (в местах максимальных нагрузок) подкрыльевых поплавков, днище лодки в районе редана, дверь в переборках выли установлены выше, были усилены клепаные соединения некоторых иллюминаторов и были частично доработаны отделения пассажирского салона. 21 августа работы были завершены и после установки капитально отремонтированных двигателей из обменного фонда 13 октября приступили к летным испытаниям. Завершением испытаний стал перелет, выполненный с 10 по 13 с целью проверки мореходных качеств при сильных течениях и различных направлениях ветра. Перелет был начат в устье Везера, затем прошел над городами Киль и Бремен, остров Нордерней (*Norderney) и завершился в Травемюнде. После этого перелета летающая лодка D-1747 была отправлена на зимовку в принадлежавший авиакомпании большой зал аэропорта Любек-Травемюнде.

В качестве дальнейшего развития гидросамолетов данного типа компанией Rohrbach был предложена летающая лодка Romar III с увеличенной на 65 см шириной корпуса, который наилучшим образом подходил для трансатлантических почтовых перелетов. В отчете компании по результатам испытаний было сказано:

«26 февраля 1931 года компании Luft Hansa было предложено создать Romar III путем переоборудования летающей лодки Romar I (заводский номер 31), чтобы компания в кратчайшие сроки и по низкой цене смогла бы приступить к оценке пригодности летающей лодки к трансокеанским перелетам».

25 апреля компания Rohrbach представила проект летающей лодки Romar IV с крылом большего размаха и «тропической дальностью полета» в 5200 километров. Но надежды получить новые заказы не сбылись.

О дальнейшей судьбе последней летающей лодки Romar I ничего не известно. По всей видимости позднее она была отправлена на слом. Адольф Рорбах был вынужден ликвидировать компанию Rohrbach, и в 1934 году приступил к работе в качестве главного конструктора компании Weser-Flugzeugbau. Пять лет спустя он умер в возрасте 51 года.

источник: Rainer W. During «Der Pechvogel aus dem Wedding. Rohrbach Romar» «Flugzeug Classic» 2004-01, Seiten 28-33

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account