Несостоявшиеся перехватчики ОКБ П. О. Сухого. Часть 1 Сверхзвуковые перехватчики П-1 и П-2
14 мая 1953 г. приказом Министра оборонной промышленности П. О. Сухой был назначен главным конструктором ОКБ-1, сменив на этом посту В. В. Кондратьева.
29 мая 1953 г. Президиум Совета Министров СССР принял Решение (протокол №28) о проведении параллельной работы по проектированию и постройке фронтового истребителя и истребителя-перехватчика в ОКБ-1 главного конструктора П. О. Сухого.
5 августа 1953 г. Совет Министров СССР Постановлением «О создании скоростных фронтовых истребителей конструкции т. Сухого»:
«…Обязал Министерство оборонной промышленности (т.т. Устинова, Дементьева и главного конструктора т. Сухого) спроектировать и построить одноместный скоростной фронтовой истребитель со стреловидным крылом с турбореактивным двигателем конструкции т. Люльки с тягой 10 000 кг (с дожиганием)… Самолет построить в трех экземплярах, из них два экземпляра фронтовых истребителей и один – в варианте перехватчика… Истребитель в варианте перехватчика с радиолокационной станцией типа «Изумруд», установленной вместо оптического автоматического прицела, с двумя пушками калибра 30 мм предъявить на государственные испытания в мае 1955 года…
… с целью дальнейшего улучшения летно-тактических данных и освоения новой схемы истребителей спроектировать и построить истребитель с треугольным крылом с турбореактивным двигателем конструкции т. Люлька с тягой 10 000 кг (с дожиганием)… Самолет построить в двух экземплярах, из них один экземпляр фронтовой истребитель и один – в варианте перехватчика. … Истребитель в варианте перехватчика с радиолокационной станцией типа «Изумруд», установленной вместо оптического автоматического прицела, с двумя пушками калибра 30 мм предъявить на государственные испытания в декабре 1955 года….»
Учитывая то, что создание истребителей со сверхзвуковыми скоростями полета потребует решения ряда новых конструктивных и аэродинамических вопросов, в сентябре 1953 г. задание на проектирование истребителя с треугольным крылом получило и ОКБ-155 А. И. Микояна.
Работа по созданию самолетов со стреловидным крылом в ОКБ-1 (с января 1954 г. – ОКБ-51) получила заводской шифр: фронтового истребителя – С-1, а перехватчика – С-3. Работы по самолетам с треугольным крылом: фронтового истребителя – Т-1, а перехватчика – Т-3.
В 1955 г. постановлениями правительства существовавший тематический план работ ОКБ-51 дополнили двумя пунктами:
«… 1. Спроектировать и построить двухместный истребитель-перехватчик, оборудованный аппаратурой автоматического захвата цели, атаки цели и вывода самолета после атаки – системы «Ураган-1»…
Самолет построить в двух экземплярах:
• первый экземпляр с одним турбореактивным двигателем АЛ-9 (со статической тягой 10 000 кг [с дожиганием] – Прим. авт.), с максимальной скоростью 1850–1950 км/ч, практическим потолком 19 000–20 000 м, вооруженный управляемыми или самонаводящимися реактивными снарядами системы типа К-7 и дополнительно неуправляемыми реактивными снарядами. Предъявить на государственные испытания в третьем квартале 1957 г.;
• второй экземпляр с двумя турбореактивными двигателями ВК-11 (со статической тягой 5370 кг каждый – Прим. авт.), с максимальной скоростью 2100–2200 км/ч, практическим потолком 20 000–21 000 м, вооруженный двумя скорострельными пушками калибра 30 мм с темпом стрельбы 1300–1500 выстрелов в минуту, с боезапасом 100 патронов на пушку и дополнительно управляемыми или самонаводящимися снарядами типа К-7. Предъявить на государственные испытания в четвертом квартале 1957 г.
2. Закончить работы по созданию одноместного истребителя-перехватчика с треугольным крылом, с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф (Т-3 – Прим. авт.)… Самолет построить в двух экземплярах:
• первый экземпляр с двумя пушками калибра 30 мм, с боезапасом по 65 патронов на пушку;
• второй экземпляр с реактивным вооружением, состоящим из управляемых ракет типа К-7 или самонаводящихся реактивных снарядов… Оба экземпляра самолетов передать на государственные испытания в четвертом квартале 1956 года…»
Двухместный перехватчик с одним двигателем получил заводской шифр П-1, а двухдвигательный – П-2.
В первой половине 1956 г. начался этап рабочего проектирования. Мартовским постановлением правительства с некоторыми уточнениями было подтверждено задание на проектирование и постройку двухместных истребителей-перехватчиков П-1 и П-2. В августе завершилось рабочее проектирование самолета П-1. В связи с тем, что завод №165 не обеспечил поставку двигателя АЛ-9, Министр принял решение установить на самолет двигатель АЛ-7Ф-1 (статическая тяга – 9600 кг). Замена двигателя вызвала необходимость проведения дополнительных проектно-конструкторских работ, связанных с изменением воздушного канала и воздухозаборников с введением их регулировки, узлов крепления, схемы питания двигателя и рядом других изменений.
С мая по декабрь производство завода №51 изготовило ряд деталей и агрегатов статического экземпляра самолета П-1, готовность которого на 1 января 1957 г. составила 92,5%. И в то же время руководству предприятия стало ясно, что самостоятельно справиться с полным объемом работ по постройке самолета, при наличии других заданий, завод №51 не в состоянии из-за недостатков производственных площадей.
4 июня приказом Министра производство комплектов крыла, оперения и шасси поручили серийным заводам №№153, 126 и 119, но до конца 1956 г. эти заводы практически не приступили к выполнению заданий. В результате завод №51 в ноябре был вынужден самостоятельно приступить к изготовлению летных комплектов крыла и оперения. Сборку фюзеляжа П-1 начали в октябре, а крыла в конце ноября 1956 г. В итоге техническая готовность летного экземпляра самолета П-1 на 1 января 1957 г. составила 73,6%, а готовность технического проекта самолета П-2 – 55%.
25 августа 1956 г. своим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР обязали Главных конструкторов
«…пересмотреть в сторону увеличения летно-технические данные вторых экземпляров истребителей-перехватчиков и обеспечить установку на этих самолетах самонаводящихся ракет. …»
Этим же постановлением ОКБ-51 было поручено разработать управляемую ракету системы «К-9» и вооружить истребитель-перехватчик П-1 аппаратурой управления и ракетами системы «К-9». В рамках этого поручения завод №153 (Новосибирск) должен был изготовить в IV квартале 1957 г. три самолета П-1 и оборудовать их ракетами системы «К-9».
В конце сентября П. О. Сухой доложил Начальнику 7ГУ МАП И. Г. Загайнову, что:
«…1. Второй экземпляр двухместного истребителя-перехватчика «П-1» с двигателем АЛ-9, вооруженный двумя самонаводящимися снарядами, выполняется с максимальной скоростью 2200–2300 км/ч и практическим потолком 23 000 м. Указанные данные получены в соответствии с характеристиками двигателя АЛ-9 – тяга на Н=11 км, при М=2,2 равна 14 900 кг с учетом потерь, – присланными Главным Конструктором тов. ЛЮЛЬКА А.М. …
2. Второй экземпляр двухместного истребителя-перехватчика «П-2» с двумя двигателями ВК-11, вооруженного двумя самонаводящимися снарядами выполняется с максимальной скоростью 2400–2500 км/ч и практическим потолком 23 000 м. Указанные данные получены в соответствии с характеристиками двигателя ВК-11 – тяга одного двигателя на Н=11 км, при М=2,5 равна 20 000 кг без учета потерь – присланными Главным Конструктором тов. МЕЦХВАРИШВИЛИ…
… 4. На базе двухместного истребителя-перехватчика «П-1» с двигателем АЛ-9, заводом проработан истребитель-перехватчик средних высот со следующими данными:
• Максимальная скорость на Н=5000 м с форсажем – 1650 км/ч;
• Максимальная скорость на Н=5000 м без форсажа – 1100 км/ч;
• Максимальная скорость на Н=10 000 м с форсажем – 2200 км/ч;
• Максимальная скорость на Н=10 000 м без форсажа – 1000 км/ч;
• Техническая дальность полета на Н=5000 м при скорости 900–950 км/ч с 7% остатком топлива при посадке – 1400 км;
• Техническая дальность полета на Н=10 000 м при скорости 900–950 км/ч с 7% остатком топлива при посадке – 2000 км;
• Практический потолок с дожиганием – 19 000 м;
• Практический потолок без дожигания – 12 000 м;
• Время набора высоты Н=10 000 м – 5,0 мин;
• Вооружение: самонаводящиеся снаряды типа К-8 и в перегрузку 50 штук АРС-57 или 50 штук ТРС-85.
Срок передачи на совместные испытания 1 квартал 1959 г. …»
В первом полугодии 1957 г. завод №51 продолжил работы по постройке самолета П-1 с двигателем АЛ-7Ф-1. В марте был готов экземпляр для статических испытаний, а в мае закончена постройка летного экземпляра. 10 июня самолет перевезли в ЛИС для проведения наземных испытаний с отработкой всех систем и агрегатов.
В целях унификации вооружения истребителей-перехватчиков самонаводящимися реактивными снарядами типа «воздух-воздух» приказом от 4 июля 1957 г. Министр авиационной промышленности обязал Генеральных конструкторов заводов №№ 155 и 51 А. И. Микояна и П. О. Сухого
«… провести разработку пусковых устройств на строящихся самолетах Е-150 и «П», обеспечивающих подвеску снарядов К-9 разработки завода №155 МАП – КБ-1 МОП и завода №51.
3. Директору завода №455 т. Аржакову изготовить по договору с заводами №№155 и 51 опытную партию самонаводящихся снарядов системы К-9 по отработанной технической документации указанных заводов и по графику, утвержденному 6ГУ МАП.»
9 июля 1957 г. летчик-испытатель ГК НИИ ВВС подполковник Н. И. Коровушкин совершил первый полет на самолете П-1. Из-за выхода из строя двигателя АЛ-7Ф-1 самолет перебазировали на завод №51. После замены двигателя и проведения ряда доводочных работ самолет 1 октября был передан в ЛИС для прохождения заводских летных испытаний. До конца года по программе заводских испытаний самолет выполнил еще четыре полета.
К сентябрю 1957 г. был подготовлен план опытного самолетостроения на 1957–1959 гг., в котором ОКБ-51, одним из пунктов, надлежало:
«… 6) В частичное изменение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 23.03.56 г…., для повышения летно-тактических характеристик на заданный к разработке П-1 установить AЛ-11 или Р15М-300 и обеспечить следующие летно-технические данные:
Максимальная скорость полета на высоте 16 км – 2800–3000 км/ч
Практическая дальность полета (V = 950–1000 км/ч; Н = 10–12 км):
• нормальная – 1250 км
• максимальная – 2000 км
• с подвесными баками – 2500 км
Практический потолок – 24–25 км. Длина разбега и пробега – 850–950 м.
Вооружение: 2×К-7 или К-8 и в перегрузку реактивные снаряды:
• 50×АРС-57М
На месте ракет подвешиваются блоки:
• 2 × АРС-212М или
• 48 × ТРС-57М
Оборудование:
• автопилот;
• система полуавтоматического наведения с земли и автоматической атаки на всех ракурсах;
• РЛС «Пантера»;
• «СВОД».
Самолет предъявить на госиспытания в III кв. 1959 г.
До получения АЛ-11 или Р15М-300 установить на этот самолет двигатель АЛ-7Ф-1 для проведения заводских летных испытаний и отработки аэродинамики, систем самолета, аппаратуры автоматической атаки и вооружения.
По результатам заводских испытаний МАП и ВВС во II кв. 1958 г. представить в Совет Министров СССР предложения о дальнейших работах по П-1 с АЛ-7Ф-1.
На одном самолете П-1 с АЛ-7Ф-1 установить АРС-57М в количестве 98 штук, РЛС «Пантера» с директорной индикацией и автопилот, предусмотрев в дальнейшем установку системы автоматического выполнения атаки.
Самолет предъявить на госиспытания в IV кв. 1958 г.
Во изменение Постановления Совета Министров от 17.08.56 г … обязать Новосибирский Совнархоз (т. Заболуева) и директора завода №153 (т. Салащенко) построить по чертежам Генерального конструктора т. Сухого вместо трех, пять истребителей-перехватчиков П-1 из них:
• три самолета с АЛ-11 или Р15М-300 для системы «К-9» и один самолет под К-8М в III кв 1958 г., вместо IV кв. 1957 г.
• один самолет с АЛ-7Ф-1 под неуправляемые PC – в I кв. 1958 г. …»
В январе-феврале 1958 г. самолет П-1 выполнил пять полетов, связанных с работами по доводке двигателя АЛ-7Ф-1. Весной 1958 г. с самолета П-1 сняли двигатель для доработок, а на самолете провели доводочные работы по средствам аварийного покидания и по установке бортовой РЛС «Пантера».
10 февраля 1958 г. Генеральный конструктор ОКБ-51 П. О. Сухой и главный конструктор НИИ-17 А. Б. Слепушкин направили Председателю ГКАТ П. В. Дементьеву докладную записку:
«В соответствии с Вашим заданием нами проработан вопрос о перехвате низколетящей цели.
Наиболее подходящим для этой цели самолетом, из объектов завода №51 является самолет П-1, так как условия работы низколетящего самолета в сложных метеоусловиях и ночью требуют двух членов экипажа. Кроме того, дальность самолета П-1 у земли больше дальности самолетов Су-7 и Т-3. Дальность самолета П-1 с двигателем ВК-13 на крейсерской скорости 800 км/ч равна 1100 км. Максимальная скорость самолета, определяемая по скоростному напору, равна 1250 км/ч. Указанный самолет будет работать в системе наведения «Воздух-1», поскольку данная система с помощью станций П-30 и «Тропа» позволяет обнаруживать цели, летящие на высотах порядка 500 метров и выше. Для того чтобы обеспечить связь с самолетом П-1, работающим на малых высотах и больших удалениях, командному пункту наведения системы «Воздух-1» должен быть придан вертолет, снабженный ретрансляционной станцией, построенной на базе серийной станции РСИУ-4Б. Указанный вертолет должен подниматься одновременно с вылетом перехватчиков.
Заводские испытания самолета П-1, оборудованного радиолокационной станцией типа «Пантера» и вооруженного двумя снарядами типа К-9 могут быть начаты в первом квартале 1960 года.
Исполнители данной темы:
• По самолету П-1 и снаряду К-9 – завод №51;
• По радиолокационной станции типа «Пантера», по передатчику подсвета непрерывного излучения и полуактивной головке самонаведения непрерывного излучения – НИИ-17;
По ретрансляционной установке для передачи команд (на базе РСИУ-4В) – ОКБ-695 ГКРЗ …»
В резолюции отмечалось, что задание включено в проект Постановления по истребителям-перехватчикам 18 марта 1958 г.
3 марта 1958 г. ГК ВВС Маршал авиации К. А. Вершинин в докладе Председателю ГКАТ П. В. Дементьеву по вопросу о причинах плохого состояния новых разработок в области авиационной техники в 1957 г., отмечал:
«…8. Двухместный истребитель-перехватчик, оборудованный системой «Ураган-1» (шифр П-1).
Самолет с двигателем АЛ-9 и управляемыми или самонаводящимися снарядами задан Постановлением Совета Министров СССР… от 19.01.55 г. со сроком предъявления на госиспытания – I кв. 1957 г. Срок перенесен на III кв. 1957 г. Самолет построен в июне 1957 г. с АЛ-7Ф-1 и вооружением, состоящим из 98 НУРС АРС-57. Проводятся заводские летные испытания.
Основными причинами задержки в отработке самолета являются:
1. Недостаточная производственная мощность завода №51, вследствие чего постройка самолета не была выполнена в намеченный срок.
2. Непоставка заводу №51 комплекта крыльев (завод №153) завод №51 вынужден был изготовить его своими силами (в условиях производственной перегрузки).
3. Недостаточная отработка различных элементов самолета. Поэтому в ходе испытаний выявлено много дефектов, на устранение которых потребовалось около 3 месяцев.
4. Большое количество дефектов двигателя АЛ-7Ф-1, на устранение их в процессе заводских летных испытаний потребовалось более 3 месяцев.»
3 апреля Председатель ГКАТ в своем докладе в Совмин СССР предложил:
«В целях сокращения тематики опытного самолетостроения по самолетам-истребителям и сосредоточения конструкторских сил на основных направлениях… осуществить следующие мероприятия:
… Истребитель-перехватчик П-1 с двигателем Р-15-300 или АЛ-11, с максимальной скоростью полета 3000 км/ч и практическим потолком 25 км, дальностью полета до 2500 км и с подвесными баками до 2900 км; самолет будет передан на летные испытания во II квартале 1959 года, на самолете устанавливаются ракеты К-9, наведение с земли системой «Воздух-1»;
• на базе самолета П-1 будет построен истребитель-перехватчик с двигателем ВК-13 (Климов) для действий на низких высотах, с максимальной скоростью на высоте 1000 м – 1250 км/ч; для этого самолета необходимо создать специальную систему наведения на низколетящие цели.
При создании истребителя-перехватчика П-1 будет предусмотрена возможность выпуска его в варианте разведчика с дальностью полета 3000 км, высотой применения 25 км и с продолжительностью полета 14-16 мин. на высоте 24 км и на скорости 2800–3000 км/ч…»
21 апреля П. О. Сухой утвердил тематический план завода № 51 на 1958–1961 гг. План содержал 12 пунктов, из них три пункта были связаны с самолетом П-1:
«… Пункт 9. Двухместный истребитель-перехватчик с двигателем Р-15-300М или АЛ-11 с основными летно-техническими данными:
Максимальная скорость на Н=15 км – 3000 км/ч
Практический потолок:• без 2×К-9 – 25 000 м
• с 2×К-9 – 23 500м
Дальность полета на Н = 10–12 км и скорости полета 950–1000 км/ч с двигателем АЛ-11:
• без подвесных баков, без двух ракет К-9 – 2200 км
• без подвесных баков, с двумя ракетами К-9 – 2000 км
• с подвесными баками, без двух ракет К-9 – 2600 км
• с подвесными баками, с двумя ракетами К-9 – 2400 км
с двигателем Р-15-300М:
• без подвесных баков, без двух ракет К-9 – 2000 км
• без подвесных баков, с двумя ракетами К-9 –1800 км
• с подвесными баками, без двух ракет К-9 – 2400 км
• с подвесными баками, с двумя ракетами К-9 – 2200 км
Длина разбега – 700 м
Длина пробега – 900 мВооружение: две ракеты К-9, в перегрузку 50 АРС-57М
Оборудование:
• система полуавтоматического наведения с земли;
• система привода и посадки «Свод»;
• система автоматической атаки на всех ракурсах;
• радиостанция РСИУ-5;
• радиовысотомер РВУ;
• РЛС обнаружения и автоматического сопровождения «ЦП».
Примечание: 3 самолета строятся на заводе №153 Новосибирского СНХ. Срок постройки трех самолетов – 1 квартал 1958 года. На 25.03.58 г. заводом не изготовлено ни одного самолета. Возможный срок постройки самолетов заводом № 153 с двигателем АЛ-7Ф-1: первого и второго экземпляров в III квартале 1958 года, третьего – в IV квартале 1958 года.
Пункт 10. Самонаводящийся реактивный снаряд класса «воздух-воздух» К-9 (заводской шифр Р-38)
Максимальная скорость на Н=25 км – М=3
Максимальная боевая высота – 25 000 м
Дальность захвата РГС в ППС – 15 кмБоевая часть: осколочно-направленного действия массой 27 кг с неконтактным радиовзрывателем, обеспечивающим поражение цели в радиусе 25 м.
Примечание: Находится в стадии проектирования и постройки.
… Пункт 12. Одноместный разведчик П-1 с двигателем Р-15-300М или АЛ-11 с основными летно-техническими данными:
Максимальная скорость на Н=15 км – 3000 км/ч
Практический потолок – 25 000 мДальность полета на Н = 10–12 км и скорости полета 950–1000 км/ч:
с двигателем АЛ-11:
• без подвесных баков – 2500 км
• с подвесными баками – 2900 км
с двигателем Р-15-300М:
• без подвесных баков – 2300 км
• с подвесными баками – 2600 км
Разбег и пробег – 850–950 м
Продолжительность полета на скорости 2800–3000 км/ч:
• на H=25 км – 6 мин
• на H=24 км – 14 мин
• на H=23 км – 20 мин
Оборудование:
• система привода и посадки «Свод» (предусматривается «Барометр»);
• РЛС типа «Инициатива-2»;
• радиостанция РСИУ-5;
• станция защиты «Сирень-2»;
• радиовысотомер РВУ;
• система опознавания и ответа «Хром-Никель» и СОД-57М;
• аппаратура для планового и перспективного фотографирования.
Срок изготовления самолетов заводом №153 Новосибирского СНХ:
• статического экземпляра – IV квартал 1958 г.
• летного экземпляра – I квартал 1959 г.».
16 апреля 1958 г. постановлением ЦК КПСС и СМ СССР сроки изготовления на заводе №153 трех экземпляров самолета П-1 под систему «К-9» были передвинуты на IV квартал 1958 г.
29 мая Дементьев направил в ЦК КПСС докладную записку по предложению П. О. Сухого о низковысотном истребителе, в которой отметил, что:
«… ОКБ т. Сухого в настоящее время имеет задание по созданию истребителя-перехватчика Т-3 с системами К-5 и К-8 для полетов на высоту 20–22 км и по перспективному истребителю-перехватчику ОКБ т. Сухого должно создать истребитель-перехватчик на высоту 25–27 км с системой К-9.
Таким образом, главнейшей задачей ОКБ-51 является решение вопроса о создании высотных перехватчиков.
Тов. Сухой предлагает дать ему задание создать низковысотный перехватчик на базе самолета П-1, дав задание заводу №153 в Новосибирске изготавливать эти самолеты.
Завод №153 в Новосибирске в настоящее время перестраивается под производство перехватчиков Т-3, поэтому загружать его дополнительным заданием по изготовлению П-1 нельзя, так как это будет отрывать завод от основного задания по выпуску перехватчиков Т-3.
Самолеты П-1 будут изготовлены в количестве 3 штук на заводе №153 в соответствии с ранее вышедшими решениями и давать дополнительное задание заводу №153 нецелесообразно.
По низковысотным самолетам-перехватчикам самой трудной задачей является решение вопроса по системе управления и наведения этими самолетами. Эти задачи будут решаться в течение 1959–60 г.г.
При положительном решении вопроса системы управления и наведения этот вопрос значительно легче будет решить и для самолетов Сухого.
Поэтому Комитет по авиационной технике считает, что в настоящее время нецелесообразно давать т. Сухому задание по низковысотным истребителям и со своей стороны считает возможным вернуться к рассмотрению этого вопроса в I–II кварталах 1959 года.»
4 июня 1958 г. постановлением правительства прекращены работы по самолету П-2.
Постановлением от 13 сентября 1958 г. Совет Министров СССР,
«… придавая важное значение быстрейшему созданию надежных средств спасения экипажей самолетов ВВС …»,
поручил коллективу ОКБ-51 закончить заводскую отработку средств аварийного покидания самолетов Су-7, Т-3, а заводу №153 изготовить две летающих лаборатории (ЛЛ) на базе самолета П-1 с двигателем АЛ-7Ф-1 для отработки средств спасения экипажей.
6 октября 1958 г. летный экземпляр самолета П-1, в числе других самолетов ОКБ-51, был показан секретарю ЦК КПСС А.И. Кириченко.
3 февраля 1959 г. Председатель ГКАТ П. В. Дементьев доложил зам. Председателя СМ СССР Д. Ф. Устинову, что:
«Ведущие ОКБ ГКАТ в настоящее время сильно перегружены заданиями по разработке новых объектов или по модификации образцов техники, находящихся на вооружении. Перегрузка ОКБ и институтов начинает сказываться на сроках выполнения и на качестве отработки основных заданий.
Так ОКБ-156 т. Туполева имеет 29 заданий, ОКБ-155 т. Микояна – 11 заданий, ОКБ-51 т. Сухого – 12 заданий, ОКБ-115 т. Яковлева – 10 заданий и т.п..
В результате такого большого количества конструкторских разработок в одном ОКБ конструкторские силы распыляются, ограниченное лабораторное и экспериментальное оборудование не обеспечивает отработки опытных образцов, а материальные средства тратятся в большом количестве и в ряде случаев нерационально.
Состояние с конструкторскими разработками особенно обострилось к началу 1959 г. в связи с большой сложностью и трудоемкостью опытных заданий и резким недостатком бюджетных ассигнований.
В связи с этим ГКАТ пересмотрел весь перечень заданий на опытные разработки с целью сосредоточения сил ОКБ на выполнении главнейших ведущих заданий и освобождение ОКБ и НИИ от второстепенных разработок, не имеющих актуального значения для обороноспособности страны.
В результате рассмотрения всех заданий основных ОКБ ГКАТ вносятся следующие предложения:
По ОКБ-51 и ОКБ-155, занятых разработкой систем перехвата и фронтовых истребителей считать основными для ОКБ-51 (Ген. конструктор т. Сухой):
• проведение летных испытаний, доводку и оказание тех. помощи заводам в освоении и серийном выпуске комплекса перехвата Т-3-51 в составе самолета Т-3 с двигателем АЛ-7Ф-1 и системой управляемого реактивного оружия К-51 и по серийному выпуску истребителей-бомбардировщиков Су-7Б с АЛ-7Ф-1.
• разработку и создание комплекса перехвата Т-3-8М в составе самолета Т-3 с АЛ-7Ф-1 и системой реактивного вооружения К-8М и комплекса перехвата Т-3А-9 в составе самолета Т-3А с двигателем Р15-300 или АЛ-11 и системы управляемого реактивного оружия К-9.
Освободить ОКБ-51 от выполнения всех других заданий, в том числе от постройки истребителя-перехватчика П-1 и самолета-истребителя Т-3 в пушечном варианте.»
В июне 1959 г. в Совет Министров поступило письмо директора Новосибирского авиационного завода №153 И. А. Салащенко, в котором отмечалось, что:
«Совет Министров СССР Постановлением от 13 сентября 1958 г. … обязал завод № 153 изготовить и поставить УЗ и ПСАТ ВВС две летающие лаборатории на базе двухместных истребителей П-1.
Истребитель П-1 до настоящего времени еще не создан, стало быть, нет базы, на чем можно было бы создать летающие лаборатории. Для такого самолета не созданы еще двигатели и комплектующие изделия. Кроме того, двухместный истребитель П-1 с технической точки зрения не представляет особого интереса и неперспективен, в связи с чем, ГКАТ вошел в ходатайство перед Советом Министров СССР о снятии вообще с производства самолета типа П-1, как опытной темы.
Таким образом, завод №153, по независящим от него причинам, не может выполнить постановления Правительства… от 13.09.58 г. о постройке двух лабораторий на базе несуществующего самолета П-1.
По изложенным мною доводам убедительно прошу Вас войти с ходатайством перед Советом Министров СССР об отмене постановления … от 13.09.58 г. в части, касающейся изготовления и поставки для ВВС двух летающих лабораторий на базе П-1 и освободить завод от работы, выполнить которую нет возможности.»
По указанию Д. Ф. Устинова Председатель ГКАТ и Главком ВВС подготовили совместное решение о создании летающей лаборатории на базе учебно-боевого самолета Т-3.
В июле 1959 г. в проекте тематического плана завода №51 был включен пункт «Экспериментальные работы на П-1 по исследованию боковых воздухозаборников».
Во втором полугодии 1959 г. в связи с большой загрузкой ОКБ-51 тема П-1, как второстепенная, была снята с плана.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Для справки:
В 1955 г. тема С-3 была закрыта, а для постройки Т-3 по указанию МАП в качестве основы взяли Т-1, переделав носовую часть фюзеляжа под радиолокационную станцию «Алмаз».
26 мая 1956 г. прикомандированный к ОКБ-51 летчик-испытатель ГК НИИ ВВС подполковник В. Н. Махалин выполнил первый полет на самолете Т-3 (первый экземпляр).
Проектно-конструкторские работы по двухместным перехватчикам П-1 и П-2 начались в апреле 1955 г. Первоначально прорабатывался вариант с лобовым воздухозаборником (по типу Т-3), а затем и с боковыми воздухозаборниками, исходя из возможного размещения в носовой части радиолокационной станции с большим диаметром антенны.
В октябре 1955 г. завершилась работа над эскизными проектами истребителей-перехватчиков П-1 и П-2. В конце 1955 г. комиссии представителей ВВС рассмотрели и утвердили эскизные проекты и макеты самолетов.
Согласно эскизному проекту истребитель-перехватчик П-1 предназначался
«… для перехвата и уничтожения самолетов противника днем и ночью в любых метеорологических условиях. По своим летным характеристикам самолет способен вести борьбу с бомбардировщиками и разведчиками противника, летящими как одиночно, так и группами на скорости от 800 до 1800 км/ч на высотах от 10 000 м и до своего практического потолка, а также вести борьбу с истребителями-бомбардировщиками противника.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с треугольным крылом и стреловидным оперением, с трехколесным убирающимся шасси и герметической кабиной.
Истребитель-перехватчик снабжен аппаратурой «Горизонт» для наведения самолета на цель с земли, а также радиолокационной аппаратурой типа «Ураган», обеспечивающей во взаимодействии с системой «К-7»:
1 – обнаружение цели после наведения самолета с земли или при самостоятельном полете;
2 – автоматическое управление самолетом с момента обнаружения цели перехватчиком по траектории сближения и атаки, прицеливание и автоматическую стрельбу управляемыми или самонаводящимися и неуправляемыми реактивными снарядами;
3 – автоматический вывод самолета из атаки.
… Самолет П-2 кроме общего с самолетом П-1 тактического назначения имеет много общего и в конструктивном отношении. …»
Из эскизных проектов следует, что вооружение самолета П-1 состояло из двух реактивных снарядов К-7, а в перегрузку – двух К-7 и тридцати двух реактивных снарядов АРС-70 или тридцати турбореактивных снарядов ТРС-85.
Реактивные снаряды К-7 подвешивались под консолями крыла на пилонах.
Одноствольные восьмизарядные автоматические реактивные орудия (АРО-70) для стрельбы снарядами АРС-70 устанавливались в крыле по два автомата в консоли. При варианте вооружения снарядами ТРС-85, вместо АРО-70 в каждой консоли крыла монтировались по четыре орудия для ТРС-85.
Стрельба реактивными снарядами К-7 велась на дистанции 5000–6000 м при помощи специальных вычислительных блоков бортовой радиолокационной системы «Алмаз-7». Эта же прицельная система обеспечивала стрельбу неуправляемыми реактивными снарядами.
Вооружение самолета П-2 состояло из двух скорострельных пушек калибра 30 мм с темпом стрельбы 1300–1500 выстрелов в минуту и с боекомплектов по 100 патронов на пушку, а в перегрузку – два снаряда К-7.
Пушки устанавливались в корневой части каждой консоли, боекомплект располагался в стационарных коробках, крепящихся в фюзеляже.
Стрельба из пушек и снарядами К-7 велась на дистанции 3000 м для пушек и 5000–6000 м для К-7 при помощи специальных вычислительных блоков станции «Алмаз-7».
источник: Владимир Проклов «Несостоявшиеся перехватчики ОКБ П. О. Сухого. Сверхзвуковые перехватчики П-1 и П-2» // Авиация и космонавтика 2017-06