История одной из мощнейших сельскохозяйственных машин в мире со скрытыми талантами.
Как только не называли Никиту Сергеевича Хрущева. «Кукурузник», «хряк», «колхозник»… Антипод Сталина с обидными прозвищами одной рукой сокращал армию, а другой делал образование общедоступным и налаживал отношения с государствами вне соцблока. Он же — косвенный «виновник» появления могучего сельскохозяйственного гиганта с душой военной машины.
Должен признаться, уже не первый год я борюсь с сильным желанием заиметь себе… старый трактор «Кировец». Друзья лишь вздыхают и крутят пальцем у виска: «Совсем свихнулся на старости лет наш любитель ржавого железа…». Конечно, все это лишь хотелки на фоне сезонных обострений. Просто так «Кировца» не купить — очень дорог, да и применять его лично мне абсолютно негде. Остается мечтать и говорить о нем. Мы собрали для вас основные и наиболее интересные факты об этой неординарной машине.
Не отправься Никита Сергеевич осенью 1959-го с визитом к «больному войной» американскому президенту Дуайту Эйзенхауэру и, скорее всего, никакой супермашины у нас бы не появилось. Руководство сверхдержавы воспользовалось случаем и козырнуло достижениями сельскохозяйственной отрасли — устроило Хрущеву экскурсию по заводу Des Moines Works всемирно известной компании John Deere. С ее продукции определенно стоило брать пример.
«Далее, согласно плану, мы должны были посетить заводы Джон Дир, крупнейшей сельскохозяйственной фирмы, известной в СССР. Мы прошли по цехам ее фабрики, но у меня особых впечатлений в памяти не сохранилось», — писал в своих воспоминаниях генсек.
Похоже, Хрущев все-таки покривил душой. Молва гласит, что его впечатлила модель 8010 Goliath разработки конца пятидесятых. Дизельный гигант массой в 10 тонн оправдывал свое название и развивал очень солидные 215 лошадиных сил. Высокопроизводительный колесный трактор подобного формата казался настоящей палочкой-выручалочкой для отечественной аграрной промышленности, которая серьезно пострадала в годы мировой бойни.
По возвращении советский лидер инициировал разработку похожей машины. На собрании руководителей КБ и институтов прозвучал вопрос, мол, кто из товарищей возьмется за проектирование. Вызвался Жозеф Яковлевич Котин, главный конструктор Кировского завода.
Ленинградское предприятие как нельзя лучше подходило для реализации техзадания. В середине двадцатых годов оно наладило сборку первого советского трактора «Фордзон-Путиловец», а позже запустило его преемника, модель «Универсал». К 1941-му общий тираж сельхозтехники составил порядка 200 тысяч экземпляров. Но самое главное, еще до войны завод выпускал военную технику, в том числе спроектированную в бытность Жозефа Яковлевича.
Его послужной список огромен — лауреат четырех Сталинских премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического Труда, заместитель наркома танковой промышленности. Но в первую очередь Котин был инженером. Под его началом родилось семейство тяжелых танков КВ («Клим Ворошилов»), которых немцы прозвали «призраками», и легендарные ИС («Иосиф Сталин»), одни из самых тяжелобронированных и мощных танков Второй мировой. В годы войны Кировский завод передислоцировали в Челябинск и объединили с рядом предприятий. Так появился прославленный «Танкоград», а Жозеф Яковлевич стал его главнокомандующим.
Но вернемся к трактору. John Deere казался отличным прототипом для отечественной разработки, да вот беда — купить его не удалось из-за очередного серьезного охлаждения в отношениях между СССР и Штатами. Альтернативой выступил канадский Wagner. Он напоминал «американца» и годился в качестве отправной точки. Подходящий экземпляр удалось отыскать в Швеции.
После окончания Великой Отечественной страна жила в условиях другой войны — холодной. Ряд источников утверждает, что она-то «костлява, беззуба, безброва» и определила концепцию трактора как техники двойного назначения. В мирное время ему предстояло работать на полях. Если противостояние сверхдержав вдруг не дай бог перешло бы в открытый вооруженный конфликт, сельский труженик мог оперативно переквалифицироваться в артиллерийский тягач и выполнять военные задачи.
13 июля 1962-го собрали первый К-700 «Кировец». Кстати, имя придумали не во времена хрущевской оттепели — изначально оно принадлежало довоенному гусеничному пропашнику «Универсал-3» для обработки хлопковых полей. Серийное производство новинки стартовало двумя годами спустя, а уже в 1966-м с конвейера сошел трехтысячный экземпляр с именем собственным «Иван Исаев» в честь директора завода.
Интересно, что у «Кировца» имелось неофициальное, очень точное и поэтичное прозвище «степной богатырь». Метко подмечено, ведь он — очень масштабная личность! Габариты по-своему красивой машины способны пристыдить гигантские внедорожники Ford Excursion и Chevy Suburban. Длина превышает 7 метров, ширина — более 2,5 м, высота — свыше 3 метров. Вес — 11 тонн.
Супертрактор состоит из двух половинок-полурам. На первой закреплен силовой агрегат, постоянно ведущий мост, топливный резервуар и двухместная кабина с обогревом. Задняя полурама соединена с фронтальной через шарнирное сочленение и несет отключаемый мост, а также навесное оборудование. При поворотах водитель воздействует не на колеса, а на соединительный механизм. Секции «складываются» и тем самым обеспечивают отличную маневренность.
Ранняя модель К-700 комплектовалась 220-сильным дизельным двигателем и выступала в качестве настоящего универсального бойца с широким спектром возможностей, навыков и задач. Что она способна делать? Да буквально всё: выполнять культивацию, боронование, вспахивание, глубокое рыхление, землеройные работы, мелиорацию, транспортировку грузов, даже участвовать в дорожных строительных работах.
По инженерии и производительности «Кировец» превосходил все, что существовало на тот момент в СССР. Мощь артиллерийского тягача очень пригодилась для мирной деятельности. В полях «степной богатырь» не знал себе равных — он в несколько раз увеличил производительность труда. Нам встречалась информация о том, что один трактор умудрялся за час обработать до двух гектаров пашни. До его появления с аналогичным объемом работы за единицу времени могли справиться лишь три 75-сильных гусеничных ДТ-54.
Трудовые подвиги и внушающий уважение конструктив были высоко оценены не только нашими колхозами, но и на мировой сцене. В 1968-м «Кировец» удостоился золотой медали Лейпцигской ярмарки, а первые тридцать экземпляров отправились служить на благо ГДР. Годом позже монстр посетил Парижскую выставку сельскохозяйственных машин и удостоился титула «самый мощный в мире сельскохозяйственный колесный трактор».
Весной 1975-го завод собрал стотысячный трактор нового типа и к лету переключился на производство его преемников К-700А и К-701. Они напоминали оригинальную модель, но существенно отличались от нее технически. Колея и колесная база выросли. Мосты с жестким креплением вместо прежних рессор примерили колеса с радиальными шинами для улучшения тяги и грузоподъемности. По левому и правому борту появились топливные баки вместо одного заднего на «семисотом».
Впрочем, все эти внушающие благоговейный трепет цифры меркнут на фоне массы топового двигателя. Он весит — только не падайте! — 1720 кг, словно современный среднеразмерный кроссовер.
«Кировец», конечно, супер! Но знаете ли вы, что кроме стандартных версий был еще и супер-«Кировец»? В 1980 году завод выпустил пять опытных чудищ К-710 с агрегатами в полтысячу «лошадей», кондиционируемыми кабинами и канцелярским прозвищем «Ильич» — экспериментальную партию приурочили к 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ленина. Увы, в народном хозяйстве царь-трактор не пригодился.
В середине восьмидесятых дебютировала третья итерация с индексом К-701М и двигателем мощностью 335–350 л.с. Символично, что тогда же с конвейера сошел 300-тысячный «степной великан». Десять лет спустя ленинградцы отпраздновали очередную важную дату — производство перевалило за 460 тысяч штук, и то был не конец серии! Классический «Кировец» оказался настоящим долгожителем. Он передал эстафету гораздо более современной, но и дорогой модели К-744Р лишь в начале нового тысячелетия.
«Степной великан» полюбился трактористам. «Надежный и простой», «минус лишь один: их больше не выпускают», «его надо ставить в один ряд с Т-34 и Ил-2», — такие отзывы о надежной и неприхотливой технике встретились на одном из тематических форумов. Конечно, недостатков у конструкции тоже хватает. В частности, значительно выступающий вперед мотор ухудшает проходимость в сложных условиях. Давление на грунт слишком велико. Наконец, при езде по рельефной местности есть риск опрокидывания.
«Кировца» знают во многих странах, причем не только за результативность полевых работ, но и за участие в забаве под названием tug of war. По нашему — перетягиванию каната. Две машины сцепляются, водители нажимают педаль акселератора и… пусть победит сильнейший! Таковым нередко оказывается отечественный артиллерийский тягач. Неизменно желтый, пошарпанный, тронутый ржавчиной, но несокрушимый. Интересно, догадываются ли иностранцы, кто на самом деле перед ними?
Надеюсь, я все-таки куплю его. Когда-нибудь.