Нереализованные проекты первых советских реактивных фронтовых бомбардировщиков. Часть 1. Самолёты Туполева, Сухого и Яковлева

13

Во второй половине сороковых годов в авиации начался постепенный переход к использованию турбореактивных двигателей. Конструкторы и инженеры приступили к решению задач по разработке новых самолетов различных классов. В первую очередь необходимо было создать фронтовые реактивные истребители и бомбардировщики. В Советском Союзе по тематике реактивных фронтовых бомбардировщиков работало не менее пяти авиационных конструкторских коллективов. Основная борьба здесь развернулась между ОКБ С. В. Ильюшина и ОКБ А. Н. Туполева.

В 1947 году там были спроектированы и построены первые экспериментальные машины Ил-22 и Ту-12 соответственно. Получив определенный опыт разработчики продолжили вести работы в заданном направлении и вскоре были созданы Ил-28 и Ту-14. Как мы знаем первый стал основным фронтовым бомбардировщиком и был запущен в массовое серийное производство. По ходу эксплуатации самолет отлично себя зарекомендовал, имел много специализированных модификаций, которые применялись на протяжении нескольких десятилетий.

Экспериментальный бомбардировщик Ил-22. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Экспериментальный бомбардировщик Ил-22. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Экспериментальный бомбардировщик Ту-12. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Экспериментальный бомбардировщик Ту-12. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Фронтовой бомбардировщик Ил-28. Источник фото: http://авиару.рф/

Фронтовой бомбардировщик Ил-28. Источник фото: http://авиару.рф/

Его оппонент же был выпущен лишь ограниченной серией. Примерно до 1957 года Ту-14 использовали в составе морской авиации в качестве торпедоносца. Кроме отмеченных выше проектов свои наработки в разное время представляли и другие конструкторские коллективы. В силу различных обстоятельств эти программы закрывались одна за другой. Одними из первых к созданию реактивного фронтового бомбардировщика приступили в ОКБ В. М. Мясищева. Еще в 1945 года там начались изыскания по самолету РБ-17. В качестве двигательной установки планировалось использовать четыре немецких ТРД Junkers Jumo 004 (Ссылка на статью). В связи с тем что в феврале 1946 года ОКБ ВМ. Мясищева было закрыто, данный проект также был свернут. До постройки опытных прототипов и проведения испытаний дело не дошло. Наработки по нему были переданы в ОКБ С. В. Ильюшина, где вскоре построили во многом схожий Ил-22. Аналогичная судьба постигла и проект Су-10, который разрабатывался в ОКБ П. О. Сухого. Правда он дошел до стадии постройки первого опытного экземпляра. К этим двум машинам мы вернемся позднее, а сегодня более подробно поговорим о третьем проекте, который стоял особняком от остальных.

Рисунок фронтового бомбардировщика РБ-17. Источник фото: http://авиару.рф/

Рисунок фронтового бомбардировщика РБ-17. Источник фото: http://авиару.рф/

Разрабатывался он в ОКБ А. С. Яковлева в конце сороковых годов под индексом Як-ПВРД. Его отличительными особенностями стало применение стреловидного крыла и прямоточно-воздушного реактивного двигателя. В связи с необходимостью существенного повышения скоростных характеристик, переход к использованию стреловидного крыла был очевиден. Решением этой задачи занимались и другие конструкторские коллективы. К примеру в ОКБ С. В. Ильюшина был построен экспериментальный фронтовой бомбардировщик Ил-30, а ОКБ А. Н. Туполева представило опытный самолет Ту-82. А вот применение ПВРД стало уникальной особенностью проекта ОКБ А. С. Яковлева. Ранее там уже проводились определенные эксперименты с данным типом силовой установки.

Опытный бомбардировщик Ил-30. Источник фото: http://авиару.рф/

Опытный бомбардировщик Ил-30. Источник фото: http://авиару.рф/

Непосредственно работы над обликом новой машины начались летом 1948 года. Разработчиками рассматривались различные варианты ее компоновки. Существовало два основных, которые отличались количеством и местом размещения двигательной установки. Первый вариант подразумевал применение одного ПВРД, установленного внутри фюзеляжа. Во втором же планировалось использовать четыре двигателя, которые бы попарно на специальных пилонах устанавливались под крылом самолета. В зависимости от выбранной компоновки формировался и дальнейший облик изделия. Однодвигательная модификация представляла собой компактный моноплан со среднерасположенным крылом. Его длина составляла 18,7 метров, при размахе крыла в 14,1 метров. Передняя часть фюзеляжа с кабиной экипажа была конусообразной формы, далее шел крупный отсек цилиндрической формы где размещался двигатель. Отмечается что при данной схеме довольно сложно было расположить бомбовый отсек и прочее необходимое оборудование. Угол стреловидности крыла составлял 45 градусов. Топливные баки размещались как в фюзеляже, так и в крыльях. Шасси предполагалось выполнить по велосипедной схеме. Также прорабатывалось два варианта размещения стартовых ускорителей. В первом случае предполагалось использовать шестнадцать ускорителей типа У-5. Их должны были установить на специальной стартовой тележке. В другом варианте предлагали разместить ускорители типа У-931 под крылом самолета. Именно ему и отдавалось предпочтение в случае утверждения однодвигательной схемы. Модификация бомбардировщика с четырьмя ПВРД была несколько больше по размерам. Длина самолета в данном случае должна была составить 20,4 метров при размахе крыла в 14,2 метра. Стартовые ускорители планировалось установить под крыльями. Форма фюзеляжа была более вытянутой. При этом не возникало проблем с компоновкой основных отсеков, а также всех необходимых узлов.

Эскиз Як-ПВРД с четырьмя двигателями. Источник фото: https://topwar.ru/


Эскиз Як-ПВРД с четырьмя двигателями. Источник фото: https://topwar.ru/

Эскиз Як-ПВРД с четырьмя двигателями. Источник фото: https://topwar.ru/


Эскиз Як-ПВРД с четырьмя двигателями. Источник фото: https://topwar.ru/

Однако дальше подготовки эскизного проекта дело не пошло. Именно из-за типа двигательной установки этот проект в итоге и был закрыт. Недостатки использования ПВРД для подобного самолета все же были существенными. Прежде всего это отсутствие статической тяги, что приводило к необходимости применения стартовых ускорителей. Но наработки по данному изделию все же не пропали даром. В дальнейшем облик новых сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиком (к примеру Як-26 и Як-28) формировался с некоторым учетом той схемы, которая была предложена в четырехдвигательном варианте Як-ПВРД. В завершении обзора стоит отметить что самолеты с применением подобной силовой установки были построены за рубежом. Особняком здесь стоят французские проекты. К примеру целая серия экспериментальных машин, разработанных под руководством конструктора Рене Ледюка. Также можно отметить и экспериментальный истребитель с комбинированной силовой установкой Nord 1500 Griffon.

Источник — https://dzen.ru/media/review_aviation/nerealizovannye-proekty-sovetskih-reaktivnyh-frontovyh-bombardirovscikov-chast-pervaia-5ec0fa5df0a6d113d54b8170

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account