Небесный «Скорпион»… Альтернативная мототехника для ВДВ РККА
13 июля 1941 года авиаразведка обнаружила у городка Горки, под Могилёвом, группу из 300 немецких танков и машин, стоявших в поле в ожидании подвоза горючего. Было принято решение силами 214-ой бригады ВДВ нанести удар по неподвижному противнику.
На следующий день, рано утром, группа самолётов Г-2МД1 и ПС-84, а также один планер «ТДП-1» (танко-десантный планер) осуществили выброску парашютного десанта в составе усиленной роты под командованием лейтенанта Романченко.
Учитывая важность поставленной задачи, командование бригады выделило для участия в операции всё наличное тяжёлое вооружение, за исключением буксируемой артиллерии. Таким образом, помимо л/с в десанте участвовали 1 танк Т-39, 2 мототранспортёра МТД-40 с 76-мм безоткатками ДРП, 1 82-мм миномёт на прицепе и ещё несколько мототранспортёров.
Для десантирования было выбрано место между двумя лесомассивами. Сначала авиаудар по колонне нанесли 4 ТБ-3, но малоуспешно. В это же время первая волна десантников приземлилась на опушке. Быстро собрав транспортёры, бойцы расчистили площадку для приёма танкодесантного планера. Романченко разделил свои силы на 2 группы: 1-ая отвлекающая, должна была связать боем гитлеровцев, которые видели выброску, а вторая, включавшая в себя танк, безоткатки и ПДВзв на транспортёрах, спустя полчаса после первой группы, совершив обходной манёвр, ударила во фланг немцам, которые полностью переключились на первую группу, считая её всем десантом. Шквальный огонь танковой ТНШ и протяжные выстрелы из ДРП внесли настоящий хаос в немецкие порядки, картину добавлял неудержный стрекот пулемётов и автоматов десанта. От опушки справа тяжело ухал миномёт, но, к сожалению, был быстро подавлен. Одна из ДРП, сделав всего 6 выстрелов, вышла из строя. Оправившись от первого шока, немцы быстро перегруппировались и стали готовить контратаку. В этих условиях Романченко принял решение на отход и дал сигнал из ракетницы. Маршрут отхода был продуман ещё на базе, поэтому бойцы организованно начали манёвр.
С помощью огнемёта РОКС и винтовочных гранат десантники подожгли поле, на котором стояла вражеская техника. На отходе немцам удалось подбить Т-39, и его пришлось взорвать, бросив внутрь связку гранат.
Успех операции был полным: используя внезапность, десантники огнём из тяжёлого оружия и винтовочных гранат вывели из строя более 100 единиц вражеской техники, задержав наступление более чем на 2-ое суток, что позволило бригаде укрепиться у Мстиславля.
Однако победа была достигнута дорогой ценой: из 64 человек десанта назад вернулось только 34, причём из первой группы всего шестеро. Были потеряны и танк, и миномётная установка, обе ДРП и 4 транспортёра, но задачу десант выполнил.
Увы, это АЛЬТсценарий…На самом деле было так:
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=15551.0;wap2
Приступая к формированию крупных воздушно-десантных частей, командование РККА прекрасно понимало, что без качественного технического усиления эти части будут, по сути, очень лёгкой пехотой с ограниченной подвижностью после высадки. Необходимо было каким-то образом решить проблему. Был объявлен конкурс на создание лёгкого высокомобильного транспортного средства, которое могло бы быть сброшено с парашютом и вмещало бы в себя отделение ВДВ (по новым штатам — 7 чел.)
К финальной части сравнительных испытаний были допущены 3 образца: Подольский МЗ на базе своего мотоцикла ПМЗ-750 создал трицикл, а таганрожцы к стандартному ТИЗ-600 добавили прицеп для перевозки грузов и людей. Иначе решили проблему конструкторы из КБ Харьковского мотовелозавода…
История Харьковского мото-велостроения к 40-ым годам минувшего столетия насчитывала не один десяток лет.
«…13 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление №89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев».
Этот документ является метрическим свидетельством о рождении в стране первого государственного велосипедного завода, по желанию рабочих вскоре получившего имя Всеукраинского старосты и их шефа Г. И. Петровского.
Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива. Стали мастерами и инструкторами. Обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах. К концу 1923 года в примитивных условиях небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов.
В 1926 году на производство была поставлена первая модель велосипеда «Украина». В 1925-1927 годах Харьковский велозавод выпустил 11,9 тыс. велосипедов…
… В 1940 г. мотопромышленность нацеливали на резкое повышение выпуска мотоциклов, в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 26.06.40,
… Практически одновременно с ленинградским производством, в Харькове, на объединении »Укрмето», проходила подготовка к производству аналогичной модели, получившей жизнь уже к 1 мая 1931 года под маркой ХМЗ-1М…
Производство ХМЗ-М1 передали в Таганрог на инструментальный завод ТИЗ, обладавший качественным оборудованием и высокой культурой производства. К 1935 году инженеры ТИЗа совместно с конструкторами из Москвы и Харькова подготовили взамен харьковской разработки новый мотоцикл — тяжелый дорожный более высокого класса с четырехтактным двигателем объемом 600 см3. Не секрет, что прототипом модели, получившей индекс ТИЗ-АМ600, послужил английский мотоцикл BSA образца 1931 года. Но создатели советского тяжелого мотоцикла в главе с ведущим конструктором Я. Каганом, упростили зарубежную конструкцию и усилили ряд узлов…»
Передав документацию в Таганрог, харьковские инженеры не забросили мотоциклетную тематику, а продолжали работать на велозаводе, который стал именоваться «мотовелозаводом», тем более,что опыт мотоциклостроения там был ещё дореволюционный:
«…в 1913-1914 гг., были предприняты шаги по организации сборки легких мотоциклов из покупных деталей швейцарской фирмы «Моторев» на заводе «Дукс» в Москве и на велосипедном заводе Лейтнера в Риге…»
История мотопроизводства здесь:
- http://mototravel.org/index.php?option=com_content&view=article&id=353%3A—&catid=18&Itemid=43&lang=ru
- http://www.bibliotekar.ru/encAuto/58.htm
- http://retro.dn.ua/forum/index.php?topic=16.0;wap2
- http://www.auto10.ru/article2.html
Однако обычный мотоцикл не подходил для широких задач десанта, поэтому харьковские инженеры, опираясь на опыт создания трёхосных легковых автомобилей ГАЗ-ТК и позже ГАЗ-М21, решили создать многоосное транспортное средство с мотоциклетным двигателем. Так сказать, гибрид мотоцикла и автомобиля. Был создан опытный образец, который представлял собой головную часть мотоцикла и заднюю автомобиля. Все колёса были мотоциклетными. Получившийся гибрид военных не удовлетворил. Тогда харьковчане решили радикально изменить сам подход к конструкции машины. Её решили сделать полноприводной и двухдвигательной, причём конструкция должна была стать модульной, чтобы можно было сбрасывать с парашютами.
Здесь нужно сделать небольшое отступление…Придумывая свою альтернативу я уже продумал историю о «талантливых студентах» Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства(ХИМЭСХ), которые создали двухколёсный трактор для малых полей. НО!…Первая же ссылка ГУГЛА повергла меня в уныние:
http://www.sknews.ru/rubriki/customer/58805-kak-vybrat-motoblok.html
http://www.zipmoto.ru/news/15-mirovaya-istoriya-sozdaniya.html
«…Мотоблок был создан в 1924 году, когда на паровозостроительном заводе в Харькове начали производить трехколесные мини-тракторы под названием «Карлик» инженера Мамина, у которого был двигатель мощностью 12 лошадиных сил и одной передачей вперед. Они могли развивать скорость в 3-4 км/ч и управлявшихся идущим за агрегатом оператором…»
Всё, абзац… Ну ничего нельзя придумать! Кстати, когда я более плотно занялся альтернативщиной, то порой сам дико удивлялся, насколько альтернатива могла стать реальностью; всего-то надо было сделать полшага в другом направлении, но, УВЫ, это – послезнание…
Итак, конструкторы решили объединить 2 задумки в одном изделии. Т.к. из советских мотоциклов ни один не удовлетворял пожеланиям инженеров, то за основу взяли БМВ Р12, который закупили в Швеции (позже таким же путём в СССР попал и БМВ Р71, ставший родоначальником М-72).
Мамин создал двухколёсный агрегат с одноцилиндровым двигателем размерности, как и у мотоцикла. Соединение двух агрегатов осуществлялось при помощи шкворневого соединения, а также телескопической V-образной тяги и стандартного буксирного приспособления.
Тренированный расчёт мог собрать машину за 4-5 минут, причём головной модуль можно было использовать отдельно. К нему же был разработан небольшой бульдозерный отвал, который позволял десантникам расчищать и подравнивать площадки для приёма планеров и самолётов.
Наличие 2-двигательной СУ давало большое преимущество харьковской машине по надёжности и многофункциональности. Естественно, что конкурс был выигран с большим преимуществом.
В августе 39-ого машину показали в Кремле. 2 упаковки, с головным и мотомодулем были поставлены во дворе на расстоянии друг от друга. Руководители страны внимательно следили за действиями бойцов. Те споро распаковали головной модуль, завели и довольно быстро «доехали по-пешему» к мотомодулю, соединили их, на телескопическую стойку водрузили пулемёт и начали крутить виражи на площадке.
— Смотри, Коба, как таракан на столе в том трактире под Царицыном, — смешливо сказал Ворошилов.
— Да нет, это не таракан. Посмотри на пулемёт, этот и ужалить может, — в усы усмехнулся и Сталин, вспомнив, как они планировали с Ворошиловым оборону города, носящего теперь его, Сталина, имя.
— Ну, значит, скорпион, — не унимался Ворошилов.
— Хорошая машина, нужная. Давайте её в производство. — Сталин решение принял. — Где будете строить?
— В Харькове, на ХМВЗ. Думали на «Серп и Молот» отдать, но там готовятся к выпуску автомобилей.
— Хорошо. Тем более, там же у Вас и Шитиков работает над десантными танками. Пускай Харьков станет ведущим по разработкам техники ВДВ. Для испытаний в ХВО и бригада ВДВ имеется.
Машина пошла в серию. В 41-ом году агрегатную базу машины заменили на аналогичную от М72, производство которого налаживалось в стране. Транспортёр сменил имя с МТД-40 на МТД-41. Этот переход задержал поставку техники в войска, и к началу войны лишь очень незначительное число машин было поставлено в ВДВ, особенно с учётом развёртывания бригад в корпуса.
С подходом немецких войск предприятие было эвакуировано в Тюмень, где наряду с М72 выпускались и МТД-41. Однако использование ВДВ как обычной пехоты делало транспортёр ненужным. Инженеры нашли новое применение для машины. Были разработаны неполноповоротный погрузчик (машина аэродромного обеспечения), который позволял подвешивать бомбы до 500 кг и выполнять работы по ТО самолётов, для чего он был оснащён набором соотв. инструмента. Также был разработан и изготавливался частично бронированный эвакуационный транспортёр для раненых, который спас не одну тысячу жизней. Как ни крути, а он был поэффективнее сопливой девчонки с плащ-палаткой…
Интересной была и конструкция десантных платформ. Для гашения инерции был применён принцип пневмотормоза. В днище платформы были сложены прорезиненные упрочнённые ёмкости, а сбоку баллон со сжатым воздухом. При выдёргивании парашюта вытягивалась и чека баллона — ёмкости наполнялись. При приземлении меньшие ёмкости от удара, как правило, лопались, но первый удар гасили; затем в действие вступала вторая ступень, из которой воздух по штуцерам уже успевал выходить, не разрушая оболочки. Удар был, конечно, силён, но подвеска выдерживала. У головного модуля она состояла из спиральных пружин с амортизаторами, а у мотомодуля — рессорная.
Кроме МТД на ХМВЗ выпускали и небольшой складной минимотоцикл, прозванный «Жучком».
Колёса у обеих машин были бескамерные, с заполнением составом ГК.
Масса головного модуля — 180 кг; мотомодуля — 400 кг; прицепа — 180 кг (без груза). Мощность двигателей составляла 20-22 л.с. у мотомодуля и 10 л.с. у головного. Скорость не превышала 45 км/ч, но это было признано вполне достаточным. Двигатель головного модуля включался при движении по сильнопересечённой местности, а также для работы вспомогательных механизмов.
Вся техника в большем масштабе на Радикале:
http://radikal.ua/data/upload/49112/6895e/6283dc9d90.jpg
Как-то так… 🙂