Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР
Образование в феврале 1932 г. Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при СНК СССР, объединившего руководство всеми видами применения гражданской авиации, привело к дальнейшему росту и интенсификации отрасли. Возрастающий объем перевозок и стремление к более высоким показателям эксплуатации авиационной техники первым делом требовали появления новых летательных аппаратов, создание которых активизировалось в период 1930-х годов. В мае 1934 г. инженерное общество «Авиавнито» и редакция газеты «За рулем» организовали конкурс на современный пассажирский самолет, способный развивать полетную скорость 420-450 км/ч. Дальность полета, согласно условиям конкурса, требовалась 1250-1500 км, потолок 7500 м, вместимость салона 5-12 пассажиров с багажом.
До установленного срока (1 мая 1935 г.) жюри конкурса рассмотрело несколько десятков проектов различных авторов и коллективов, представлявших собой в основном двухмоторные монопланы с совершенной аэродинамикой. Хотя ни один из представленных проектов на практике не реализовали, сам конкурс в значительной степени повысил интерес в СССР к скоростным самолетам гражданского назначения. В представленном ниже материале мы расскажем о некоторых проектах пассажирских самолетов, разработанных в этот период в Центральном Аэрогидродинамическом институте.
В основном эти проекты, являющиеся инициативными разработками, создавались молодыми инженерами, многим из которых еще предстояло прославиться своими работами в советской авиапромышленности. Достоверно известно о пяти таких перспективных разработках.
Проект транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-1
Этот скоростной моноплан с крылом, выполненным по схеме обратной «чайки», предполагался под двигатель Райт «Циклон» мощностью 700 л.с.
Характеризовался следующими размерами: длина 9,0 м, размах крыла 12,0 м. Экипаж состоял из летчика и бортмеханика, в салоне размещались до 5-ти пассажиров.
В числе авторов проекта назывались: М.М.Фадеев, П.М.Хавкин, С.С.Кричевский, Э.И.Корженевский, С.Ф.Фофанов, Е.С.Фельснер.
Первоначальный вариант скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-2
Проект отличался оригинальной компоновкой силовой установки в центральной части фюзеляжа. Двигатель М-34ФН 900 л.с. соединялся с тянущим воздушным винтом длинным валом, проходящим под полом кабины пилота.
Экипаж состоял из летчика и бортмеханика, в салоне размещались до 6-ти пассажиров. Особо стоит отметить, что авторы поместили бортмеханика в особом отсеке, сразу за двигателем.
Самолет характеризовался следующими размерами:
Размах крыла (м) ……………………15
Длина в линии полета (м) ……..10,5
Высота в линии полета (м) …….3,2
Площадь крыла (м ) ………………..32
Проект скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-3.
Самолет спроектирован на основе планеров конструкции Виктора Беляева БП-2 и БП-3, построенных и испытанных в 1933-34 гг. Продолжая совершенствовать выбранную схему, Беляев принимает участие во Всесоюзном конкурсе по созданию скоростного транспортного самолета. Группа В.Н. Беляева, в которую входили П.Н.Обрубов, Д.А.Затван, Э.И.Корженевский, Л.Л.Селяков, Н.Е.Леонтьев, В.А.Лихачев, Б.С.Бекин и И.Е.Борисенко представила на конкурс проект двухмоторного пассажирского самолета.
Основой проекта явилась схема с крылом обратной стреловидности, уже отработанная на планерах. Два фюзеляжа самолета, в каждом из которых размещались по 7 пассажиров, являлись продолжением гондол двигателей М-25 мощностью по 700 л.с. Двухкилевое вертикальное оперение в верхней части соединялось мощной горизонтальной рулевой поверхностью. Схема позволяла получить легкую и прочную конструкцию с отличными аэродинамическими качествами и полезной весовой отдачей около 50%.
С такими заявленными характеристиками проект, названный Авиавнито-3, вызвал большой интерес, заслуженно вошел в число победителей конкурса и рекомендовался к постройке. Хотя данный проект Беляева на практике не реализовали, на его основе был разработан и в 1939 г. построен экспериментальный бомбардировщик ДБ-ЛК.
Проект Авиавнито ЦАГИ-2 (второй с таким названием) И.П.Толстых.
Трехместный высокоплан с двигателем М-11 для обеспечения связи и обслуживания местных линий связи. Крыло складное, оборудовано интерцепторами.
Проект скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-4
Силовая установка: два двигателя М-34. Проект отличался двумя индивидуальными кабинами на крыле, сразу за моторами. Экипаж состоял из двух пилотов, в трех пассажирских салонах можно было перевезти 18 человек.
Проект скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-5
Самый традиционный из представленных проектов также имел свою изюминку — мощную механизацию задней кромки крыла.
Проекты харьковского Авиавнито
Проекты, выполненные в Харьковском авиционном институте в 1934-1935 гг. под общим девизом: «Скоростной транспортный самолет — СТС». В качестве силовой установки предполагался к использованию двигатель М-34. Отдельные варианты «пассажирских лайнеров» прорабатывались и для возможного военного использования.
источник: Михаил Маслов "Проекты Авиавнито" «Крылья» № 1(4)/2010