NCC-1657 USS «Потемкин»
Корабль Объединенной Федерации Планет NCC-1657 USS "Потемкин" никогда не был так известен как знаменитый "Энтерпрайз", но тем не менее, достаточно часто фигурировал на протяжении 23 столетия. Он был одним из двенадцати первых тяжелых крейсеров класса "Конституция", построенных для федерального флота в 2240-2250-ых годах. Его систершипами были NCC-1700 (название неизвестно), USS "Constellation", USS "Defiant", USS "Excalibur", USS "Exeter", USS "Hood", USS "Intrepid", USS "Lexington"… и USS "Enterprise"
USS "Потемкин"
Причина, по которой "Потемкин" носит индекс USS (United States Ship), вместо обычного для российских кораблей во вселенной Star Trek индекса VK (транслитерация аббревиатуры "Военный Корабль") неизвестна и никогда не объяснялась. Существует предположение, что NCC-1657 "Потемкин" был назван в честь прославившегося героически погибшего корабля, подобно тому как во Вторую Мировую в составе ВМФ США служил крейсер CA-70 USS "Canberra"
Тяжелые крейсера класса "Constitution" были разработаны в 2230-ых годах, по инициативе адмирала Уильяма Джеффри. В основу конструкции было положено желание создать универсальный корабль сверхвысокой автономности, способный осуществлять длительные самостоятельные патрулирования вдали от баз и без гарантии подкреплений. Границы Федерации расширялись быстро, и флоту жизненно требовались корабли, способные подолгу оперировать вдали от баз, картографировать и исследовать новооткрытые миры, обеспечивать борьбу с пиратами и поддержание порядка в малоисследованных регионах Космоса. Продолжающаяся политическая конфронтация с Клингонской Империей (с постоянным риском перехода ее в "горячую" войну) также заставила дать кораблю возможность в случае необходимости — самостоятельно вести военные кампании, защищая отдаленные сектора.
Из-за большого объема конструкторских работ, только в 2244 году проектирование было завершено, и верфи флота в Сан-Франциско получили заказ на два первых крейсера в серии.
Корабли класса "Конституция" официально обозначаются как "тяжелые крейсера", хотя реальные их функции гораздо шире. Правильнее и разумнее будет определять их как "корабль большой автономности". Помимо военных и полицеских функций, тяжелые крейсера также являлись исследовательскими и первопроходческими кораблями, спасательными и госпитальными транспортами, и даже… грузовозами — ибо во многих внешних секторах попросту не было никаких других кораблей такой же вместимости и мощности.
Схема тяжелого крейсера класса "Конституция"
Конструкция крейсера "Конституция" стандартна для федерального кораблестроения. Массивная "тарелка" основного корпуса, включающая в себя жилые и транспортные отсеки, лаборатории и склады, при помощи тонкого пилона соединяется с циллиндрической конструкцией инженерного корпуса — основного машинного отделения корабля, где располагается варп-ядро, дилитиевые кристаллы, обеспечивающие процесс управляемой аннигиляции материи/антиматерии, коллекторы Буссарда для сбора межзвездного газа, основное вооружение и системы. На двух тонких пилонах, расположенных V-образно, к инженерному корпусу крепятся гондолы варп-двигателей.
На кораблях класса "Конституция", впервые было применено т.н. "разделение секций" — дисковидный основной корпус мог, при необходимости, отделяться от основного корпуса, и перемещаться самостоятельно. Это конструктивное решение было разработано на случай экстренной ситуации или тяэжелых повреждений, угрожающих разрушением корабля. Разделение секций считалось опасной и сложной процедурой, и применялось достаточно редко (отделение секций стало стандартным для кораблей Федерации лишь в следующем веке).
Несмотря на свои размеры — 289 метров в длину и массу почти в миллион тонн — крейсера класса "Конституция" могут входить в атмосферу и даже приземляться на поверхность планет. Тем не менее, из-за их далеко не аэродинамической формы, подобные мероприятия не считаются теми, котоыре следует часто осуществлять.
Основной центр управления корабля располагается в куполообразном возвышении наверху дисковидной основной секции. Все основные функции корабля могут быть замкнуты на мостик, позволяя ему — в идеальной ситуации — управляться минимальным экипажем. Полный экипаж крейсера составляют 430 человек, большая часть из которых представляет технический или исследовательский персонал.
В движение крейсер класса "Конституция" приводится за счет субсветовых импульсных двигателей и сверхсветовых двигателей искривления (варп-двигателей).
Импульсные двигатели представляют собой развитую версию плазменных термоядерных двигателей, работающих на потоке плазмы, разгоняемой магнитным полем. Два субсветовых двигателя расположены на кормовой части "тарелки". В качестве рабочего тела, двигатели используют водород, либо запасенный в баках, либо собираемый из межзвездного пространства электромагнитной воронкой коллектора Буссарда. В 2250-ых-2260-ых, импульсные двигатели могли обеспечить разгон корабля приблизительно до 0,5 скорости света.
Чтобы облегчить разгон, уменьшив инерцию разгоняемой массы, корабли обычно используют т.н. "субпространственное поле" — варп-поле низкой интенсивности, частично нарушающее взаимодействие корабля с общим гравитационным полем Вселенной. За счет этого, масса корабля относительно импульса плазмы может быть значительно уменьшена.
Основой системы перемещения корабля являются варп-двигатели. Именно они дают кораблям возможность преодолевать межзвездные дистанции за разумные промежутки времени. По принципу своей работы, варп-двигатель использует энергию контролируемой аннигиляции материи и антиматерии для создания вокруг корабля объема искривленного пространства, "вырезанного" из структуры Вселенной. Внутри этого объема пространства корабль неподвижен: сам же объем с кораблем внутри, перемещается в структуре Вселенной со скоростью, превосходящей световую.
Чем сильнее варп-поле, окружающее корабль, тем слабее взаимодействие между кораблем и остальной Вселенной. Соответственно, тем быстрее может двигаться корабль. Скорость корабля оценивается варп-фактором, от единицы до 10. Скорость варп-10 является теоретическим пределом варп-шкалы: при варп-10, корабль, гипотетически, движется с мгновенной скоростью, т.е. пребывает одновременно в каждой точке Вселенной. На практике же, скорости варп-10 никогда не удавалось достигнуть. Пределом для кораблей в 2250-2260-ых были варп 5-6 в маршевом режиме, и варп 8-9 на коротких рывках.
Крейсера класса "Конституция", при своих размерах, одни из самых быстрых кораблей своего времени. Два их варп-двигателя дают им возможность поддерживать маршевую скорость варп-5, эквивалетную 125 скоростям света, и максимальную — варп-8, эквивалетную 512 скоростям света (но перегрузка двигателей приводила к тому, что корабль мог выдерживать подобную скорость не более 12 часов подряд)
Являясь, помимо прочих функций, военными кораблями Звездного Флота, крейсера класса "Конституция" более чем хорошо вооружены. Единственными заведомо превосходящими по огневой мощи кораблями в составе Звездного Флота были лишь специфически военные дредноуты класса "Федерация", имевшие гораздо меньшую автономность и предназначавшиеся для действий в составе флота. При конструировании крейсеров класса "Конституция", флот Федерации исходил из того, что новые корабли будут оперировать в основном на фронтире, где вероятность встречи с противником для одиночного корабля сравнительно высока, а вероятность, что рядом окажется подкрепление — мала. Поэтому при создании крейсеров, особое внимание уделялось оборонительным и наступательным системам.
Корабли класса "Конституция" несут шесть основных фазерных орудий (от аббревиатуры PHASed Energy Rectification, т.е. фазовое преобразование энергии), способных стрелять на дистанции до сотен тысяч километров. Принцип действия фазера основан на искусственных частицах, называемых "быстрые надионы", обладающих способностью разрывать внутриатомные связи и высвобождать энергию внутриатомных взаимодействий в материи в виде теплового и электромагнитного выхлопа. Федеральные корабельные фазеры отличаются огромной мощностью — максимальная мощность орудий "Конституции" составляла 4000 ТераВатт, что позволяло кораблю при длительном обстреле буквально стирать с лица планет континенты. Тем не менее, возможности настройки мощности и плотности надионного луча, позволяют использовать бортовые орудия и в гораздо более "снайперских" операциях — точное уничтожение определенных объектов без вреда для окружающей среды, или оглушение незащищенных сил противника электромагнитным импульсом в их нервной системе. Четыре орудия установлены в носовой части "тарелки" основной секции, и два — в кормовой.
Выстрел носовых фазеров
Помимо фазеров, корабль несет две фотонные торпедные установки, каждая из которых рассчитана на 60 фотонных торпед Mk-VI. Фотонная торпеда представляет собой небольшой автоматический корабль с мощным варп-двигателем и боеголовкой из антиматерии. Радиус действия торпед достигает 3500000 километров, детонация их 1,5-килограммовой боевой части эквивалентна 65 мегатоннам тротила.
В качестве защитных систем, корабль имеет комплекс силовых полей, полной емкостью 594000 ТераДжоулей (т.е. способных поглотить без перезарядки не более данного количества энергии), способных выдерживать как кинетические так и энергетические удары. Корпус корабля даже без щитов отличается повышенной прочностью, хотя по этому параметру корабли Федерации и уступают аналогам Клингонов или Ромулан.
Корабли класса "Конституция" отличаются повышенной автономностью, которая дает им возможность, без капитального ремонта и смены экипажа, выполнять стандартные 5-летние "миссии" в малоисследованных районах. Именно высокая автономность считалась одним из основных преимуществ класса, позволяя ему быть самым эффективным видом кораблей на фронтире Федерации. За счет возможности длительного автономного функционирования, корабли этого класса также были лучшими исследовательскими кораблями в арсенале Федерации — полный комплект научного оборудования и большое количество основного и резервного исследовательского персонала давало им возможность выполнять подробное исследование новооткрытых планет и осуществлять миссии первого контакта с встреченными формами разумной жизни. При этом, за счет ходовых качеств и защитной мощности крейсеров, исследователи не подвергались такому риску, как те, кто летал на кораблях меньших классов.
USS "Потемкин" был двенадцатым кораблем в первой дюжине тяжелых крейсеров класса "Конституция". Он сошел с верфей Сан-Франциско в 2250 году, и практически немедленно, еще до прохождения сдаточных испытаний, был с временным экипажем приписан к "экстренной флотилии", собраной Федерацией для поддержки наступления на обнаруженную в ее пределах базу орионских пиратов. Наскоро оснащенный корабль, тем не менее, выполнил свою функцию и способствовал захвату пиратов.
После этого инцидента, корабль вновь вернулся на Землю, где наконец-то прошел сдаточные испытания, проверку и укомплектован экипажем. Практически сразу после этого, корабль по неизвестной причине был помещен в резерв и длительное время эксплуатировался в качестве учебного корабля, прежде чем, в конце 2250-ых, не был возвращен в строй в связи с политическими осложнениями между Федерацией и Клингонской Империей. После инцидента на границе, повлекшего уничтожение Звездной Базы-18, корабль был включен в состав отряда, вместе с USS "Enterprise", USS "Hood" и USS "Hood", который должен был быть выдвинут на передовую.\
Хотя кризис в итоге был разрешен мирным путем, "Потемкин" в основном так и остался военным кораблем, используемым для миссий усиления, и оказания беовой поддержки. Корабль не назначался в 5-летние исследовательские миссии на фронтире, и большую часть своей карьеры провел вблизи внутренних границ Федерации, являясь частью сил быстрого реагирования.
Так, в 2267 году, под командованием капитана Константина, "Потемкин" был направлен к планете Надор, где произошел инцидент с связитем в заложники граждан Федерации. "Потемкин", с отрядом специального назначения на борту должен был поддержать "Энтерпрайз" в этой операции и предоставить необходимую военную поддержку, но благодаря дейсвтиям капитана Кирка и его экипажа, кризис удалось разрешить, и военная операция не потребовалась.
В этом же году, но уже под командованием капитана Майкла Гаррисона, "Потемкин" и три других крейсера — "Exeter", "Farragut" и "Hood", при поддержке шести кораблей-разведчиков, сформировали флот под командованием адмирала Йоты направленный на перехват ромуланского эскадрона, демонстрировашего намерения нарушить Нейтральную Зону между Федерацией и Ромуланской Звездной Империей.
В 2268 году, "Потемкин" снова встретился с "Энтерпрайзом" во время военных учений. В ходе операции, планировалось испытать принципиально новый компьютер с искусственным интеллектом М-5, который предполагался как следующий шаг в плане сокращения числа экипажей на военных единицах.
USS "Потемкин", USS "Excalibur", USS "Lexington" и USS "Enterprise" на учениях.
К сожалению, испытания завершились катастрофой. Смонтированный на "Энтерпрайзе" компьютер продемонстрировал высокую боевую эффективность, но нестабильный искусственный интеллект начал постепенно рассматривать учебные атаки как боевые, и в ответ на имитационный обстрел минимальной мощности, осуществлявшийся эскадроном противостоящих "Энтерпрайзу" на учениях кораблей, компьютер дал залп полной мощности. Крейсер USS "Excalibur", застигнутый врасплох, оказался не готов к атаке, и был полностью выведен из строя, после чего уничтожен со всем экипажем.
"Потемкин", и его систершипы USS "Hood" и USS "Lexington", хотя также были застигнуты врасплох, сумели отступить. При этом несколько залпов с "Энтерпрайза" поразили "Потемкин", вызвав сильные повреждения основных систем. Несмотря на это, эскадрон принял боевое построение и попытался вновь перехватить "Энтерпрайз", контролируемый нестабильным суперкомпьютером, получив приказ в случае необходимости уничтожить корабль.
В итоге, атака на "Энтерпрайз" так и не понадобилась — Кирку и его научному советнику Споку удалось вывести компьютер из строя, поставив искусственный интеллект перед этической задачей, которую тот смог решить только ценой своего собственного уничтожения. Тяжело поврежденный "Потемкин" вернулся на ремонт, после чего был приписан к патрульному эскадрону быстрого реагирования, расположенному на границе Нейтральной Зоны. В 2269-2268 году корабль находился на патрулировании, одновременно обеспечивая логистическую поддержку "Энтерпрайза". Командование кораблем осуществлял капитан Сет Ашер.
В 2270 году, Федерация столкнулась с заговором группы высокопоставленных офицеров, желавших изменить ее политику в сторону большей жесткости по отношению к Клингонам и Ромуланцам. Под командованием адмирала Риттенхауза, мятежники готовили военный переворот — но незадолго до планируемого начала, их основная единица — новейший боевой корабль, модифицированный дредноут "Звездная Империя" (развитие класса "Федерация", оснащенный рядом экспериментальных систем) — был захвачен "контрзаговорщиками", группой офицеров низшего ранга, знающих о заговоре но желающих ему помешать.
Пытаясь спасти положение, Риттенхауз направил против "мятежников" крупный отряд включавший "Энтерпрайз", "Потемкин" и небольшие эсминцы USS "Pompeii" и USS "Lincoln". В ходе завязавшегося сражения, капитан "Энтерпрайза", Кирк, выяснивший правду о предательстве Риттенхауза, перешел на сторону мятежников, предварительно сымитировав тяжелые боевые повреждения. Когда "Потемкин", пытаясь снять с "тяжело поврежденного" "Энтерпрайза" экипаж, подошел вплотную и снизил мощность своих силовых щитов, "Энтерпрайз" неожиданно обстрелял крейсер, выведя из строя его двигатели и орудийные системы, но не нанеся особых потерь экипажу. Вскоре после этого флагман Риттенхауза, USS "Pompeii" был уничтожен, после чего два оставшихся корабля эскадрона сдались.
После этого мятежа, и очередной смены командного состава, "Потемкин" приписали вновь к патрулю Нейтральной Зоны, где он находился по крайней мере до 2270 года.
В 2275 году, "Потемкин" и ряд других кораблей были направлены на поиски пропавшего "Энтерпрайза", испытывавшего экспериментальный инверсионный двигатель.
В 2278 году, уже весьма старый крейсер, отслуживший рассчетный 20-летний период службы, был поставлен в резерв. Тем не менее, его корпус находился в хорошем состоянии, и в 2280 году было решено поставить корабль в очередь на модернизацию, с сменой класса на класс "Энтерпрайз". Модернизация существенно повысила боевые и ходовые качества старого крейсера, фактически, превратив его в новую боевую единицу. Мощность его щитов возросла до 702000 ТераДжоулей, скорость — до варп 6 маршевая и варп 9 на 12 часов полета.
Корабль завершил модернизацию в 2285 году, и был запущен в новый полет под командованием капитана Роберта Лоэнргама. По-прежнему, корабль был приписан к силам быстрого реагирования.
В 2290 году корабль отправился (возможно, впервые) в 5-летнюю исследовательскую миссию. Но долго она не продлилась — уже в 2293 году, "Потемкин" был отозван и подготовлен к новому, ответственному заданию. Инцидент в отношениях с Клингонской империей привел к тому, что капитан Джеймс Кирк и доктор Леонард МакКой были обвинены Клингонами в убийстве канцлера Горкона, незаконно похищены с территории Федерации и помещены на планету Рура Пента, в пределах Клингонской Империи.
Федеральное правительство сочло, что подобные действия являются прямой провокацией, и подготовило достойный ответ. Восемь тяжелых боевых кораблей, включая "Потемкин", были собраны на Звездной Базе-24, для планирующегося рейда на территорию Клингонской Империи, захвата Рура Петан и спасения Кирка и МакКоя. Правительство Федерации рассчитывало, что продемонстрировав Клингонам силу и желание стоять на своем, удасться убедить Империю в опасности войны с Федерацией. Тем не менее, операция "Возвращение" так и не состоялась — Кирк и МакКой были спасены экипажем "Энтерпрайза" и сумели найти истинного виновника убийства, заговорщика из среды клингонов.
Это было последним известным актом с привлечением "Потемкина". В 2295 году, по возвращению из 5-летней исследовательской миссии, корабль был выведен из состава флота. Обследование корпуса показало, что имеют место прочностные нарушения из-за усталости основной конструкции. Ремонт крейсера, класс которого выводился из эксплуатации с 2292 года, сочли нерентабельным, и в 2297 году "Потемкин" был списан на лом.
Его имя унаследовал новый тяжелый крейсер (с 2300 года — дальний исследователь), NCC-18253 USS "Потемкин".
NCC-18253 USS "Потемкин" (внизу).