NAUTILUS-X (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration)
После отмены Бараком Обамой программы “Констеллейшен” НАСА получило хороший урок. Времена сменились, и терпеть раздутых мегапроектов с огромными попилами, не содержащими в себе ничего нового теперь никто не станет. Если НАСА хочет остаться в бизнесе, ему срочно нужно учиться вновь шевелить мозгами, а то конкуренты ведь не дремлют.
И, надо заметить – осознав такую необходимость, НАСА расстаралось, и с ходу выдала весьма оригинальный концепт, свидетельствующий о том, что мозги у американских инженеров варят еще очень неплохо (если их удается им вправить)
Программа NAUTILUS—X (Non—Atmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration – Внеатмосферный Универсальный Транспорт Приспособленный для Продолжительных Американских Экспедиций), является на данный момент одним из наиболее смелых и оригинальных концептов, находящихся в разработке. По сути дела, она предполагает создание мобильной космической станции, универсального корабля, пригодного для экспедиций продолжительностью до 24 месяцев. Расчетный экипаж корабля предполагается в 6 человек.
Интерес представляет то, что намучавшись с вопросами поведения организма при длительном пребывании в невесомости, НАСА с самого начала запроектировало центрифугу тороидального типа как неотъемлемую часть корабля.
Согласно первоначальной схеме, такой корабль предполагается поместить в точке Лагранжа системы Земля-Луна L3 (т.е. в точке либрации), где он сможет неограниченно долго находиться без затрат топлива на поддержание орбиты. В такой версии, NAUTILUS—X будет играть роль “перевалочной станции” на пути к Луне.
1) Экипаж 6 человек
2) Жизнеобеспечение до 24 месяцев
3) Возможность использоваться в космических перелетах
4) Поддержка пилотируемых экспедиций
5) Исключительно космическое назначение
Дизайн:
На противоположной от двигателей стороне NAUTILUS размещается перпендикулярно диаметральной линии ротационная центрифуга в виде тора диаметром. Она предназначена для размещения экипажа корабля на время полета. Сразу за центрифугой идут баки с водой и дигидрогеном, играющие роль дополнительной защиты от радиации.
Технология:
В настоящее время:
Сейчас НАСА работает над основной деталью проекта –Демонстратором Центрифуги, который предполагается испытать на МКС. Задача ДЦ – проверить правильность положений, положенных в основу разработки центрифуги, и работоспособности надувных конструкций сложной формы.
На МКС модуль будет доставлен ракетой Дельта-VI или Атлас-V. Пока еще точно не решено, какого именно размера будет модуль (обсуждаются проекты в 9,1 метра и 12,2 метра) В приведенной таблице продемонстрирована разница между версиями.
Оборотов в минуту |
9.1m (30 ft.), g |
12.2m (40 ft.), g |
4 |
0.08 |
0.11 |
5 |
0.13 |
0.17 |
6 |
0.18 |
0.25 |
7 |
0.25 |
0.33 |
8 |
0.33 |
0.44 |
9 |
0.41 |
0.55 |
10 |
0.51 |
0.69 |