Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

1

Последняя третья статья из серии посвящённой лёгким английским танкам Сергея Герасименко. В неё вошли материалы посвящённые лёгкими английским танкам, которым не нашлось места в предыдущих двух статьях.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Уже после выхода статьи, посвященной легким танкам Mk.IV — Mk.VI (АК 8/2014), обнаружились новые факты из истории развития танков серии Mk.VIB. Оказалось, что даже такие авторитеты, как Питер Чембер-лен могут ошибаться. Многие читали его книгу на русском языке «Британские и Американские танки Второй мировой войны». В этой книге впервые упоминается легкий танк Mk.VIB с измененной ходовой (фотография не очень хорошего качества и подписано Mk.VIB с измененной ходовой), а в статье пишется, что в ходовую был добавлен ленивец и она стала аналогична ходовой танка Mk.lll. Но когда мне попалась «British and American tanks of World War II» в оригинале, стало понятно, почему нет ни одной фотографии этой модификации. Оказалось, что для улучшения тяговых качеств и проходимости по пересеченной местности ограничились увеличением ведущих колес и новой, судя по всему, резинометаллической гусеницей. Были переделаны шесть Mk.VIB и одна машина Mk.VIC.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

История танка с ходовой от Mk.lll начинается с «Виккер-са коммерческого» (Vickers М1933). Экспортный Vickers бы г разработан на базе серийного танка легкого танка Mk.ll В его ходовой части тоже использовали листовые рессоры, но у них была другая конструкция. Корпус танка образца 1933 года был разработан заново, хотя унаследовал от серийного компоновку и двигатель Meadows мощностью 90 л.с. в носовой части корпуса справа. Расположение трансмиссии, органов управления и экипажа осталось прежним.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

На танке М1933 установили башню с одним пулеметом Vickers калибра .303 (7,71 мм) от серийного Mk.l. Командир вел наблюдение за боевой обстановкой через смотровые щели с бронестеклами в бортах башни и оптический прицел пулемета. Толщина брони танка от 7 мм (крыша и днище) до 9 мм (лоб и борт корпуса). Танк имел массу 3900 кг и развивал скорость 64 км/ч по шоссе. Машины получили название Vickers Light Tank Model 1933 или M1933. Но в литературе еще встречаются названия — Vickers Carden Loyd Commercial Light Tank и «Виккерс 4-тон-ный». Первый вариант экспортного танка не имел большого коммерческого успеха. Его заказала только Литва, которая в то время закупала недорогую бронетехнику. Всего литовская армия получила 16 танков модели 1933 года. В армии они получили номера КАМ 50-55, 61-65 и 71-75, четыре машины были оборудованы радиостанциями. В июле 1933 года Финляндия заключила договор с фирмой Vickers-Armstrong на испытание трех британских танков: Vickers Light Tank М1933, Vickers 6-ton и Carden-Loyd A4E11, но заказанные танки прибыли только второго октября. На финский вариант М1933 установили двигатель Armstrong Sidley мощностью 85 л.е., толщину лобового бронирования увеличили до 16 мм, бортового — до 10 мм. При массе 4500 кг танк развивал максимальную скорость до 65 км/ч по шоссе, но показал плохую проходимость по пересеченной местности. Финский М1933 использовали как учебный до середины войны.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Помимо машин для Литвы и Финляндии, было выпущено несколько танков с шестигранной башней, которую позже использовали на модели Vickers Light Tank М1936 и Vickers Light Tank M1937.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Модельный ряд «коммерческих Виккерсов» продолжила машина 1934 года (М1934), которая отличалась применением подвески Хортсманна «четверные ножницы» (см. АК4/2014). Конструкция корпуса не изменилась, а вооружение, башня, и трансмиссия полностью заимствовались от М1933, двигатель модели ЕРТ заменили на EST той же мощности. Несколько стран заказали эту модификацию.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Первыми покупателями стали бельгийцы, которые давно искали замену французским FT-17 и танкеткам Carden-Loyd MkVI. Зимой 1934 года был подписан контракт на 18 танков, получивших обозначение Т15 (в ряде источников их называют М1935). На эти машины установили новую башню конической формы с 13,2-мм пулеметом Hotchkiss. Первые танки поступили на вооружение в ноябре-декабре 1935 г., а через несколько месяцев был сделан второй заказ ещё на 28 экземпляров. Все танки оставались на вооружении бельгийской армии до капитуляции 26 мая 1940 года.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Второй страной, закупившей М1934, стала Швейцария. Для этой страны танк модернизировали, установив новую маску для пулемета полусферической формы и люк со сферическим колпаком. В 1934 году был подписан контракт на поставку ещё пяти машин, но из-за невысоких боевых качеств М1934 швейцарская армия больше не заказала. На одном танке швейцарцы усилили броню лобовой части башни и установили бортовые экраны. «Виккерсы» состояли на вооружении армии Альпийской республики вплоть до 1944 года.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Последний контракт на закупку танков М1934 состоялся в 1937 году, небольшая партия была закуплена аргентинской армией. Эти танки получили увеличенную по высоте башню.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Аргентинцы сначала договаривались с Чехословакией о закупке 160 легких танков TNHP, но из-за политической обстановки в Европе, им пришлось остановить свой выбор на продукции фирмы «Виккерс». Аргентинцы использовали танки только в учебных целях, а с 1942 г. их стали заменять американскими МЗ «Стюарт».

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Самый большой коммерческий успех получила модель М1936. Эта модель получила шестигранную башню (впервые появившуюся на некоторых экземплярах М1933), корпус, подвеску и двигатель от М1934. Первой эту модель заказала Литва, 16 (из других источников 18) машин. Литовские «Виккерсы», в том числе и М1933, поступили на вооружение 2-й и 3-й роты танкового отряда, где они заменили французские танки Renault FT-17 (те, в свою очередь, переместились в резерв). Несколько танков имели пушечное вооружение.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Литовские танки в конце сентября 1939 года заняли город Вильно (Вильнюс) с прилегающими районами. При этом были задействованы все «Виккерсы». Ночью 7 ноября 1939 г. в ангарах произошел пожар, полностью уничтоживший 7 или 8 машин и сильно повредивший еще 2 или 3 танка. После присоединения Литвы к СССР, один из танков, вооруженный 40-мм пушкой, был отправлен для испытаний на полигон НИБТ на Кубинке. 22 июня 1941 г. в составе 12-го механизированного корпуса входили 42 танка типа «Виккерс» без указания модификации. Девять танков вошли в состав 28-й танковой дивизии и шестнадцать — 202-й моторизованной дивизии*. В ходе боёв у реки Западная Двина, все литовские танки были потеряны в боях, либо брошены по техническим причинам. Неясна ситуация с латвийскими танками. Точно известно, что из восемнадцати танков шесть были вооружены 40-мм пушками. К июню 1940 года все танки этого типа входили в состав технической дивизии и впоследствии были реквизированы РККА. 22 июня из парка смогли выйти лишь шесть машин. Оставшиеся пришлось бросить. После оккупации Латвии немецкими войсками, захваченные «Виккерсы» пущены на металлолом. Танки, воевавшие в Красной Армии, были потеряны в первый месяц войны.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Четыре «Виккерса» М1936 закупило правительство Гоминьдана. Британские машины прибыли одновременно с немецкими Pz.Kpfw.l и вошли в состав 2-го танкового батальона в Шанхае.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Последней страной, проявившей интерес к модели 1936 г. стали Нидерланды. Несколько отличающиеся от базовой модели машины были заказаны для армии Голландской Ост-Индии. По требованию заказчика танк оснастили двигателем Meadows ESTE мощностью 88 л.е., на лобовом листе корпуса сделали два ряда вентиляционных отверстий, для лучшего охлаждения двигателя (поскольку танки планировали использовать в тропиках). Контракт на поставку 24 танков подписали в конце 1936 года. Все машины поставили до 15 декабря 1937 года, сформировав танковое экспериментальное отделение для обучения личного состава. В декабре 1939 года отделение было реорганизовано в танковый батальон. На несколько танков вместо пулемета «Виккерс» в бронированном кожухе установили спарку ручных пулеметов. С началом войны с Японией большая часть машин активно участвовала в обороне Сингау (Singau) и аэродрома Сингкаванг II (Singkawang II), где и были потеряны. Остальные — уничтожены или захвачены японскими войсками при оккупации острова Ява.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Выполнению следующего заказа для Голландской Ост-Индии на 50 «колониальных» танков (по другим данным -только 40) помешала начавшаяся Вторая мировая — правительство Великобритании поспешило конфисковать эти машины для нужд своей армии. Под названием «Dutchman» («Голландец») они служили в танковых школах, где М1936 использовались до конца войны как учебные.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Последним в серии «коммерческих танков» стала модель М1938. Танк был создан на базе серийного Mk.VI для британской армии, от которого унаследовал бронекор-пус, а подвеску позаимствовали от М1934 («четверные ножницы»), но добавили по два амортизатора на каждую тележку. В отношении вооружения основным отличием М1938 от ранних модификаций стала 40-мм длинноствольная пушка, установленная в новой конической башне. Этот танк получил название Vickers Light Command Tank. В 1938 году на конкурсе бельгийской армии он проиграл французскому ACG1.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Вот мы и подошли к машине, из-за которой ходит легенда — о Mk.VIB с ходовой Mk.lll. На базу танка Mk.VIA (регистрационный номер СММ910) с индийской башней установили ходовую Vickers Light Command Tank M1938. Его фотография есть в книге Дэвида Флетчера «The Great Tank Scandal British Armour in the Second World War» Part 1.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

До настоящего времени сохранилось несколько танков «Виккерс 4-тонный». Один танк модификации М1933 в Финляндии. Два танка модификации М1934 в Швейцарии. Один танк модификации М1936 в танковом музее в Бовингтоне.

М1937 пушечный вариант в танковом музее на Кубинке.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

 

* * *

 

Предшественниками Light Tank Mk.V, как упоминалось в прошлой статье (АК 8/2014), стали опытные танки L3E1 и L3E2, но была еще одна машина, на которой опробовали корпус и башню — L4E1.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

В 1935 году британские конструкторы создали легкий танк с усиленным бронированием. По требованиям Генерального штаба была разработана машина, имеющая про-тивоснарядную лобовую броню массой до пяти тонн. Корпус танка имел небольшие углы наклона бортовых броне-листов, а лобовая часть корпуса и башни получили тридцати восьми миллиметровую броню. Вооружение — два пулемета Vickers калибра 7,71-мм и 12,7-мм. Позже вместо 12,7-мм пулемет Vickers установил 15-мм пулемет Besa, как на серийном MkVIC. Двигатель Meadows ESTB мощностью 88 л.с. Ходовая часть была закрыта бронированным фальшбортом и состояла из четырех опорных катков, ленивца (опущенного на грунт) и переднего ведущего с каждого борта. Танк проходил испытания до декабря 1939 года, но как оказалось, преимуществ перед серийными Mk.V и Mk.VI не показал и так и остался в единственном экземпляре.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

В прошлую статью (АК 8/2014) не вошли еще несколько промежуточных модификаций MkVI. Для Индии были выпущены танки Mk.VI India Pattern и Mk.VIB India Pattern. Единственным отличием которых от базовой модели -вместо командирской башенки был установлен перископ.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Также провели испытания плавающего варианта танка MkVIB. Для придания ему плавучести по бокам корпуса навешивались два поплавка.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Завершает линейку британских легких танков фирмы «Виккерс» плавающий L1E3 (Tank Light Amphibious, No 3) -прямой потомок машин L1E1 и L1E2 (см. АК 8/2014). Опытный образец был построен в 1939 году. Прототип передали на испытания в 8-й гусарский полк. Из-за высоко расположенного центра тяжести при входе в воду и выходе из воды танк стремился к опрокидыванию. После первых испытаний танк переделали. Убрали по одному поддерживающему ролику, заостренную гофрированную носовую часть заменили гладкой закругленной. Хотя L1E3 не приняли на вооружение и выпустили в одном экземпляре, как часто бывает в жизни, ему повезло. После войны он попал в экспозицию бронетанковый музей Бовингтона. В настоящее время у танка не идеальное состояние. Имеются вмятины на поплавках, деформирован носовой отсек.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

На шасси танков «Виккерс» разработали бронетранспортеры «Универсал» и «Ллойд». Во 1942 году на шасси «Универсала» разработали легкий десантный танк Light Tank Loyd Experimental. Прототип выпущен в 1942 году. Машина весила 5 т. Экипаж два человека: командир и механик-во-дитель. Для увеличения пулестойкости лобовой лист корпуса расположен под большим углом наклона. Ведущее колесо разместили впереди. Вооружение — один 7,71-мм пулемет в малогабаритной башенке. После испытаний прототипа легкого танка 1942 году, военные пришли к выводу, что машина не имеет перспективы.

Наш ответ Чемберлену. Питер ты не прав!

Использованы материалы из книг:

Peter Chamberlain and Chris Ellis. Tanks of the World 1915-1945 Peter Chamberlain and Chris Ellis. British and American Tanks of WWII David Fletcher. The Great Tank Scandal British Armour in the Second World War David Fletcher. The Universal Tank British Armour in WW2 Nigel Dancan. Light tanks marks I — VI. AFV

Сайтов aviarmor.net; 

forum.valka.cz;

www.network54.com;mailer.fsu.edu.

 

Автор – Сергей Герасименко.

Источник – Арсенал Коллекция № 4 от 2015 года (скачать его можно по этой ссылке)

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account