Над водой. Дорого. Мост в Крым и другие миллиардные стройки мира
Компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга на днях отчиталась: только проект Керченского моста обошелся государству в 3,3 миллиарда рублей, а само строительство будет стоить еще 228,3 миллиарда рублей, что эквивалентно трем с половиной миллиардам долларов плюс-минус пара миллионов. Но не спешите закидывать придворных бизнесменов тухлыми помидорами, мол, смету по традиции задрали аккурат для «распила», а реальная стоимость в разы ниже. Лучше посмотрите, во сколько обходятся подобные сооружения по всему миру.
BAY BRIDGE, США
Лидером среди самых дорогущих мостов в мире по праву считается легендарный подвесной Бей-Бридж, что соединяет Сан-Франциско и Окленд. Страшно сказать: строительство этой переправы обошлось американскому бюджету в 6,4 миллиарда долларов! При этом первоначальный бюджет составлял всего-то 1,1 миллиарда долларов, а построить его планировали за пять лет. В итоге строили в два раза дольше, да и финальный счет подрос почти в шесть раз. Кажется, та же судьба ждет и «наш крым-мост».
Первый мост американцы возвели еще в 1930-х годах. Он служил верой и правдой, пока в 1989 году не случилось землетрясение магнитудой в 6,9, которое разрушило целый пролет «Бей-Бридж». Новое сооружение, если верить инженерам, устоит и при землетрясении магнитудой до 8,5. Хочется верить, что третий раз американцам отстраивать рекордсмена не придется. Кстати, это не только самый дорогой мост в мире, но и самый широкий: 78,7 метров от края до края, десяток автомобильных полос, а еще пешеходная зона и велодорожка.
ПОНТОННЫЙ МОСТ SR520, США
Если бы парни в касках строили мост через озеро Вашингтон по классической подвесной схеме, то каждая опора у них получилась бы чуть выше Шуховской башни. Но не только приличная глубина озера вынудила инженеров поскрипеть извилинами: дно у Вашингтона илистое (и у озера в том числе), что здорово усложняет процесс строительства обычных опор. Как быть? Строить понтонный мост, и не простой, а самый длинный в мире (2 350 метров), о чем, между прочим, есть запись в Книге рекордов Гиннеса.
Сооружение поддерживают 23 основных гигантских бетонных поплавка весом по 77 тонн, каждый из которых размером с футбольное поле. Каждый понтон удерживает мощная система якорей, плюс понтоны скреплены 8-сантиметровыми тросами между собой. Разумеется, все эти ухищрения отразились на смете: стоимость моста составила более 4,6 миллиарда долларов.
КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ, РОССИЯ
А вот и наш герой, пусть он существует пока только в качестве проекта, однако заявленная смета уже внушает уважение — почетное третье место в мире, хоть и авансом. Сразу после того, как Крым стал наш, Владимир Путин заявил о необходимости возведения моста между полуостровом и материковой частью. Сказано — сделано. Разумеется, столь ответственное задание можно поручить исключительно близким друзьям: у руля масштабной стройки без тендеров и прочих глупых конкурсов встала компания Ротенберга.
Протяженность строения составит 19 км, по нему пустят четыре автомобильные полосы и две колеи железной дороги. Запуск моста в эксплуатацию намечен на конец 2018 года, а завершение всех строительных работ — на середину 2019 года.
GREAT BELT BRIDGE, ДАНИЯ
Совсем немногим Керченскому уступает висячий мост в Дании, соединяющий острова Фюн и Зеландия, — его протяженность 18 км, а сметная стоимость порядка 3,14 миллиарда долларов. Сооружение открыли в 1997 году после десяти лет строительства, оно заменило собой паромную переправу, что тут же увеличило проходимость вдвое. Еще бы! Ведь если на паром в среднем уходило полтора часа, то теперь проезд по мосту занимает не более 15 минут.
Надо сказать, что этот красавец хорошенько ударил по карману европейских авиаперевозчиков. После ввода объекта в эксплуатацию были полностью отменены внутренние рейсы между Копенгагеном и Оденсе, а также значительно сокращены рейсы из датской столицы в Орхус, Ольборг и Эсбьерг. Вдобавок вместе с Эресуннским мостом Great Belt Bridge обеспечивает прямую и самую быструю связь континентальной Европы и Скандинавии. На важности переправы не грех и заработать: «Большой Бельт» — единственная платная трасса во всей Дании.
МОСТ PORT MANN, КАНАДА
Чем примечателен этот красавец, помимо сметной стоимости в 1,93 миллиарда долларов? Да хотя бы тем, что это второй по длине мост в Северной Америке — 2 093 метра — и вообще чуть ли не самое сложное вантовое сооружение в мире. Система из 288 тросов удерживает полотно шириной 65 метров, на котором разместили десяток автомобильных полос.
Кстати, во время строительства моста произошел не самый приятный инцидент, который прилично сдвинул сроки сдачи объекта. Во время монтажа из-за неправильных манипуляций крановщика в воду рухнула 90-тонная секция настила. Хорошо, никто не пострадал, однако на подрядчика тут же накинулись «зеленые», обвинившие строителей во всех смертных грехах. Тем не менее в ноябре 2012 года стратегически важный для Канады мост открыли. Пока что проезд по нему платный, но в правительстве обещают снять посты сбора денег как только доход сравняется с затратами на строительство.
На сегодня наиболее распространенный тип мостов — висячий. Между установленных по берегам пилонов натягивают как бельевую веревку гибкие элементы, например, толстенные кабели, на которых крепят дорожное полотно. Самый яркий представитель — мост «Золотые Ворота» в Сан-Франциско. Наиболее популярная разновидность висячего — вантовый мост. Здесь «бельевая веревка» не провисает меж опор, а соединяет пилон с дорожным полотном прямолинейно, как на мосте «Русский». В случае, если дно водоема не позволяет поставить опоры, строят понтонный мост. В его основе лежат огромные бетонные «поплавки», никак не соединенные с дном водоема, по которым и проходит дорожное полотно.
ЦИНДАОСКИЙ МОСТ, КИТАЙ
Какая протяженность должна быть у моста-рекордсмена? Как вам протяженность в 42,5 км? Разумеется, это самая длинная переправа через водные пространства. При этом затраты вовсе не рекордные — за четыре года строительства подрядчики освоили всего-то 1,5 миллиарда долларов. Шестиполосное полотно удерживают 5 200 опор, на которые ушло порядка двух миллионов кубометров бетона.
Мост-великан соединяет город Циндао с промрайоном Хуандао, а ежедневный поток транспорта составляет 30 000 машин. Правда, ряд независимых экспертов утверждает, что сокращение пути на каких-то 20-30 минут между Циндао и Хуандао не идет ни в какое сравнение с затратами на строительство.
МОСТ ВАСКО ДА ГАМА, ПОРТУГАЛИЯ
Просто самый красивый и самый большой вантовый мост в Европе (17,2 км). Строительство велось на частные средства португальских, британских и французских компаний, которые потратили на него в общей сложности 1,3 миллиарда долларов. Строители посчитали, что если бы они не учли шарообразность Земли при возведении объекта такой длины, то разница в высоте между его концами составила бы без малого метр (хочется верить, что Ротенберг и компания знают об этом). Высота двух пилонов составляет 155 метров, а между дорогой и водой пролет в 47 метров, что позволяет проходить под мостом океанским судам. Вот только они сюда не ходят совсем, так как переправа построена за лиссабонским портом — корабли попросту сюда не доплывают.
Во время проектирования инженеров больше всего беспокоил вопрос урона окружающей среде, так что мост по праву считается еще и самым безвредным для природы. Даже лампы центрального освещения на нем «завалены» к оси моста, чтобы свет от них не тревожил морских обитателей.
МОСТ «РУССКИЙ», РОССИЯ
И опять наши. Про «Русский» можно говорить бесконечно долго, начиная со сложной инженерной задачи и заканчивая тем, что он никому не нужен. Памятник выпендрежу власть имущих — его строили к проведению саммита АТЭС в 2012 году на острове Русском. Планировалось, что потом там возведут комплекс производств в сфере информационных технологий, построят несколько гостиниц, музеи, жилые комплексы… Даже хотели из Русского сделать чуть ли не главное место роста Дальнего Востока!
Но не сложилось. Гигантский мост ценой в миллиард, который после сдачи в эксплуатацию уже неоднократно латали, сейчас ведет на пустынный остров, на котором расположен Дальневосточный федеральный университет.