Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в сентябре 2014 года.
В 1930 году произошло одно из знаковых событий в истории авиации: 12 мая Жан Мермоз (Jean Mermoz) совершил первый в истории перелёт через Южную Атлантику. Вместо пятидесяти дней пути расстояние между Европой и Латинской Америкой внезапно сократилось до всего лишь двух дней.
Огромные черные водяные столбы поднимались как колонны храма. На высоте более 5000 метров не было ничего, кроме бушующего ада. Трое мужчин сидели в самолёте как в деревянном ящике. Над ними был созданный непогодой хаос, а под ними бушевали водные массы Атлантического океана. Одна из волн снесла антенну как соломенный стебель. Дождь наполнил кабину экипажа водой. Шторм швырял самолёт как воздушного змея. Сырой душный воздух делал каждый вздох адской пыткой. Только самосохранение и развившаяся почти до фанатизма идея поддерживала этих трех мужчин: впервые в истории они хотели выполнить беспосадочный перелёт со 130 кг почты из африканского Сен-Луиса (Saint-Louis) в бразильский Наталь (Natal)!
Сегодня исполняется ровно 50 лет [1] с того момента, когда французы пилот Жан Мермоз, штурман Дабри (Dabry) и радист Жими (Gimie) в таких тяжелых погодных условиях предприняли попытку открыть новую почтовую линию из Франции в Бразилию и далее в Чили. 12 мая 1930 года мечта стала реальностью: двенадцатилетние попытки рисковавших своими жизнями пионеров сократили время доставки европейской почты в Южную Америку с пятидесяти дней до двух. В этот день впервые подобный перелёт оказался удачным. Из французской Тулузы в расположенный в Северном Сенегале порт Сен-Луис в рекордно короткое время 25 часов были перевезены 130 кг почты. Оттуда Мермоз и его экипаж на переоборудованном в гидросамолёт Late 28 выполнили еще один перелёт до Рио-де-Жанейро продолжительностью 21 час 15 минут до Рио-Понстингу (Rio Ponstingui). Сегодня, когда даже доставка сирен (морских коров) и других экзотических животных является рутинной работой транспортной авиации, подобное достижение вызывает улыбку, однако в те годы подобный перелет был подобен чуду.
Еще в 1918 году, когда демобилизованные с военной службы пилоты в поисках работы шли непрерывным потоком в двери различных учреждений, тулузский инженер Пьер Жорж Латекор (Pierre Georges Latecoere) со своей идеей доставки почты по воздуху в Южную Америку считался безнадёжным мечтателем. Правительство в Париже, у которого он искал поддержку, отказало ему, посчитав идею фантастикой.
Однако Латекор не сдавался. В рождественские дни 1918 года он за своим тридцатипятилетним пилотом на одномоторном биплане Cornemont совершил перелёт из Тулузы через Пиренеи в Барселону. Перелёт был совершен без каких либо проблем, и это убедило испанцев в том, что подобные полёты над сушей и над морем вполне реальны. Латекор шаг за шагом приближался к своей конечной цели. Аликанте стал следующим этапом перелёта, затем последовал третий этап – перелёт в Испанское Марокко.
Уже в марте 1919 года Латекор совершил свой ознакомительный полёт во Французское Марокко. Пьер Латекор помимо таланта инженера был хорошим дипломатом, и свой первый визит в Рабате он совершил к французскому. Сегодняшние парижские газеты и букет свежих фиалок из далёкой родины были для госпожи Гемалин (Gemahlin) и многое повидавших колониальных чиновников веским аргументом, и уже на следующий день после посещения губернатора договор на перевозку почты из Марокко во Францию оказался у Латекора в кармане.
Трудности не заставили себя ждать. Если весной, летом и осенью летчики могли летать в довольно сносных погодных условиях, то зимой обтянутые полотном самолеты с дребезжащими моторами и открытыми кабинами попадали в зимние и поздние осенние шторма! Дожди и град перемалывали передние кромки винтов, а лица летчиков превращали в ледяные маски. При вынужденных посадках на пляжи поблизости, естественно, не было никаких инженеров и техников, которые могли бы выполнить ремонт. Существовало только одно правило: помоги себе сам. Этим девизом руководствовались и менеджеры основанной между делом авиационной транспортной компании Aeropostale. Каждый пилот этой компании был одновременно и механиком, и метеорологом, и штурманом. Как следствие, катастрофы происходили сплошь и рядом: вместо того чтобы выполнять полеты, ориентируясь по руслам рек или линиям железных дорог, пилоты совершали свои перелёты ориентируясь по обломкам упавших на землю самолётов. В то время количество раненых или погибших пионеров авиасообщений исчислялось тысячами.
Но этих искателей приключений, уверенных в своих способностях и веривших в технический прогресс, ничто не могло удержать. Следующим этапом Южно-Американской мечты стал Сенегал. На пути к Сенегалу располагалась смертельно опасная, не знающая пощады пустыня Сахара. Тот, кто совершал здесь аварийную посадку, был практически обречен на смерть. Кто не умирал от жажды и голода, тот попадал в руки разбойничавших в тех местах мавров, для которых человеческая жизнь не значила ровным счетом ничего. Единственной возможностью было выполнять перелёты парами или же брать с собой в полет переводчика. Сеть топливозаправочных станций возникла поблизости от испанских опорных пунктов. На этих топливозаправочных станциях имелись радиостанции и необходимые для ремонта материалы. Подобным пунктом Кап Хуби (Cap Juby) руководил ставший позднее писателем Антуан де Сент-Экзюпери. Многие пилоты обязаны ему жизнью: Экзюпери выкупал их из плена, обеспечивал продуктами и запасными частями.
Итак, в 1923 году компания Латекора Aeropostale приступила к осуществлению перелётов между Сен-Луисом и Дакаром: к Южной Америке приблизились еще на один шаг, но машины еще были не в состоянии пролетать более чем 700 километров без посадки, и пересечение Атлантики было возможно только при помощи корабля.
Между тем и правительство Франции обратило внимание на идеи Латекора. Для доставки из Дакара в Наталь правительство за символическую плату 1 франк в год предоставило Латекору корабль и шесть охотников за подводными лодками, пересекавших по этому маршруту океан за 108 часов. Когда в Южной Америке к 1929 году была создана необходимая сеть аэродромов, заправочных станций и мастерских, позволявшая распространять почту далее по континенту – для почты, перевозимой морским путём, пробили последние часы.
Для того чтобы ночью не терять полученного днем преимущества над кораблями, пилоты, развозившие почту, приступили к выполнению ночных полётов. Три года система работала блестяще: по Европе, Африке и Южной Америке почту доставляли по воздуху, а на морском участке между Сенегалом и Бразилией – по морю. Но в 1930 году полёт Мермоза показал более перспективный вариант доставки. Этому не помешал даже тот факт, что на обратном пути самолет Мермоза, пересекавший океанский участок трассы, совершил аварийную посадку и затонул в 900 км от Дакара. Проходящий корабль спас экипаж и почту.
Счастливо улыбающийся Жан Мермоз: за его плечами первый в истории перелёт через Южную Атлантику со 130 кг почты. В декабре 1936 года он пропал и Южная Атлантика, которую он победил, стала его судьбой
В 1933 году авиакомпания Aeropostale вошла в состав Air France, и производившиеся фирмой Couzinet трехмоторные самолёты Arc-en-Ciel открыли новую страницу в истории авиации. 16 января 1933 года Мермоз за 14 часов 27 минут совершил перелёт из Сенегала в Бразилию. Там он в течение одного дня совершил перелёт по маршруту Наталь – Рио-де-Жанейро – Буэнос-Айрес. Большое значение имело то, что впервые не было необходимости перегружать почту.
Установленный на поплавки Laté 28 после возвращения из Наталя в сенегальской гавани Сен-Луиса. Три члена экипажа самолёта: Мермоз, Дабри и Жими стоят на поплавке
Вскоре к французам присоединились компании из других стран. Так до 1936 года авиакомпания Lufthansa на своих летающих лодках Dornier выполняла полёты по этому маршруту.
После 1933 года Мермоз выполнил еще 23 перелёта через Южную Атлантику. Этих полетов могло бы быть и больше, но 7 декабря 1936 года у его летающей лодки Latecoere-300 Croix du Sud заглох двигатель. Это было последнее из того, что когда-либо слышали о Мермозе. Несмотря на масштабную поисково-спасательную операцию, так никогда и не было найдено никаких следов экипажа и самолёта.
- статья опубликована в 1980 году
источник: Wolfgang Häg «Statt fünfzig lagen plötzlich nur noch zwei Tage zwischen Europa und Lateinamerika. Vor 50 Jahren flog Jean Mermoz erstmals über den Südatlantik» // Lufhahrt International, 8/1980