Мир адмирала Шестакова. Начало двадцатилетней программы развития русского флота 1881 года
16
На Особом совещание 21 августа 1881 г императором Александром III были поставлены боевые задачи Русскому флоту на 20 лет вперед. Это определило весь вектор развития Русского флота с 1881 по 1901 гг.
Что хотел от Русского флота в августе 1881 года Александр III?
Первого и самого главного – помощи в окончательном решении Восточного вопроса. Под этим царь понимал ликвидацию Османской империи, что, как виделось в тот момент из Петербурга, должно было произойти в весьма близкое и обозримое время. И Россия должна была быть готова в этом поучаствовать самым активным образом. То есть в числе прочего, но в самом главном – овладеть проливом Босфор и городом Константинополь и присоединить их к Российской империи.
Как русские собирались овладевать Босфором и Константинополем? Русские учли негативный опыт долгого и кровавого движения Русской армии к нему через Балканы во время Русско-Турецкой войны 1877-78 гг, а в результате, встав под его стенами, Русская армия обнаружила, что на рейде Константинополя уже стоят 12 броненосцев британской Средиземноморской эскадры. В этот раз русские планировали действовать умнее и сразу учитывать, что англичане могут вмешаться. Вот для этого и нужен был мощный Черноморский флот! Который внезапно для турок и англичан появится перед Босфором и пойдет через пролив на прорыв, сражаясь с береговыми фортами турок. После их подавление, прямо в проливе высаживается десантный корпус в 30 000 солдат, который и захватывает Константинополь. Внезапность удара – серьезная гарантия успеха всей этой операции. Русским из Севастополя до Босфора идти сильно ближе, чем туда же англичанам с Мальты. Поэтому британская эскадра ожидаемо придет, когда с турецкими батареями в Босфоре будет покончено, а русские солдаты уже будут водружать православный крест на Святую Софию, то есть к шапочному разбору.
Русская идея захвата Босфора в 1881 году не предусматривала захват Дарданелл. Русские не надеялись с захватом Босфора и Константинополя закончить настолько быстро, чтобы успеть занять еще и Дарданеллы до прихода туда английской эскадры. К тому же Дарданеллы тогда не были нужны русским. Смысл захвата Босфора для русских в 1881 г был в том, чтобы они могли контролировать вход в Босфор со стороны Мраморного моря. И не допускали этим прохода в Черное море никакого враждебного России флота. То есть, чтобы ситуация Крымской войны 1854-56 годов не смогла больше повториться в принципе.
Удивительно, но главным инициатором и идеологом прорыва Босфора и захвата Константинополя десантом с моря был начальник Главного штаба Русской армии генерал Обручев! А на Особом совещании её продвигал Военный министр генерал Вановский с подачи Обручева. Ни одному русскому адмиралу того времени не принадлежит авторство данной идеи! И никто из них её на Особом совещание 21 августа 1881 г не высказывал. Но флотские на этом совещание против неё не возражали, учитывая, что данной идеи очень сочувствовал сам император Александр III.
Всё это должно было вызывать в ближайшие 20 лет приоритетное и весьма срочное развитие сил и средств Черноморского флота (учитывая их прискорбную скудость на 1881 г) для русского Морского министерства.
Александр III на Особом совещание 21 августа 1881 г не снимал никаких предыдущих боевых задач с Балтийского флота. Этот флот продолжал рассматриваться как самое мощное корабельное соединение русских. На него возлагалась активная оборона балтийского побережья, не допускающая блокады противником русских портов на Балтике, и противодействие попыткам вражеских десантов. А также крейсерская война в океанах против торгового судоходства в первую очередь Британской империи.
Главным противником Балтийского флота указывался британский флот. Но флоты Германии и Швеции (и даже Дании) к таковым (но не главным) тоже были отнесены управляющим Морским министерством (в 1881 г) контр-адмиралом Пещуровым. Такой противник как Британский флот того времени требовал, конечно же, больших финансовых вложений в развитие Русского флота, чтобы ему противостоять. Что стало самым большим противоречием в решениях Особого совещания 1881 г, потому что как раз денег у русских в 1880-х годах на это не было.
Развивать Сибирскую флотилию особо не планировалось. Там на постоянной основе хотели держать только несколько канонерок, наблюдающими за флотами Китая и Японии, а также охраняющими промыслы морского зверя на русском тихоокеанском побережье. Морской порт и крепость во Владивостоке рассматривался на Особом совещание как единственный на тот момент пункт укрытия и судоремонта для крейсерской эскадры, действующей как отдельные истребители вражеской торговли, в основном, против судоходства Британской империи.
Идея Босфорской операции не возникала в головах русских адмиралов до августа 1881 года как серьезный план, а не прожект (прожекты такие были и до 1881 г), потому что они не рассматривали Черноморский флот как приоритетный флот для развития. Для них приоритетом было развитие Балтийского флота. Эта инерция мышления русских адмиралов, докатившаяся в 1881 год из 1856 года, от условий Парижского трактата и ликвидации Черноморского флота России, а также безденежья Морского министерства того времени. Денег ему хватало и хватало не всегда (корабли из-за недофинансирования строились очень долго) только на судостроение для Балтийского флота!
Поэтому русские адмиралы были в шоке от армейской идеи прорыва флотом Босфора и высадки туда десанта! Адмиралам нужно было время подумать и обсудить между собой эту идею, очень новую для них. Они-то думали до этого в терминах крейсерской войны в океане и береговой обороны…. Теперь же хорошенько надо было подумать над новой идеей боевого применения Русского флота – штурма хорошо укрепленного пролива, чтобы выйти к царю с какими-то конкретными предложениями о том, сколько и каких кораблей нужно будет строить для Русского флота по 20-ти летней программе 1881 г?
Именно этим русские адмиралы в нашей реальности и занимались всю вторую половину 1881 г и в начале 1882 г на разных совещаниях, на которые они собирались. В итоге 13 мая 1882 г новый управляющий Морским министерством адмирал Шестаков представил царю самый первый вариант нового судостроения по 20-ти летней программе 1881 г.
Что Шестаков в тот момент хотел в течение следующих 20 лет построить?
Балтийский флот – 16 броненосцев в 8400 т. Это имелись в виду броненосные крейсера по типу британского «Имперьюза» прототипа крейсера Адмирал Нахимов. 2 крейсера первого (фрегатского) ранга в 5700 т — это имелся в виду тип «Дмитрий Донской», 9 крейсеров второго (корветского) ранга 2400 т, имелся в виду как прототип греческий крейсер Миаулис.
Черноморский флот – 8 броненосцев в 8500 т, прототип «Петр Великий», 2 посыльных судна, 18 миноносцев типа «Батум».
Сибирская флотилия на двоих с Балтийским флотом 19 канонерских лодок, из которых собственно сибирских 6.
И на всё это требовалось в течение следующих 20 лет ассигновать 374 860 160 руб. Из которых 204 млн. руб. должны были быть выделены сверх годовой сметы (она была каждый год в 36 млн. рублей) Морского министерства. Министру финансов было от чего офигеть, учитывая, что ожидаемая на 1882 г доходная часть бюджета Российской империи составляла примерно 762 млн. рублей.
Всё, что я сейчас написал — это не альтернатива, это наша реальная история, которая в данной Альтернативе оставлена в этом своё аспекте без изменений.
Управляющий Морским министерством адмирал Шестаков был поставлен в 1882 г в крайне затруднительное положение. С одной стороны нам (государю-императору) нужен мощный Русский флот, для решения актуальных внешнеполитических задач, стоящих перед Российской империей. Проще говоря, для проведения в конце 19-го века империалистической внешней политики, которая тогда была неотъемлемой частью звания «Великая держава». А с другой стороны мы (министр финансов и государственный контролёр) денег тебе в нужных объемах на развитие флота не дадим, потому что у нас их нет. И император в нашей реальности тут Шестакову ни чем помочь не захотел. Крутись, как хочешь, а мощный флот нам – вынь, да, положь!
Я это к тому пишу, что когда положение Шестакова видится под таким ракурсом, вся его колбасня и на первый взгляд необъяснимые изгибы мысли в области строительства флота, начинают выглядеть весьма логичными. Учитывая грандиозность задачи, что перед ним была поставлена – создание за 20 лет мощного парового и броненосного флота, способного бросить вызов британскому флоту! Но при этом реализация данной задачи не была обеспечена соответствующим её масштабу финансированием. Тут кого угодно заколбасит от такого противоречия между желаниями императора и его реальными возможностями финансировать свои хотелки! Из дневника Шестакова видно, что Иван Алексеевич эту противоречивость задачи, поставленную перед ним, очень четко осознавал. Отсюда он временами падал духом (особенно после очередной неудачной для Шестакова баталии с министром финансов и государственным контролером, когда он не получал от них запрашиваемых сумм денег), переставал верить в то, что сможет вообще хоть что-то построить для Русского флота.
В данной Альтернативе только в 1882 г у Шестакова существенно больше денег (на 5 миллионов рублей), чем ему выделили в этом году в нашей реальности на создание флота. В остальные года в общей сумме он имеет финансирование такое же, как в нашей реальности просто немного иначе, распределенное по годам. А в 1883 г даже меньше, чем в нашей реальности. Потому что в этой Альтернативе нет возможности менять доходную часть бюджета Российской империи. Денег у Российского бюджета в нём не стало внезапно и необъяснимо больше, чем в нашей реальности. Наполнение бюджета Российской империи деньгами — это задача не Шестакова, а совсем других лиц и ведомств. И эта задача не является предметом рассмотрения данной Альтернативы.
В этой Альтернативе есть возможность лишь слегка на 3-4 миллиона больше чем в реале менять смету Морского министерства, перераспределяя в неё иным образом, чем в реале другие бюджетные расходы того года. Делать это прямыми указами императора. Что император по российским законам имел право делать, но в нашей реальности Александр III этим своим правом никогда не пользовался, в отличие от Николая II, пользовавшегося им вовсю. В этой Альтернативе будет возможность иначе, чем в нашей реальности, расходовать саму смету Морского министерства и сверх сметные деньги, которые оно получало.
Также в этой Альтернативе Александр III будет помогать (а не отстраняться от этой помощи, которую Шестаков от царя ожидал в нашей реальности) финансово в реализации 20-ти летней программы 1881 г, потому что он сам эту программу придумал, она ему очень нужна, он чувствует за успех ее реализации свою ответственность. И царь имеет возможность влиять своими прямыми указами на то, как министр финансов верстает расходную часть бюджета Российской империи. Но влияет царь на это очень ограниченно, потому что Российский бюджет того времени плохо наполнялся деньгами! Его расходную часть в то время особо сильно не перераспределишь в пользу моряков! Отчего, как я уже сказал, золотого потока, направленного на Морское министерство, в 1880-е годы ожидать в этой Альтернативе нельзя. Можно ожидать лишь некоторое увеличение сверхсметных расходов Морского ведомства в размерах 3-4 миллионов рублей. Что в этой Альтернативе с ним случилось в размере 5 миллионов рублей при Шестакове только один раз — в 1882 г, и будет немного скомпенсировано урезанием сверх сметных расходов в 1883 г с 10 миллионов рублей, какие они были в нашей реальности, до 9 миллионов в этой Альтернативе. То есть Шестаков в этой Альтернативе при помощи царя и его прямых указов получает на кораблестроение только на 4 миллиона рублей больше (как раз хватило на броненосный крейсер Александр Невский типа «Мономах», которого в нашей реальности не было), чем он с 1882 г по 1888 г получил в нашей реальности.
Это экскурс в историю начала русской 20-ти летней программы судостроения 1881 г (боевые задачи Русского флота на следующие 20 лет до 1901 г) и в финансы Российской империи 1880-х годов мне нужен для объяснения и иллюстрации контекста, в котором развивается данная Альтернатива.