0

Федот, но не тот

… Все началось с англичан. Броненосный крейсер "Рюрик II" был построен в Англии по российским техническим требованиям, которые учитывали опыт русско-японской войны 1904–1905 годов.

Мыс Сарыч 2

12 января 1904 года Император Николай II утвердил проект новой судостроительной программы на 1904–1914 гг. В этом же году МТК выдал тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку нового броненосного крейсера для Балтийского флота. ТТЗ оговаривало главный калибр в башенных установках, противоминный калибр в казематах и на надстройках, скорость полного хода не менее 21 узла, водоизмещение от 12 000 тонн до 14 000 тонн и двигательная установка по типу "Громобоя". Кроме того, учитывалась возможность участия крейсера в эскадренном бою вместе с линкорами.

В марте 1905 года МТК принял за основу для будущего броненосного крейсера "вариант №160-В" Т.Дж. Оуэнса-Тэрстона, который был представлен английской фирмой "Виккерс". Причём фирма обязалась построить корабль с полным вооружением и машинным оснащением, "под ключ" за 20 месяцев определив полную стоимость в 1 500 000 фунтов стерлингов. Однако, по личному указу Николая II, задание вновь подверглось изменениям.

2 ноября 1905 года фирма "Виккерс" представила в МТК откорректированный проект броненосного крейсера, где были учтены все желания российского заказчика. 

24 декабря 1905 года было заключено предварительное соглашение между Морским министерством и Ответственным за работу с Россией представителем компании "Виккерс" В.В. Захаровым. Им утверждались предварительные чертежи и спецификации броненосного крейсера. 

10 января 1906 года стороны подписали официальный контракт с английской фирмой "Виккерс". В соответствии с контрактом крейсер должен был иметь водоизмещение 17 500 тонн, длину 161,2 метра, ширину на миделе 22,9 метра, углубление при полной осадке 8,1 метра, бронирование нижней и средней палуб, казематов, артиллерии и пояса по ватерлинии, проектную скорость в 24 узла, применение водотрубных котлов "Ярроу" и установку облегчённого рангоута. Строить броненосный крейсер, было доверено верфи "Виккерс" в г. Барроу-ин-Фёрнесс. Срок постройки не более 26 месяцев с 3 месячным сроком для проведения испытаний и приемки корабля в казну. Наблюдающим за строительством стал корабельный инженер старший помощник судостроителя К.А. Теннисон, механизмы принимал инженер-механик подполковник Т.Р. Нейман, артиллерию — полковник В.Л. Голубцов, по минному вооружению — лейтенант А.В. Развозов. 

09 августа 1906 года состоялась закладка первого листа горизонтального киля броненосного крейсера "Рюрик II".

Короткая рука русского медведя

Главный калибр крейсера (шесть 12-дюймовых (304,8-мм)) находился в трех двухорудийных  башенных установках Виккерса, имевших упрощенную многоугольную форму со скошенной передней частью фронта и крыши и располагавшихся в диаметральной плоскости носовой части полубака и в кормовой части верхней палубы. Конструктивно башня главного калибра состояла из боевого отделения с вращающимся столом, на котором монтировались два орудийных станка со стволами, механизмами заряжания и наведения, рабочего отделения и подачной трубы. Для подъёма верхней части башни в рабочем отделении, которое располагалось под боевым отделением, устанавливались шесть 100-тонных домкратов. Два нарезных орудия размещённых в башне имели длину стволов по 40 калибров. Стволы устанавливались на отдельные орудийные станки, которые состояли из качающейся рамы, двух обойм, станин с цапфами, гидравлического компрессора отката и пружинного накатника. Заряжание стволов производилось двумя электрическими прибойниками на переменном угле возвышения в пределах от -3° до +8°. Время заряжания орудий составляло около 35 секунд. Вертикальное наведение орудий производилось, как вместе, так и раздельно, с помощью электропривода, который включал электромотор мощностью 10 л.с. с частотой вращения 750 об/мин. для каждого ствола. Скорость вертикального наведения составляла 2,2°/сек., а угол возвышения – от -5° до +35°. Управление электроприводом производилось раздельно с поста у каждого из орудий. В случае выхода из строя одного поста оба орудия переключались на совместное наведение и управлялись с одного поста. Горизонтальное наведение каждой башни осуществлялось с помощью электропривода, который включал два электромотора мощностью по 15 л.с. с частотой вращения 750 об/мин. каждый и генератор мощностью 15 кВт. Максимальную скорость горизонтального наведения до 2,2°/сек. Управление электроприводом производилось двумя коммутаторами, которые монтировались в боевом и рабочем отделениях башни. Боевой коммутатор управлялся маховиком из поста башенного командира, а рабочий коммутатор — поворотом пистолетных рукояток на постах обоих наводчиков. В качестве запасного режима наведения для вертикальной и горизонтальной наводки использовался ручной привод, маховики которого располагались в боевом и рабочем отделениях башни. Скорость горизонтального наведения в ручном режиме равнялась 0,5°/сек. и требовала усилий 8 человек. В состав боекомплекта, из 84 выстрелов на ствол, входили бронебойные и фугасные снаряды весом 331 кг и два полузаряда пороха общей массой 100 кг для каждого снаряда. Начальная скорость снаряда составляла 792 м/с с прицельной дальностью стрельбы в 15,546 км и максимальной дальностью стрельбы до 21,997 км. Расчёт башни включал 30 человек.

Из 14 одноствольных 120-мм орудий Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных в бортовых казематах средней части верхней палубы под полубаком. Станки орудий на центральных штырах системы Виккерса с гидравлическим компрессором отката и пружинным накатником, вращались в горизонталь­ной плоскости обеспечивая сектор обстрела по горизонтали 110°–120°.

Подъемный механизм секторного типа обеспечивал скорость вертикального наведения в ручную до 3,5°/сек. с сектором обстрела по вертикали от -5° до +20°. Поворотный червячный механизм позволял в ручную развернуть орудие в горизонтальной плоскости со скоростью 6°–8°/секунд. Заряжание ствола производилось вручную, а время заряжания орудия составляло 8-10 секунд. Расчёт включал 6 человек. В состав боекомплекта, из 200 выстрелов на ствол, входили фугасные унитарные снаряды весом 20,48 кг и заряд бездымного пороха весом 6,5 кг для каждого снаряда при весе гильзы 8,8 кг. Начальная скорость снаряда составляла 823 м/с с прицельной дальностью стрельбы в 11 км при 200.

Из 4 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Орудие имело одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки – 4 человека. Боезапас состоял из 636 стальных или чугунных гранат весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +30°. Скорострельность пушки — 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4 км. Вес установки со щитом доходил до 448,5 кг.

Из 8 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных на носовом мостике (2), на спардеке (4) и по одному на паровых катерах для поддержки десанта. Расчёт пулемёта — 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом.

Cистема управления артогнём "Виккерса" включала:

5 электрических дальномерных указателей, которые передавали дистанцию (расстояние) до цели и размещались в обеих боевых рубках, в центральном посту и на марсе по одному для каждого борта. 5 снарядных указателей размещенных там же. 5 сигнальных указателей. 5 кренометров для правого и левого борта.

Принимающие приборы у каждого из орудий, которые отображали дистанцию и целик на общем принимающем орудийном приборе с несколькими циферблатами, снабжёнными вращающимися барабанами с цифрами. Приборы и магнитные компасы в обеих боевых рубках и центральном посту. Станция измерительных приборов, размещённая в центральном посту. Предохранительные коробки "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в центральном посту. Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.

Старший артиллерийский офицер, в центральном посту, включал систему управления стрельбой. Стрельба производилась по приказанию командира по двум схемам, в зависимости от вида маневрирования, типа цели и характера ведения боя. 

"Беглый огонь" – выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели — дальность по горизонтально-базисному дальномеру Барра и Струда (с базой 2,74 метра), которые не требовали знания высоты рангоута корабля противника, как микрометры системы Люжоля. "Одиночная стрельба" – выполнялась по приказу командира или при выходе системы управления стрельбой из строя во время боя

Броненосный крейсер "Рюрик II" в сентябре 1908 года вышел из Глазго в своё первое плавание и, посетив порт Гринок (Шотландия) прибыл в Кронштадт. 23 октября 1908 года состоялся смотр новейшего крейсера Императором Николаем II.

Мыс Сарыч 2

Такой вот вариант

Тактико-технические данные броненосного крейсера "Рюрик II"

Водоизмещение:  

нормальное 17 800 тонн, полное 20 500 тонн.

Длина наибольшая: 

161,23 метра

Длина по КВЛ: 

158,23 метра

Длина между перпендикулярами: 

149,35 метра

Ширина наибольшая: 

24,86 метра

Высота борта в носу: 

15,52 метра

Высота борта по миделю: 

15,02 метра

Высота борта в корме: 

13,02 метра

Осадка по корпусу: 

7,82 метра

Бронирование:

Пояс:  178-152-102 мм, в нос 102-76 мм, в корму 76 мм

Траверзы: нос 178 мм, корма – 152 мм             

Башни: фронт и бока 178 мм, тыл 152 мм, крыша – 64 мм, подшивка – 76 мм

Барбеты:  178 мм

Боевая рубка: 203 – 51 мм       

Палуба: 38 + 25

 

Силовая установка: 

2 паровые турбины по 14 850 л.с., 
28 водотрубных котлов системы "Ярроу", 2 винта ФШ, 1 руль.

Электроэнергетическая
система:
 

постоянного тока 105 В, 
4 динамо-машины "Вольта" мощностью 504 кВт и 1 мощностью 67 кВт.

Скорость хода: 

полная 24,5 узла, экономическая 14 узлов.

Дальность плавания: 

4090 миль при 14 узлах, 2068 миль при 24 узлах.

Автономность: 

18 суток при 14 узлах, 5 суток при 24 узлах.

Вооружение: 

.  

артиллерийское: 

3×2 305-мм башни, 14×1 120-мм орудий Канэ,
4х1 47-мм пушки Гочкиса, 8х1 пулемёта Максима.

Экипаж: 

785 человек (28 офицеров и классных чиновников, 10 кондукторов).

 

 

Хотелось бы поболе, но денег нету.

 

Мыс Сарыч 2

Строительство, как дредноутов, так и других кораблей черноморской программы по­ручили двум частным заводам в Николаеве. Один, сооруженный в 1897 году и имевший некоторый судостроительный опыт (две серии миноносцев, баш­ни и машины броненосца «Князь Потемкин-Таври­ческий», ряд гражданских и портовых судов), принад­лежал многопрофильному Обществу Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), другой — под маркой Русского судостроительного акционерного общества («Руссуд») — только еще создавался на передан­ной ему в аренду территории бывшего Николаевс­кого казенного адмиралтейства.

Были заново составлены и 30 июля 1910 года утверждены морским министром С.А. Воеводским и задания на проектирование черноморских кораб­лей. 24 августа довольно сильные коррективы были внесены новым морским министром И.К. Григоровичем. В них обращала на себя внимание увеличенная до 24 уз. скорость. Угол возвышения орудий главного калибра увеличивался с 25 до 35° при уменьшении их количества. Противоминный калибр остался прежним. Высоту надводного борта и носовые обводы следовало вы­бирать исходя из условий плавания в Черном море.

Как и в проекте балтийских линейных кораблей, для корпуса наряду с обычной судостроительной сталью применяли сталь повышенного (предел прочности 50 кгс/мм2) и высокого (60—78 кгс/мм2) сопротивления.

17 октября 1910 года за шесть дней до офици­альной закладки новые корабли были зачислены в списки флота под наименованиями «Император Николай I», «Император Александр III».

Конструкция корпуса и система бронирования «черноморцев» в основном соответствовали про­екту балтийских дредноутов, но частично были до­работаны с уменьшением длинны и ширины корпуса.

Турбины типа Парсонса, рассчитанные на дости­жение скорости 24 уз, их вспомогательные механиз­мы, гребные валы и дейдвудные устройства постав­ляла британская фирма «Джон Браун» (Клайдбанк).

Двадцать водотрубных котлов типа Ярроу (изготовленных Харьковским паровозострои­тельным заводом), рассчитанных на давление пара 17,5 кгс/см2, питали турбинные агрегаты, работав­шие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м. Котлы должны были обеспечивать отопление, как углем, так и нефтяными остатками с русских месторождений.

 

Проектные тактико-технические элементы черноморских и балтийских линейных кораблей

Наименование элементов

Тип «Севастополь», 4

Тип

«Император Николай I», 2

Тип

«Императрица Мария», 2

ВООРУЖЕНИЕ

 

 

 

Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм

12 — 305,

16 — 120

9 – 305,

14 – 120, 8 – 63

9 — 356,

18 — 130

Торпедное: количество ТА — калибр, мм

4 — 450

 —

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

 

 

 

главный броневой пояс

225

225

254

палубы (верхняя + средняя + нижняя)

37,5+25+25

(в корме)

37,5 + 25 + 25 (в корме)

37,5 + 25 + 25 (в корме)

скосы нижней палубы

25

25

50

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

 

Водоизмещение нормальное, т

23000

20000

24100

Главные размерения, м:

 

 

 

длина по КВЛ

181,20

158,4

168,00

ширина с броней

26,90

23,54

27,36

осадка

8,30

7,45

8,36

Скорость хода, уз

23

24

23

Мощность турбин, л. с.

32000

32000

32000

Суммарная мощность корабельной электростан­ции (шесть генераторов переменного трехфазного тока напряжением 220 В) составляла 1840 кВт.

На «Императоре Николае I» имелось четыре про­жектора диаметром 90 см и два—120 см, на «Императоре Александре III» — шесть 90-см. На кораблях устанавли­вались радиостанции мощностью 2 и 10 кВт.

Для трех становых втяжных якорей системы Холла (в том числе один кормовой) массой по 8 т предусматривались якорные цепи калибром 76,7 мм и длиной: две — по 150 морских саженей (274 м) и одна 100-саженная (183 м). Корабли имели по два паровых катера (по образцу изготовленного для бро­неносца «Цесаревич»), два моторных катера (во­доизмещение 10,7 т, скорость 10 уз), четыре 20-весельных барказа (из них два моторных), по два ше­стивесельных яла и вельбота.

Мыс Сарыч 2

К сожалению, из-за отключения света материал про «императриц» безвозвратно утерян. Но изображение сохранилось.

Подписаться
Уведомить о
guest

28 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account