«Мы наш, мы новый, флот построим…». Глубины темные, дела скромные, корабли потаенные… Часть 8.

4

 

В 1883 году Императорское православное палестинское общество (ИППО) заключило с РОПиТ договор на отправку в Палестину паломников. В 1891 году РОПиТ приобрело в Испании 2 корабля – «Азориан» и «Канариан», совершавшие регулярные рейсы между Кадисом и Азорскими и Канарскими островами. Это были товаропассажирские пароходы, способные перевозить 70 пассажиров I класса и 150 пассажиров II класса, а также до 1600 тонн груза. В России оба судна переименовали в «Св. Глеб» и «Св. Борис» и поставили на линию Одесса–Яффа. За 9 лет оба корабля перевезли более 14 тыс. паломников. В 1901 году морское министерство разыскивало корабли для переделки в плавбазы подводных лодок. Выбор пал на «Св. Глеба» и «Св. Бориса». Еще находясь в составе испанского торгового флота, корабли были оборудованы холодильниками. Три трюма твиндечного типа и грузовые стрелы обеспечивали быструю погрузку и хранение топлива, боеприпасов и продовольствия. Каюты II класса приспособили для нужд офицеров, фельдшерский пункт и учебные классы. В каютах III класса разместили нижних чинов. Один из трюмов переоборудовали под мастерскую и склад запасных частей, позволившие проводить на подводных лодках мелкий ремонт. Кроме этого, на кораблях усилили систему пожаротушения, установив две дополнительные пожарные помпы. Все котлы оборудовали нефтяными форсунками. «Св. Глеб» был направлен во Владивосток, а «Св. Борис» в Порт-Артур.

"Мы наш, мы новый, флот построим...". Глубины темные, дела скромные, корабли потаенные… Часть 8.

Базы подводных лодок «Св. Глеб» и «Св. Борис».

Водоизмещение – 3720 тонн. Грузоподъемность – 1600 тонн. Размерения – 97,0×11,5×5,5 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 3600 л.с. Скорость – 18,0 узлов. Дальность хода – 7200 миль на 10 узлах. Запас топлива – 700 тонн нефти. Вооружение на 1904 год – 4×87-мм, 4×7,62-мм пулемета.

1902 год. Кабинет морского министра И.М. Дикова. Санкт-Петербург.

– Присаживайтесь, Зиновий Петрович.

– Благодарю, ваше превосходительство.

– Вряд ли вы догадываетесь, зачем я вас позвал, но дело спешное и не терпит отлагательств. Речь пойдет о подводных лодках.

– Я весь внимание, ваше превосходительство.

– Как вы знаете, это новый вид кораблей. И зачастую мы идем впереди ведущих держав. А идущему впереди всегда трудно. Опыт освоения подводных лодок зачастую дается нам дорогой ценой. Аварийность очень велика. Многие лодки затонули, да так «удачно», – адмирал выделил это слово, – что достать их нет никакой возможности. А это дорогое оборудование, корпуса, торпеды и многое другое. Так вот, недавно мы узнали, что японцы приобрели в Великобритании спасательное судно-катамаран. Это второе такое судно в мире, первое у англичан. Вам, Зиновий Петрович, я поручаю приобрести в Великобритании третье судно для спасения подводных лодок. Даже если удастся поднять каждую вторую лодку – и то для казны это будет большой прибыток. Государь с моим предложением согласился, деньги выделены – дерзайте, голубчик. Кровь из носу, но к концу этого года судно-спасатель должно стоять в Кронштадте. Так, что не медлите, я на вас надеюсь.

– Я готов, разрешите откланяться, Ваше превосходительство.

"Мы наш, мы новый, флот построим...". Глубины темные, дела скромные, корабли потаенные… Часть 8.

Вице-адмирал З.П. Рожественский

В сентябре в гавань Порт-Порт вошел необычный корабль, под странноватым названием «Подъем». Он казался огромным, несмотря на свои относительно небольшие размеры. При весьма скромном водоизмещении – 2450 тонн, ощущение огромности давали два решетчатых пролета высотой 10 метров. Решетчатые фермы соединяли два корпуса этого судна. В каждом корпусе была установлена паровая машина и два котла. Корабль был оснащен 4 лебедками, грузоподъемностью по 180 тонн каждая, позволявшие поднимать субмарины водоизмещением до 700 тонн с глубины до 70 метров. Кроме того, на катамаране находились шесть стационарных газосварочных и газорезных постов. На «Подъеме» располагалась мастерская, на которой был возможен ремонт поврежденных субмарин. В дополнение на катамаране мог храниться запас торпед и топлива для подводных лодок. Построен был «Подъем» на английской верфи «Дертфорд Ярд» (Dertford Yard), Сандерленд, в 1903 году. Изначально его предполагали перевести в Кронштадт, но в связи с ухудшающейся обстановкой на Дальнем Востоке решение пересмотрели и отправили в Порт-Артур.

"Мы наш, мы новый, флот построим...". Глубины темные, дела скромные, корабли потаенные… Часть 8.

Спасатель-катамаран «Подъем».

Водоизмещение – 2450 тонн. Размерения – 85,5×12,0×5,5 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 2000 л.с. Скорость – 9,0 узлов. Дальность хода – 3200 миль на 8 узлах. Запас топлива – 400 тонн угля.

ПРОДОЛЖЕНИЕ о подводных лодках точно не СЛЕДУЕТ… :))))))))))

Подписаться
Уведомить о
guest

68 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account