«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

5

Уважаемые коллеги, выкладываю очередную, часть «Мы наш, мы новый, флот построим…». Хотел продолжить тему «больших крейсеров»,  но понял, что без этой крайне важной главы многое может оказаться неясным. Пришлось опять заняться «хозяйственными делами». Я думаю, некоторое вопросы которые задавали мне уважаемые коллеги, снимутся сами собой. Приятного чтения.

НОВОАДМИРАЛТЕЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД.

В 1881 году верфь Галерного островка была передана в аренду обществу Франко-Русских заводов, сроком на 10 лет. К  концу срока аренды (1891 год) 60% акций Франко-Русского завода принадлежали морскому ведомству. В 1892 году, 40% оставшихся у акционеров, акций была выкуплена морским ведомством. К 1892 году Франко-Русский завод вместе с Галерным островком полностью перешел в казну. В 1892 году морским министром Р.В. Хорошихиным было принято решение о слиянии Франко-Русского завода, верфей Галерного островка с Новым Адмиралтейством и строительстве на его базе Новоадмиралтейского судостроительного завода (НАСЗ). Новое Адмиралтейство, несмотря на то, что было одним из крупнейших судостроительных предприятий, представляло собой жалкое зрелище. На заводе отсутствовали необходимые, современные станки и оборудование. механическая мастерская, удобные пути перемещения оборудования и материалов от складов к сборочным цехам. Завод не обладал достаточно большим достроечным бассейном и крановым оборудованием, из-за чего время достройки судов значительно увеличивалось. В 1893 году Новоадмиралтейский судостроительный завод был преобразован в Общество казенно-коммерческого предпринимательства (ОККП). Это позволило привлечь на завод иностранный капитал и технологии. В частности НАСЗ заинтересовался «Виккерс». В 1893 году состоялась «сделка века», «Виккерс» приобрел 35% акций НАСЗ. 51% акций остался у морского ведомства, а оставшиеся 14% акций были приобретены другими крупными акционерами, среди которых числились Русско-Азиатский банк и Российский коммерческий банк. В результате акционирования предприятия на модернизацию НАСЗ было привлечено около 8,35 млн. руб. Кроме продажи части акций морское ведомство приобрело для НАСЗ два участка 37,9 и 27,5 га. Последний участок выделялся в районе правого рукава реки Фонтанки, для устройства там достроечного бассейна. «Виккерс» кроме финансирования, подписал договор об оказании технической помощи, в модернизации завода и постройке судов. В период с 1893 по 1895 года были значительно, до 165 м. увеличены каменные эллинги Нового Адмиралтейства и Галерного островка. Возведен новый каменный эллинг на Галерном островке длиной — 175,0 м. и шириной – 34,5 м. Возведен крытый, разборный, металлический эллинг длинной 155 метров. Перестроены стапеля. Построен новый механический цех и цех фасонного литья. Перестроен бывший Франко-Русский завод, оборудование для которого закупали в Великобритании и Германии. Возведен достроечный бассейн, допускающий одновременную постройку 4 крупных кораблей водоизмещением свыше 12 тыс. тонн. На предприятии одновременно в постройке и достройке, могло находиться до 8 броненосцев. Построен складской городок, а все основные производственные площадки были соединены между собой узкоколейной железной дорогой. Из Германии и Великобритании были доставлены два плавучих достроечных крана грузоподъемностью 95 и 110 тонн. К концу 19 века Новоадмиралтейский судостроительный завод представлял собой одно из самых хорошо оснащенных судостроительных предприятий в Европе.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Новоадмиралтейский судостроительный завод

БАЛТИЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

Наиболее, хорошо оснащенное предприятие судостроительной промышленности. В 1891-1895 года на БСЗ был возведен большой каменный эллинг длинной 170,0 метров и шириной 32 метра. В 1895-1896 году на месте деревянного эллинга, по французскому проекту, возведен разборный, крытый, металлический эллинг, длинной 150 метров.  Для строительства более мелких судов построены два малых каменных эллинга и малый деревянный эллинг. В 1895-1897 на заводе был возведен достроечный бассейн, с общей протяженностью достроечной стенки 800 м. В 1894-1895 годах на заводе был введен в эксплуатацию 120-тонный плавучий кран. Полностью модернизирована модельно-плазовая мастерская. Обустроена башенная мастерская, рассчитанная на 4 колодца-кессона и башенный цех с четырьмя 30-тонными кранами в котором, одновременно можно было монтировать до 4 башен.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Балтийский завод, вид с Малой Невки

ПУТИЛОВСКИЙ ЗАВОД

До 1887 года Путиловский завод занимался строительством кораблей малого и среднего тоннажа. В 1890 году по согласованию с Морским ведомством, правлением Путиловских заводов принято решение устроить на заводе собственное крупнотоннажное судостроительное производство. Строительство новых верфей происходило при финансовом участии Русско-Азиатского банка. Со стороны государства, Путиловскому заводу, был передан выкупленный у частных владельцев, прибрежный участок, площадью 54 гектара. Главной проблемой было большое количество отмелей в месте предполагаемого спуска кораблей. С 1892 по 1894 год были проведены серьезные дноуглубительные работы. Одновременно с работами,  на заводе был возведены: каменный эллинг длинной – 165 м. и шириной 35 метров и док с размерами 150,0х29,0х10,0 м.  Батопорты для нового дока были изготовлены тут же на Путиловском заводе. В 1895 году, док был оснащен двумя крановыми устройствами, грузоподъемностью 60 тонн. Возведен комплекс складских зданий, «складской городок». Построены механическая и литейно-фасонная мастерские. Возведена достроечная стенка протяженностью – 900 м. и новая башенная и модельно-плазовая мастерская.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Путиловский завод, вид на строительство, достроечного комплекса

НОВОКРОНШТАДТСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО.

До 1891 года Кронштадтский пароходный завод. В 1892 году его официально переименован в Новокронштадский судостроительный и судоремонтный завод Морского ведомства. Но чаще его называли просто Новокронштадтское адмиралтейство или Новокронштадтская верфь. С 1892 года на заводе начата серьезная реконструкция на которую в общей сложности было потрачено 8,2 млн. руб. Константиновский док (150,0х35,0х9,5 м.) был оборудован плавучим достроечным краном грузоподъемностью – 90 тонн. и двумя паровыми турбинами обеспечивающими откачку и закачку воды в течении 4-5 часов. В 1896 году введен в строй новый Александровский док, с размерами 183,0х39,0х11,0 м. Полностью реконструирована заводская электростанция и построена компрессорная станция. Возведены, механический, литейно-фасонный цеха, оборудование для которых закупалось в Германии и Великобритании. Установлено новое крановое оборудование значительно расширившие возможности строительства кораблей. Новокронштадское адмиралтейство позволяло, как строить новые корабли, так и быстро проводить достроечные работы любой сложности. Судоремонтная часть завода обеспечивала проведение любых судостроительных работ.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Новокронштадтское адмиралтейство

ЛАЗАРЕВСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО.

В 1858 году Севастопольское адмиралтейство передано «Русскому обществу пароходства и торговли» (РОПиТ). В 1861 году в работу введен большой Мортоновый эллинг. 1875 год было открыто железнодорожное сообщение С.-Петербург – Севастополь. В 1884 году на заводе построены два продольных стапеля длинной – 120 м. 1885 году введен в эксплуатацию Алексеевский (Западный) док длинной – 135,0х28х9,0 м. В. 1890 год на Севастопольском адмиралтействе введены в строй два крана грузоподъемностью 25 и 40 тонн. 1892 год принято решение о переносе коммерческого порта из Севастополя в Феодосию. В 1893 году завод вновь возвращен Морскому ведомству, за 2,4 млн. руб. Тогда же ему было возвращено прежнее название – «Лазаревское адмиралтейство». С 1894 по 1896 год Лазаревское адмиралтейство, прошло глубокую модернизацию. Построена электростанция, продлена железнодорожная ветка, Алексеевский (Западный) док увеличен до 150,0х28,5,0х9,0 м.  м. Введен в строй Александровский (Восточный) док с размерами 183,0х29,0х9,5 м. Возведен новый башенный корпус с 2-мя колодцами-кессонами, глубиной до 10 м. Кузнечно-прессовая и механическая мастерские значительно расширены и переоборудованы в цеха. Достроечная стенка увеличена на 250 м. На заводе было установлено новое крановое оборудование.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Вид на Лазаревское адмиралтейство, 1905 год.

НИКОЛАЕВСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО.

Николаевское адмиралтейство было крупнейшим судостроительным предприятием на юге России. В 1893 году адмиралтейство получило кредит на сумму 1,12 млн. руб. для переустройства своих судостроительных мощностей под нужды строительства нового броненосного флота России. Все, возрастающие размеры боевых кораблей требовали увеличения размеров стапельных конструкций. В 1895 году был перестроен эллинг №7, с увеличением его длинны до 165 м. На месте старых эллингов №3, №4 и №5 возведены новые металлические, крытые, разборные эллинги, длинной от 128 до 150 и шириной от 29 до 32 м. Бывшая кузница перестроена в кузнечно-прессовый цех. Установлено новое крановое оборудование, в том числе железнодорожный достроечный кран грузоподъемностью 45 тонн. Изначально на Адмиралтействе решили установить башенную мастерскую, рассчитанную на два 10-метров колодца-кессона. Однако в силу финансовых причин от этого проекта решили отказаться. К 1896 году на Николаевском адмиралтействе могли строить одновременно 4 боевых корабля водоизмещением от 10 тыс. тонн и выше.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Вид на эллинг №7 Николаевского адмиралтейства

ОБЩЕСТВО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ, МЕХАНИЧЕСКИХ И ЛИТЕЙНЫХ ЗАВОДОВ В ГОРОДЕ НИКОЛАЕВЕ.

В 1893 году два бельгийских поданных Г. Франсуа и У. Делуа, обратились к правительству с ходатайством о постройке частного судостроительного завода. В конце 1893 года такое разрешение было дано. Предприимчивые бельгийцы успели арендовать у городской управы города Николаева, на 30 лет, участок площадью – 58 га, примыкавшей к удобной для судостроения широкой (2,2 км) и глубокой акватории Южнобугского лимана. Уставной капитал нового общества получившее название «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» составлял – 5,2 млн. руб. За бельгийцами в первую очередь стояли французы. Главными акционерами общества, чаще всего называемого «Наваль» (Морской), стали банкирский дом «Р. Сюрмонд» и банк, Société Générale в Париже. Контрагентами, согласившимися оказывать техническую помощь, стали такие крупные производственные предприятия как Сен-Шамон, Шнейдер-Крезо, Норман, Торникрофт, Блом и Фосс. Строительство велось быстрыми темпами. К 1896 году был возведен крупнейший в Европе крытый эллинг с размерениями – 170,0х70,0х45,0 м. в котором располагались два стапеля, позволяющие строить корабли водоизмещение свыше 12 тыс. тонн. Кроме судостроительной верфи завод обладал собственным котельным производством, машиностроительным производством судовых механизмов. На заводе был оборудован башенный цех с четырьмя 10-метровыми колодцами-кессонами. Его строили с запасом, рассчитывая снабжать башнями Николаевское адмиралтейство. Необходимое оборудование завозилось в основном из Бельгии, Великобритании и Франции. «Наваль» имел два достроечных крана грузоподъемностью – 100 и 125 тонн.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Крытый стапель и плаз общества «Наваль»

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ И СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД МОРСКОГО ВЕДОМСТВА.  ВЛАДИВОСТОКСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО

В 1887 году во Владивостоке, для текущего ремонта кораблей был построен Механический завод, состоящий из минно-торпедных и артиллерийских мастерских. В 1893 году было решено перестроить Механический завод во Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод Морского ведомства. К этому времени мастерские обладали железным плавучим доком длиной 90 м. В 1894 году на преобразование мастерских в полноценный завод была выделена огромная сумма в 15 млн. руб. Строительство новых доков велось с привлечением всех сил и средств. Для строительства судостроительного завода из Китая, было приглашено около 20 тыс. рабочих. Из России в общей сложности на Дальний Восток было вывезено и размещено в специально построенном для этого Адмиралтейском городке около 1500 рабочих. Цемент для строительства доков получали из Великобритании, САСШ и России. Все перевозки обслуживало Русско-Американское торговое общество (РАТО). В период с 1894 по 1898 годы были построены Николаевский док (165,0х28,5х10,0 м.), а так же Алексеевский двойной док, длиной – 185 м, общей шириной – 84 м. и глубиной – 10,5 м. Оба дока разделяла гранитная рабочая стенка шириной – 20 м. Батопорты для новых доков были изготовлены в САСШ на Union Iron Works и доставлены во Владивосток РАТО. Кроме доков были построены литейно-фасонная мастерская, кузнечно-прессовая мастерская, механическая и электромеханические мастерские, электрическая и компрессорные стации, башенная мастерская с 4-мя колодцами-кессонами. Модельно-плазовая мастерская была целиком закуплена в Великобритании. Возведен металлический разборный эллинг длиной – 165 м. Из САСШ так же был доставлен еще один плавучий док длиной – 120 м. и шириной – 25 м. Общая длинна набережной завода достигала 1200 м., а длина достроечной стенки – 900 м. Станки и оборудование для Владивостокского адмиралтейства заказывали в Великобритании, САСШ и Германии. Завод был укомплектован плавучим краном грузоподъемностью — 150 тонн. Николаевский док имел кран грузоподъемностью 60 тонн. А двойной док был оснащен тремя крановыми устройствами 45, 70 и 100 тонн соответственно.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Строительство судостроительного завода во Владивостоке

ПОРТ-АРТУРСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ И СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД МОРСКОГО ВЕДОМСТВА.

Сразу же после окончания строительства доков во Владивостоке (1898), часть рабочих была переведена на строительство судоремонтного и судостроительного завода в Порт-Артуре. К 1898 году Порт-Артур, располагал двумя китайскими доками одним для броненосцев другой для миноносцев. Однако они уже не отвечали требованиям ВМБ Российского флота. В 1898 году было принято решение о расширении китайских доков и строительстве новых. С 1898 года по 1903 год на финансирование этих работ Морскому ведомству, было выделено 5,45 млн. рублей. Старый китайский док был удлинен до 460 футов (140 м.) и расширен. Теперь его размеры составили 140,0х24,5х10,0 м. Новый док для броненосцев с размерениями 175,0х25,0х10,5 м. на южном берегу бассейна, у подножия Золотой горы, был начат строительством в 1899 году, а окончен в 1903 году. Все необходимое оборудование и материалы, включая цемент, поступали из Великобритании и САСШ. Доставляло их вездесущее и пронырливое Русско-Американское торговое общество (РАТО), прочно обосновавшаяся на Дальнем Востоке. Батопорты для доков и крановое оборудование было доставлено из САСШ. 4300 гранитных плит были изготовлены в России и доставлены из Владивостока, пароходами РАТО. Две новых насосных станции были доставлены из Великобритании. Модернизированный старый док осушался за 6 часов, а заполнялся за 2,5 часа. Новый док осушался в течении 8 часов, а заполнялся через клинкеты за 5 часов. Старый миноносный док удлинили на 10 м. С новым миноносным доком заморачиватся не стали, а прибрели в САСШ, готовый 120 м. плавучий док, позволяющий проводить работы, как на миноносцах, так и на легких крейсерах водоизмещением до 6 тыс. тонн. Плавучий док разместили в Западном бассейне, в районе минной пристани. Местность вокруг, из-за построенных складов и оборудования, получила название «крейсерский городок». Из САСШ и Великобритании было доставлены два плавучих крана грузоподъемностью 75 и 110 тонн. В «крейсерском городке» установили кран грузоподъемностью 40 тонн. Кроме того Восточный бассейн был оборудован двумя железнодорожными крановыми платформами на 17 и 25 тонн. Изначально, морской министр Хорошихин собирался строить в Порт-Артуре, корабли, однако из-за начавшийся войны, так ни одного крупного корабля построено не было. Зато во время РЯВ, Порт-Артурский судостроительный завод, оказал неоценимую помощь Порт-Артурской эскадре. Во время ухода значительная часть оборудования и станков была вывезена, а остальное взорвано или повреждено. После войны завод и доки были восстановлены японской администрацией.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Док в Порт-Артуре

АРТИЛЛЕРИЯ

К основным производителям артиллерийским систем для флота являлись несколько крупнейших заводов. К специализированным казенным предприятиям относились, прежде всего, Обуховский и Пермский заводы. Наиболее крупным и хорошо оснащенным из них считался Обуховский завод.

ОБУХОВСКИЙ ЗАВОД.

В 1892 году было принято решение о модернизации Обуховского завода. Всего с 1893 по 1895 заводу на реконструкцию было выделено – 5,2 млн. руб., включая срочный кредит в 1892 году на сумму 1,6 млн. руб. Полностью был модернизирован кузнечно-прессовый цех, на котором были установлены пресса мощностью 4000-, 2200-, 1200- и 500 тонн и поковочные молоты мощностью 2 – 6 тонн. Сталеплавильный цех выпускал 28 тыс. орудийной стали в год. Были построены здание нового. артиллерийско-технический отдела, металлографическая лаборатория. Общее количество станков и оборудования закупленного за границей достигло 510 шт. К 1896 году Обуховский завод мог выпускать до 24 орудий калибра 305-мм. Кроме этого Обуховский завод обладал одним из лучших башенных цехов, рассчитанных на выпуск 6 двухорудийных башен, полного цикла, ежегодно. В 1900 году на заводе была устроена оптико-механическая мастерская для изготовления оптических прицелов к морским орудиям.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Цех Обуховского завода

ПЕРМСКИЙ ЗАВОД.

Следующим кандидатом на перевооружение оказался Пермский завод, горного ведомства. В 1893 году Пермский казенный завод был выведен из состава Горного Департамента Министерства государственных имуществ и преобразован в Общество казенно-коммерческого предпринимательства (ОККП). Это позволило акционировать производство и получить средства на реконструкцию производства. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что государство в лице Горного департамента, сохранило за собой 51% акций. В 1894 году началась серьезная перестройка завода, в том числе были учтены пожелания морского ведомства. Был введен в строй сталелитейный цех с 4-мя мартеновскими печами позволявшими отливать орудийные болванки весом до 70 тонн. С 1896 года на Пермском заводе действовали 67 гидравлических штамповочных прессов и 34 гидравлических и электрических поковочных молота мощностью от 1700 до 400 тонн, как отечественного так и зарубежного производства. На заводе были возведены, новая электрическая и насосная станции. Весь станочный парк Пермского завода, был электрифицирован, что было редкостью даже на более крупных заводах. Количество различных станков, приобретенных, в том числе и за границей, достигало 652 шт. В том же 1896 на Пермском заводе был введен в строй цех электрической отливки по способу инженера Н.Г. Славянова, что позволило резко сократить уровень брака при отливке крупных болванок орудийных стволов. Был построен новый пушечный корпус, позволявший выпускать до 40 орудий большого калибра в год, в том числе и до 16 орудий, для морского ведомства.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Вид на Пермский завод

Среди частных предприятий участвующих в перевооружении Российского флота стоит отметить два  наиболее хорошо оснащенных предприятия.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗАВОД

Металлический завод не обладал мощностями для производства собственных крупнокалиберных орудий. Зато он был флагманом в строительстве башен для боевых кораблей. Завод обладал собственной научно-технической базой. В конструкторском бюро завода работали такие известные инженеры как О. Крель, Н.Д. Песенко, А.Г. Дукельский. Новая башенная мастерская была рассчитана на 4 колодца-кессона, глубиной 10,8 м. Завод мог производить до 8 двухорудийных башен ежегодно. На Металлическом заводе в башенном цеху впервые в России были установлены 2 мостовых крана, грузоподъемностью 60 тонн, сделанных в Германии. Эти краны позволяли производить сборку артиллерийских башен любой сложности.

РУССКО-ОНЕЖСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ И АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ЗАВОД (РОМАЗ).

Принадлежал известным братьям Барановским. И хотя на заводе не выпускались крупнокалиберные орудия, зато на нем выпускалась вся линейка мелко- и среднекалиберной артиллерии от 47-мм до 203-мм. орудий. По показателям производства этих орудий завод, был впереди многих признанных предприятий.

БРОНЯ

Основным производителем отечественной брони, еще со времен начала строительства броненосного флота был Ижорский завод. Еще став морским министром Р.В. Хорошихин задумал реконструкцию Ижорского завода, под нужды строительства нового флота. На ижорском заводе как минимум собирались удвоить выпуск брони. Но в ход планов морского министра вмешался научно-технический прогресс. В 1893 году известный немецкий фабрикант и конструктор Крупп изобрел свой собственный способ цементации брони. Дюжина броневых плит приобретенных у Круппа и обстрелянные на полигоне Морского ведомства, выявили, что бронеплиты Круппа, во всем превосходят броневые плиты, цементированные по способу Гарвея. Морской министр тотчас же загорелся идеей, как покупки броневых плит, так и производства крупповской брони на Ижорском заводе. Но на пути благих пожеланий морского министра возникли непреодолимые препятствия.

Крупп элементарно не успевал производить потребное количество бронеплит. В результате сроки поставки брони постоянно срывались, а за срочный заказ Крупп требовал переплату, чуть ли вдвое. Выручала американская компания Bethlehem Iron Company, но и её броня обходилась в копеечку. Переговоры о производстве брони Круппа в России, тоже срывались из-за желания Круппа, получить максимальную выгоду.

В конце 1893 было приято решение о перевооружении Ижорского завода. В состав работ входило: строительство нового броневого отдела, постройка новых бронезакалочных и бронеотделочных мастерских, строительство 40-тонной печи, установка нового 50-тонного крана, установка гидравлического пресса мощностью 5500 тонн, расширение сталеплавильного цеха, строительство новой электростанции и кислородно-водородного цеха. На эти мероприятия были выделены средства в сумме 4,8 млн. руб. При выходе на полную мощность завод мог бы выдавать до 6 тыс. тонн брони в год. Окончание реконструкции завода был определен 1895 год.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Ижорский завод в 1896 году

Тем временем на юге России назревали чрезвычайно интересные события.  В 1892 году в Таганроге было открыто «Русско-Бельгийское общество металлургических заводов». Основателями которого стали бельгийцы Гемптен и Тразенстер. На заводе были установлены две домны и две мартеновские печи и запущен выпуск рельсов и броневых плит. Первую продукцию завод выпустил в 1895 году. В том же 1895 году на завод поступил русский инженер польского происхождения Тадеуш Бернардович Гантке. Именно он предложил процесс цементации брони чрезвычайно схожий с процессом Круппа, но дешевле. Сравнительные испытания броневых плит показали, что броня цементированная по способу Гантке, по качеству не отличается от брони цементированной по способу Круппа.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Русско-Бельгийское общество металлургических заводов

В 1895 году три предприимчивых американца Ф.Смит и братья Д.Кеннеди и В.Кеннеди обратились к правительству с прошением об устройстве в Мариуполе, частного металлургического общества. В том же году разрешение было дано. На деятельность братьев в России обратил внимание известный американский предприниматель, миллионер, Эндрю Карнеги. В 1896 году Э.Карнеги стал компаньоном братьев Кеннеди. В 1897 году произошло еще одно знаменательное событие, слияние Русско-бельгийского металлургического общества и Металлургического завода Кеннеди и Карнеги. На юге России было образовано крупнейшее «Таганрог-Мариупольское металлургическое общество» с уставным капиталом в 8 млн. рублей. Если до 1897 года выпуск брони Гантке на юге России не превышал  1200 тонн в год, то уже в 1898 году производство брони увеличилось в 2,5 раза, достигнув 3200 тонн в год. В  1897 году производство брони по способу Гантке на Ижорском заводе составило 2700 тонн в год, в  1898 году достигло 5500 тонн в год. С вводом в строй «Таганрог-Мариупольского металлургического общества» и начала выпуска брони по способу Гантке на Ижорском заводе, проблема с нехваткой брони была решена, а цена на броню в среднем снизилась до 680 руб. за тонну.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Т.Б. Гантке

Оба предприятия были оснащены оборудованием по последнему слову техники. Так на «Таганрог-Мариупольском металлургическом обществе» был установлен гидравлический пресс мощностью 8 тыс. тонн, второй в Европе, после пресса Круппа.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXII. Глава необходимая… индустриальная.

Таганрог-Мариупольское металлургическое общество

Как всегда, жду Ваших, замечаний, уточнений и комментариев.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДУЕТ ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА…

Подписаться
Уведомить о
guest

36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account