4

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть V. Паруса войны… Мины под парусами

Уважаемые коллеги, это окончание материала пятой части «Мы наш, мы новый, флот построим…» – «Паруса войны…».

Адмиралы, возглавлявшие военно-морское ведомство России, всегда считали мины дешевым и эффективным средством борьбы с флотами противника. Поэтому кораблям-минопостановщикам уделялось весьма большое внимание. Эта тенденция шла ещё с Крымской войны, когда «завалить минами» все подступы к нашим базам считалось чрезвычайно важным и эффективным делом. И нет ничего странного, что в преддверии войны Адмиралтейство решило прикупить что-нибудь ненужное и не особо дорогое, для превращения его в минный заградитель. Выбор пал на грузо­пассажирский пароход «Венкер», с парусным вооружением, судоходной компании голландской Ост-Индии, курсировавший между Батавией и Борнео. Корабль был приобретен в 1902 году за 9 тыс. фунтов стерлингов и в 1903 году переоборудован в минный заградитель. На корабле смонти­ро­вали подкрепления под 107-мм орудия. Поменяли котлы. Подготовили помещения для хране­ния и снаряжения мин. Площадь парусов составила 420 м2. На борт корабль мог брать 120 мин, в перегруз до 160 мин. В Российский флот корабль был принят с именем «Михаил Корсаков».

Минный заградитель «Михаил Корсаков»

Водоизмещение – 2100 тонн. Размерения – 84,0×10,5×4,5 м. СУ – 1ПМ , 2ПК. Мощность – 2000 л.с. Скорость – 15,5 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 10 узлах. Запас топлива – 320 тонн угля. Вооружение: 4×107-мм, 6×47-мм. 120 мин.

Начало войны «Корсаков» встретил в Порт-Артуре, и это начало сразу оказалось провальным. Первой жертвой стал русский миноносец «Неприхотливый», подорвавшейся на минах, выставленных «Михаилом Корсаковым». Миноносец затонул. Все списали на случайность. Но буквально через месяц подорвалась на мине канонерская лодка «Отважный». К счастью, лодка не затонула и её сумели отконвоировать в Порт-Артур. Но из участия в военных действиях канлодка выбыла. Моряки «Корсакова» боялись сходить на берег. Офицеры боялись заходить в офицерское собрание, довольствуясь дешевыми, третьеразрядными ресторанами на окраинах Порт-Артура. На минзаге царило уныние и пораженческие настроения. Кое-кто от отчаяния предлагал идти прямо в Сасебо, вывалить весь груз мин, если удастся, а там будь что будет. Но 14 марта 1904 года для команды «Михаила Корсакова» блеснул луч надежды: на мине, выставленной минзагом, подорвался и затонул японский миноносец «Синономе». В апреле команду минзага опять ждала удача – на этот раз добычей «Корсакова» стала японская канонерская лодка «Сайен», бывший китайский бронепалубный крейсер «Цзи-Юань» (2400 т, 2×210-мм). Моряки «Михаила Корсакова» были реабилитированы. Но настоящий успех ждал команду минзага в июне 1905 года, когда на минах, выставленных «Корсаковым» в корейской бухте Ёсан, взорвался и затонул японский военный транспорт «Сэнью Мару» (6000 т, 4×152-мм). Транспорт перевозил почти 4 тыс. тонн продовольствия для японской армии. Моряки «Михаила Корсакова» подняли головы и гордо расправили плечи.

После войны минзаг «Михаил Корсаков» переквалифицировали в гидрографическое судно. В 1915 году он перешел в разряд учебных судов. В 1932 году комиссия признала корабль непригодным к дальнейшей эксплуатации, и в том же году корабль был исключен из списков флота.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДУЕТ…

Подписаться
Уведомить о
guest

61 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account