4

 

Продолжаю выкладывать материал по парусным кораблям русско-японской войны.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 года, пароходы РОПиТа «Веста», «Владимир», «Эльбрус» и «Аргонавт» нанесли существенный вред турецкому флоту. Действия этих крейсеров убедили командование Российского флота в необходимости создания крейсерского флота как адекватного ответа на угрозы со стороны Европейских держав. Окончательно убедил Российское адмиралтейство в необходимости крейсерского противостояния с Великобританией на морях кризис в англо-русских отношениях 1885 года. Напуганное возможностью полномасштабной войны с Великобританией, Российское морское ведомство заказало 6 крейсеров с полным парусным вооружением. К счастью, кризис миновал. Проведя ревизию, было выяснено, что фактически были заложены всего 2 крейсера, остальные 4 только собирались закладывать. При зрелом размышлении, было принято решение отказаться от закладки 4-х крейсеров, ограни­чив­шись лишь двумя.

Предполагалось построить корабль водоизмещением 3000 тонн, при мощности механизмов в 2500 л.с., что обеспечивало скорость в 14 узлов. Вооружение крейсера должно было состоять из одной 229-мм мортиры, двух 178-мм орудий и 4-х 107-мм пушек. Запас угля рассчитывался на 30-дневный переход полным ходом.

Из-за сложной военной обстановки крейсера были заложены не в Петербурге, а в Финляндии, на Улеаборгской верфи. Постройка была поручена подполковнику корпуса корабельных инженеров В.Н. Ратлевскому. Первой потерей будущих крейсеров стали машины, изначально их предполагалось приобрести в Англии, однако вскоре было принято решение ставить машины отечественного производства. Задача была поручена Путиловскому заводу. Но и здесь не обошлось без изменений. Адмиралы возжелали иметь скорость строящихся крейсеров не менее 16 узлов, мощность машины пришлось увеличить до 3000 л.с. Соответственно водоизмещение выросло до 3200 тонн. Но, пожалуй, самое большое изменение претерпело вооружение крейсера. Первой жертвой изменений стала 229-мм мортира, её решили заменить на 203-мм орудие. Но и это не удовлетворило заказчика. Заказчик желал менее тяжелую, но более скорострельную артиллерию. Следующий состав вооружения крейсера выглядел следующим образом: 2×152-мм и 4×107-мм орудия. Но и это не вызвало понимания. Данный состав артиллерийского вооружения сочли слишком легким. В результате к двум 152-мм орудиям добавили еще два. Именно с вооружением, состоящим из 4×152-мм и 4×107-мм орудий, корабли были наконец-то спущены на воду в 1887 году и под именами «Свеаборг» и «Керчь» включены в состав Российского импе­раторского флота.

Крейсер представлял собой одновинтовой, трехмачтовый пароход с парусным вооружением барка и площадью парусов 1540 м2. Благодаря преимущественному применению стали удалось облегчить корпуса кораблей. Масса корпуса составила 45% от водоизмещения, 450 тонн приходилось на машины и котлы с водой, на артиллерию и боезапас отводилось 150 тонн. Но больше всего занимал полный запас угля – 1000 тонн, почти 30% от водоизмещения. Полное водоизмещение крейсера составило 3200 тонн. Шесть котлов и главная паровая машина мощностью 3000 л.с. (форсированная до 3500 л.с), обеспечивала скорость 17 узлов, при полном запасе угля – 15 узлов. С этой скоростью дальность крейсера составляла 6500 миль, а со скоростью 10 узлов – 14 000 миль.

Крейсер «Свеаборг» остался служить в Балтийском флоте, а «Керчь» была направлена на службу в Черноморский флот.

Изначально «Свеаборг» и «Керчь» предполагали использовать не только в качестве крейсеров, но и в качестве военных транспортов, но это оказалось невозможным из-за громоздкой силовой установки и малой вместимости трюмов. Тем не менее долгое время «Свеаборг» и «Керчь» считались самыми быстроходными, полноценными крейсерами Российского флота. В 1892 году обоим крейсерам был присвоен I ранг. В 1893 году «Керчь» вместе с отрядом русских крейсеров участвовала в походе к болгарским берегам в город Варну. «Свеаборг» участвовал в маневрах 1894 года. «Керчь» длительное время исполняла роль стационера в турецких портах. А «Свеаборг» неоднократно посещал европейские порты, демонстрируя российский флаг. В 1897 году на «Свеаборге» была проведена серьезная модернизация. Часть котлов полностью перебрали, а часть заменили на более производительные и экономичные. Изменили и состав вооружения. Со «Свеаборга» были сняты устаревшие 107-мм орудия и заменены на четыре новых 87-мм скорострельных орудия Барановского, а количество 152-мм. орудий довели до 6 шт. На корабле установили один из первых траверсных подводных торпедных аппаратов.

Корабль стал выглядеть следующим образом.

Крейсер I ранга «Свеаборг»

Мы наш, мы новый, флот построим…  Часть V. Паруса войны… Крейсер "Свеаборг"

Водоизмещение – 3200 тонн. Размерения – 89,8×12,5×6,1 м. СУ – 1ПМ, 6ПК. Мощность – 3000 л.с. Скорость – 17,0 узлов. Дальность хода – 14 000 миль на 10 узлах. Запас топлива – 1000 тонн угля. Вооружение: 6×152-мм, 4×87-мм, 4×47-мм, 1×381-мм ПТА

В 1899 году «Свеаборг» был отправлен на Дальний Восток, в Порт-Артур. 8 февраля (26 января) 1904 года он вместе со всеми кораблями Порт-Артурской эскадры отражал нападение японских миноносцев. 24 (11) февраля 1904 года «Свеаборг» обстрелял и заставил отвернуть один из японских транспортов-брандеров, предназначенных для закупоривания выхода из Порт-Артура. 4 марта (24 февраля) 1904 года «Свеаборг» был отправлен сорвать строительство японцами пристани в Чинапмо (Нампхо) в Корее. В результате обстрела японский строительный отряд был частично уничтожен, частично рассеян. Была сорвана первая попытка высадки I японской армии генерала Куроки в Корее. 8 апреля (26 марта) 1904 года, пользуясь туманом, крейсер «Свеаборг» сумел пробраться к корейскому берегу и уничтожил в приморском поселке Лиханхо крупный японский склад с боеприпасами. Во время прорыва Порт-Артурской эскадры во Владивосток «Свеаборг» входил во II крейсерский отряд. Ему довелось вести бой с японским бронепалубным крейсером «Куматори» (3000 тонн, 4×152-мм, 4×120-мм). Сам «Свеаборг» от действий противника не пострадал, впрочем как и японский крейсер, но японский миноносец «Масамадзе», пользуясь неразберихой боя, выпустил торпеду и повредил «Свеаборг». Броненосец «Севастополь» вынужден был взять поврежденный крейсер на буксир. Во II сражении в Желтом море «Свеаборг» по причине повреждений не участвовал. Но он поучаствовал в отражении высадки японского десанта на Сахалин. 12 мая (29 апреля) 1905 года крейсер «Свеаборг» утопил японский военный транспорт «Тубару Мара», перевозивший 800 японских солдат и батарею легких гаубиц.

6 августа (23 июля) 1905 года на «Свеаборге», патрулирующем в заливе Танфильева (Курильские острова), прогремел взрыв. Крейсер затонул в течение получаса. Спаслось 92 человека команды. Расследование показало, что крейсер был торпедирован японской подводной лодкой «Кобуру», относящейся к классу С-II; это был первый в истории зафиксированный случай уничтожения подводной лодкой боевого корабля. Правда, как было выяснено уже после войны, для «Кобуры» подобный подвиг тоже даром не прошел: она пережила «Свеаборг» всего на полчаса. Причина гибели японской подводной лодки так и осталась невыясненной.

«Керчи» – систершипу «Свеаборга» повезло не намного больше. На нем также была проведена модернизация по типу «Свеаборга». До 1910 года он числился крейсером I ранга, но в 1910 году был переоборудован в базу обеспечения миноносцев. На «Керчи» оборудовали цистерны для мазута, дополнительные помещения для торпед и хранения продуктов. Именно цистерны с мазутом и стали причиной гибели корабля. В революционном 1918 году мало кто обращал внимание на поддержание должного порядка. В цистернах скопились остатки нефтепродуктов, предназначенных для миноносцев, образовались пары, и в одночасье крейсер «Керчь» сгорел дотла. В 1924 году остов сгоревшего крейсера был сдан на металлолом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

39 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account