«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть ХХ. Шпион II ранга
Уважаемые коллеги, продолжаю выкладку боевых кораблей. На этот раз речь пойдет об эскадренных разведчиках. Приятного чтения.
Окончание 19 века в мировом кораблестроении ознаменовалось дифференциацией класса крейсеров. К началу 90-х годов почти все страны перешли на деление крейсеров по рангам. Для одиночного океанского крейсерства предназначались «большие» крейсера I ранга. Крейсера меньшего водоизмещения, предназначенные для службы при эскадрах в качестве дозорных кораблей и ближних разведчиков, получили II ранг. А все остальные крейсера, способные выполнять дозорные и посыльные функции, были определены в III ранг.
По мнению адмирала Хорошихина России следовало иметь 4 типа крейсеров. Ближний эскадренный разведчик водоизмещением не выше 3 тыс. тонн. Дальний эскадренный разведчик с ВИ свыше 3 тыс. тонн. Крейсер – «истребитель торговли» с водоизмещением до 6 тыс. тонн. И «большой» броненосный крейсер I ранга типа «Рюрик». Первые два типа крейсеров II ранга должны были быть бронепалубными. «Истребитель торговли» I ранга, по способности – «бронепалубным или броненосным как получится». При этом крейсера типа дальний эскадренный разведчик и «истребитель торговли» могли бы быть объединены в одном крейсере.
В 1892 году была подписана «Чрезвычайная программа развития флота». По этой программе только на строительство новых кораблей, за 10 лет, предполагалось истратить свыше 600 млн. руб. По этой программе Россия к уже имеющимся кораблям должна была построить 4 больших броненосных крейсера, 6 больших бронепалубных крейсеров и 4 небольших быстроходных эскадренных крейсера-разведчика. При Николае II изменение международной обстановки в связи с убедительной победой Японии над Китаем заставило вновь срочно пересмотреть программу. Потребность в больших бронепалубных крейсерах с водоизмещением свыше 5 тыс. тонн была определена в 8 шт., т.е. к запланированным 6 предполагалось построить еще 2 шт. Самым радикальным изменениям подверглась программа строительства эскадренных разведчиков. Их решено было увеличить вдвое, с 4-х до 8 шт.
Уже в июне 1895 года на совещании у морского министра присутствующие высказали свои соображения по видению эскадренных разведчиков.
Вице-адмирал И.М. Диков главным качеством крейсера полагал скорость, ради которой следовало жертвовать всеми остальными элементами, ибо быстроходный корабль «может и должен уклониться от всякого боя, во время разведки, заботясь не о мелких победах и боевом отличии личного состава, а об исполнении данного ему поручения».
Вице-адмирал Е.И. Алексеев полагал, что при эскадре должно находится «четыре крейсера-разведчика водоизмещением 3000÷3500 тонн и четыре — менее 1500 тонн…». Задачи перед крейсерами небольшого водоизмещения он ставил следующие: «служить при эскадре форзейлями, разведчиками, посыльными крейсерами для передачи важных и спешных поручений отдельно оперирующим от флота отрядам или судам». Самые малые из указанных им кораблей предназначались также для промеров, рекогносцировок у берегов и при входах в порты.
В течение марта 1898 года Морской технический комитет (МТК) разработал программу — тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование крейсера II ранга, в которой были определены основные тактико-технические элементы: водоизмещение — не более 3000 тонн (при нормальном запасе угля 360 т), общий объем угольных ям должен обеспечить дальность плавания 5000 миль при экономической скорости 10 уз.; наибольшая скорость — 25 уз; состав вооружения: 6×1-120-мм; 6×1-47-мм орудий и одна десантная пушка Барановского; минное вооружение — шесть аппаратов с 12 торпедами, 25 мин заграждения и 30 якорей к ним; броневая палуба — «возможной толщины». Документ был утвержден председателем МТК вице-адмиралом В.Ф. Дубасовым и главными инспекторами: кораблестроения — Н.Е. Кутейниковым, артиллерии — генерал-майором А.С. Кротковым, минного дела — контр-адмиралом К.С. Остелецким, механической части — Н.Г. Нозиковым.
В конкурс на право заключения контракта на проектирование и постройку малого быстроходного крейсера-разведчика включились фирмы: германские: «Ховальдтсверке» (г. Киль), «Ф. Шихау», «Крупп», «АГ Вулкан Штетин»; английские: «Лондон энд Глазго инжиниринг энд айрон шипбилдинг компани» и «Лейрд»; итальянская— «Ансальдо»; французская— Общество «Шантье де ла Жиронд» (г. Бордо); датская фирма «Бурмейстер Вайн», Невский судостроительный завод при технической помощи английских фирм. Кроме этого за проект боролись общество судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве, Лазаревское адмиралтейство, столичные – Охтинский судостроительный фирмы «Крейтон и К».
Осенью все проекты лично, для рассмотрения затребовал адмирал Хорошихин. Его реакция была негативной. На проекте «Шихау», доселе считавшимся приоритетным, он лично начертал:«Я думал о быстроходном крейсере, а вы представили мне какой-то гигантский миноносец». Жертвой адмиральской вивисекции стало вооружение. Хорошихин приказал убрать 5 торпедных аппаратов из 6 шт., так как по его мнению ни таран, ни торпеды не сыграли решающего значения в битве при Ялу. Далее морской министр волевым решением заставил заменить 6×120-мм орудий на 8×107-мм скорострелок Барановского. В этом он опирался на заключение адмирала Дикова, который полагал, что главным качеством крейсера является скорость, ради которой следовало жертвовать всеми остальными элементами, ибо быстроходный корабль «может и должен уклониться от всякого боя, во время разведки, заботясь не о мелких победах и боевом отличии личного состава, а об исполнении данного ему поручения». От себя Хорошихин добавил: «Российскому флоту нужен быстроходный корабль, способный убежать от любого сильнейшего противника, со скорострельной артиллерией, позволяющей отбиться от слабейшего противника».
В результате проект эскадренного разведчика представлял собой комбинацию из многих проектов. Некоторые судостроительные компании, узнав, что их варианты крейсера не приняты, сами отказались от участия в конкурсе. Из оставшихся выбор пал на верфь «АГ Вулкан Штетин». Все дело было в том, что буквально за пару лет до конкурса фирма приобрела в Ревеле небольшую верфь «Томас Шмидт» и перестроила её для строительства кораблей водоизмещением до 6 тыс. тонн. Таким образом, с одной стороны строительство корабля на иностранной верфи обеспечивало должное качество строительства, а с другой – подготовку рабочих и специалистов для отечественной верфи «Шмидт-Вулкан»
10 февраля 1896 года начальник ГУКиС контр-адмирал З.П. Рожественский и представитель верфи «Шмидт-Вулкан» Г. Оберзекер подписали договор на постройку крейсера. В договоре особо оговаривалось, что крейсер должен быть сдан в 1898 году и им должна была достигнута проектная скорость в 25 узлов. В случае невозможности достичь контрактных условий Морское министерство имело право отказаться от крейсера, а «Шмидт-Вулкан» обязывалась вернуть деньги. Сумма контракта была определена в 3555 тыс. руб. В мае 1896 года строящийся крейсер получил имя «Алмаз».
Строительство крейсера шло весьма быстро. В сентябре 1898 года крейсер вышел на сдаточные испытания. Через две недели испытаний и устранений неполадок крейсер достиг максимальной скорости 25,7 узла.
Корпус крейсера был выполнен из мягкой сименс-мартеновской стали, имел полубак и второе дно толщиной 7 мм. Крейсер имел верхнюю, жилую и броневую палубы. Несмотря на то, что после боя в устье Ялу развернулись дебаты о нецелесообразности таранного удара, на крейсере все же был сохранен шпирон. Энергетическая установка «Алмаза» состояла из 2 шестицилиндровых машин тройного расширения и 12 котлов Ярроу в 3-х котельных отделениях. Изначально на крейсере было угольное отопление, но в 1900 году 4 из 12 котлов были оборудованы форсуночными горелками Бари. Оригинальная рубка была выполнена по чертежам Металлического завода. Крейсер имел 16 водонепроницаемых переборок. На крейсере установили две мачты, вместо предполагаемой одной. По настоянию адмирала Хорошихина крейсер был оснащен радиотелеграфной станцией «Сименс и Гальске» с дальностью 70 миль.
Водоизмещение: 3270 тонн. Размерения (Д×Ш×О): 110,5×12,8×5,2 м. СУ: 2ПМ, 12ПК, 18 400 л.с. Макс. скор. – 25,0 узла. Дальность – 4200 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 37…51 мм, гласис МО – 70 мм, щиты орудий – 25 мм, рубка – 30 мм. Вооружение: 8×107-мм/50, 2×7,62-мм пулемета, 1×381-мм ТА. Запас топлива – 150 т нефти и 400 т угля.
Крейсер получился весьма удачным, поэтому было принято решение построить на «Шмидт-Вулкан» еще два крейсера, по одному на каждый флот. Заказ на них был выдан в 1899 году. Общая сумма контракта, включая ранее построенный «Алмаз», составила 10 млн. рублей. В 1901 году оба крейсера – «Рубин» и «Изумруд» вступили в строй.
К началу русско-японской войны «Алмаз» находился в составе эскадры Порт-Артура, а «Изумруд» – Владивостока.
Уважаемые коллеги. Есть у меня один вопрос. Сомнений в полезности орудий 107/50-мм для легкого крейсера у меня нет. Но, может быть, стоит один из крейсеров сделать с более серьезным вооружением, установив на носу и корме по одному 152/45-мм?Водоизмещение вроде бы позволяет.
Как всегда, жду Ваших замечаний, дополнений, комментариев и уточнений.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…