не мое. набрел тут . http://mirvn.livejournal.com/31541.html
В
Учёные, изучающие историю инноваций, приходят к выводу, что существуют определённые закономерности в процессе инновационного развития общества. Каждый отдельный период
Шестая волна инноваций обозначена как развитие нанотехнологий и ядерной энергетики. Видимо, именно этот прогноз был выбран как основополагающий для технологического развития России, ноги РосНано и проекта “
Если рассмотреть текущий ландшафт технологий и задуматься что сейчас может изменить нашу жизнь так же как паровая машина и микрочип, то мы приходим к выводу, что это те самые информационные технологии гиков. Давайте разберёмся на примере одной из самых нашумевших технологий настоящего: автомобиль-робот, способный передвигаться без вмешательства человека, созданный во многом благодаря симбиозу машинного обучения и анализа огромного количества данных. Например, ниже это всем известный, напоминающий смайл Гугл-кар, за плечами которого уже 1,1 млн километров в виде технического прототипа.
По оценкам своих создателей, он
Переход от личного автомобиля к такси-робомобилю позволит сократить необходимое количество автомобилей, повышая их общую утилизацию, одновременно удешевляя стоимость перевозки. С одной стороны “общественному робомобилю” противостоит инерция человеческого мышления, но с другой
Всё это ведёт и к изменению оптимальных характеристик авто: вместо привычных пятиместных бензиновых седанов, а для США и вместо пикапов, актуальны двухместные мини-машинки как на изображении выше. Они будут дешевле в производстве и требовать меньше энергии для перевозок до работы и обратно, что делает электроэнергию для таких машин гораздо более интересным вариантом, чем сейчас.
Неминуемы и структурные последствия в экономике, целые отрасли станут менее актуальны: будет требоваться меньшее число бензоколонок, ремонтных мастерских, автомоек, страховых агентов и самих страховых компаний, кто-то из автопроизводителей обанкротится или перейдёт на производство эксклюзивных моделей для ценителей. Больницы станут свободнее, поскольку потеряют сотни тысяч пациентов; освободятся территории, занятые парковками — это высвободит пространство в городах для альтернативного использования; изменится индустрия логистики — снизится спрос на профессии водителей всех видов, включая курьеров и погрузчиков.
В результате всё это высвобождает миллионы рабочих рук и триллионы долларов потенциальной экономии — можно покорить Марс и строить подводные города. Ну а если вы пессимист, то нас ждут миллионы нищих и безработных, сбивающихся в банды и охотящихся на робомобили привилегированного класса. В любом случае, это поистине революционная технология которая будет иметь влияние на общество сравнимое с заменой лошади на “Модель Т” от Форда. Именно поэтому этот смешной автомобильчик приковывает внимание экономистов и футурологов всех мастей.
Аналитики Морган Стэнли придерживаются
Люди с трудом
Историю можно начать с противостояния двух ресурсно-ориентированных государств — Бразилии и Австралии. Обе поставляют железную руду для растущего китайского рынка (60% мирового импорта железной руды приходится на Китай). У Бразилии дешёвая рабочая сила и более насыщенная порода, но она находится далеко от Китая. Австралия ближе, но имеет дорогую рабочую силу. Конкуренция вела к оптимизации — Бразилия удешевляла транспортные расходы через постройку флота сухогрузов до невиданных для своего времени масштабов дедвейтом в 400’000 тонн. Сухогрузы настолько большие, что ни один порт не был готов их принять и приходилось перегружать руду у берегов Китая в корабли поменьше.
Австралийская компания Рио-Тинто (третье место в мире среди горно-добывающих компаний) пошла более продвинутым путём и запустила программу “
Причём “шахта будущего” ими не ограничивается: автоматические буровые-закладчики взрывчатки, системы мониторинга и контроля над процессами сортировки руды, а сейчас к программе автоматизации присоединилась железная дорога протяжённостью 1500 км с автономными составами без машинистов. В целом, эти инновации позволили увеличить добычу руды, одновременно сэкономив компании 900 работников и существенно улучшить условия труда сотням других. Стоит отметить, что на каждый самосвал требовалось 4-5 водителей с зарплатой более 100’000 долларов в год, а машинист получал 240’000 долларов. Программа не останавливается на достигнутом — расширяется количество роботов-самосвалов и т.п., что в конечном счёте приведёт к снижению стоимости технологии и её распространению и на другие шахты по всему миру. Таким образом, если успехи машины Гугла ещё только должны быть доказаны эмпирически, то польза от самосвала на картинке выше уже вполне осязаема и имеет реальный экономический результат.
Несмотря на вышенаписанное, предсказывать будущее ещё никто не научился и научное сообщество, как всегда, разделено на пессимистов и оптимистов. Первые считают, что инновации ближайшего будущего невелики относительно двух промышленных и компьютерной революции и текущий медленный рост производительности труда на западе затянется. Вторые уповают на то, что человечество всегда недооценивает потенциал инноваций. Тем не менее, упомянутые нововведения не станут знаменем текущего десятилетия, так как их просто не успеть внедрить ни в мировом масштабе, ни отдельно западу.
Стоит затронуть и тему безработицы. Существует логичная, на первый взгляд, причинно-следственная связь, что роботизация и другие инновации приведут к массовой безработице, так как требуемое количество работников снизится. К счастью, можно не ограничиваться теоретическими рассуждениями, а посмотреть сразу на эмпирику — 160 лет уровня безработицы Британии как государства, подарившего миру промышленную революцию:
Понятно, что эти 160 лет прогресс не стоял на месте и производительность труда выросла в 10 раз. Тем не менее, это никак не отразилось на росте безработицы. Присутствуют два длительных и множество коротких периодов безработицы, но эти периоды были недолговечны и связаны не с технологическими изменениями, а с экономическими. Дело в том, что автоматизация и рост производительности труда не только уничтожают часть рабочих мест, но и создают новые и весь вопрос в балансе этих противоположных процессов, который в целом поддерживался. Так что и сейчас одни профессии исчезнут, другие появятся — мир не стоит на месте, так было и всегда будет. В крайнем случае всегда можно перейти к коммунизму.
от себя добавлю.
конечно автор сгустил краски. максимум побузят водители и побьют стекла роботомобилям, но не более. прогресс не остановить. осядут в какой-нибудь конторе и будут брюзжать, что теперь жену и детей они видят каждый вечер. да и врачи от уменьшения количества пациентов, меньше получать не станут.
и еще пара интересных видео о роботах (вставьте пожалуйста. самому вставить не получилось)