Motovol Ренцо Пикассо — авиационная фантазия итальянского архитектора
Небольшая, но интересная статья с канала «Основной аэродром» дзен-яндекса, которая, думаю, заинтересует коллег.
Содержание:
Помню как в детстве очень нравился советский детский роман «Девочка и птицелёт» Владимира Киселёва. Хотя книга и была больше о химии, но цель, ради которой главные герои проводили опыты и искали катализаторы, была вполне авиационная. Ребята хотели создать пассажирский орнитоптер (птицелёт), крылья которого приводились бы в движение полимерной «мышцей». Мои детские фантазии на тему такого летательного аппарата плотно запали мне в память, поэтому мимо героя сегодняшнего рассказа и его проекта я никак не мог пройти мимо.
Другой Пикассо
С 1880 по 1975 год в Италии жил и творил архитектор, инженер и дизайнер Ренцо Пикассо (нет, не родственник, просто однофамилец). Мечтатель, создавший множество проектов городов будущего — с развитой многоуровневой транспортной системой и футуристическими небоскрёбами. Пикассо предлагал развивать города именно в высоту, оставляя большие открытые пространствами. Это должно было упростить социализацию жителей таких городов. В его архиве есть проекты для Нью-Йорка, Лондона и, конечно же, родной Генуи.
Motovol
Архитектура будущего это, безусловно, хорошо и интересно. Но какое отношение Ренцо Пикассо имеет к авиации? Небольшое, но имеет — в его портфолио есть проект весьма и весьма необычного летательного аппарата.
Во время Первой мировой войны молодой архитектор служил в звании лейтенанта в итальянской армии. Ренцо обратил внимание, что в условиях гор аэропланы имеют ограниченное применение — им трудно маневрировать в узких ущельях. Для решения этой проблемы в 1918 году он предложил проект одноместного махолёта Motovol. Манёвренный летательный аппарат предполагалось применять в горах для воздушной разведки и связи, а также в качестве лёгкого штурмовика.
В движение крылья, а с ними и Motovol, должны были приводиться с помощью бензинового двигателя под сиденьем. Лейтенант Пикассо также учёл и не самую высокую надёжность двигателей того времени. Motovol, в случае отказа мотора, мог зафиксировать крылья и перейти в режим планирования. Собственного вооружения у этого летательного аппарата не было. Пилот вооружался винтовкой, а на Motovol’е был убираемый упор для стрельбы. Ну и мог сбрасывать ручные гранаты с воздуха.
Вдохновители и последователи
Интересно порассуждать — а каким проектом мог вдохновиться молодой архитектор? Из наиболее близких и тех, которые были до 1918 года, мне кажется наиболее подходящим орнитоптер американского инженера Гарри Гамметера. Построенный в 1907 году из бамбука и шёлка аппарат оснащался бензиновым двигателем мощностью 7 л.с. Удивительно, но орнитоптер Гамметера, а точнее совершил неуправляемый взлёт на привязи. О нём было написано несколько статей в научно-популярных журналах.
Попыток создать летающий орнитоптер или махолёт было много. Из самых последних выделю проект канадского профессора Джеймса Делоуриера под названием UTIAS Ornithopter No.1. Аппарат был построен в 1990-х годах и успешно летал в виде радиоуправляемой модели. А вот полноразмерный UTIAS Ornithopter No.1 сложно назвать успешным. Самостоятельно он взлететь не смог, а при взлёте с помощью ракетного двигателя продержался в воздухе лишь 14 секунд, пролетев 300 метров.
Хотя Ренцо Пикассо и запатентоваал свой проект, но в реальности даже до постройки модели дело не дошло. Информации об этом махолёте нам досталось немного — лишь несколько набросков из патентного дела — ведь Motovol был больше образцом дизельпанка и иллюстрацией, чем полноценным реальным проектом. Тем не менее, конструктивно молодой архитектор задумал более-менее правильно.