2

Данная статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m является продолжением темы, поднятой в статье ««Большой» авиационный дизельный двигатель Jumo-224. Германия"» уважаемого коллеги NF.

В самом начале 30х, на излете сотрудничества немецкой фирмы Юнкерс и советского "Авиатреста" Отто Олберг — один из инженеров этой немецкой фирмы, участвующий в частности в разработке дизельного авиадвигателя Jumo 4, подписал контракт с советским правительством. Контракт предусматривал создание оригинального двигателя разработки самого О.Олберга, с использованием опыта работ над Jumo 4 — 10и цилиндрового оппозитного О-образного авиамотора, получившем в официальных документах обозначение М-О или (позднее) Н-7. Под Олбрга в Институте авиационного моторостроения (ИАМ) был создан отдел перспективных двигателей (ОПД), чья деятельность была тщательно засекречена.

1. Ранний эскиз Олберга.

Мотор-О

Проектные ТТХ авиадизеля М-О

Число цилиндров — 10
Число поршней — 20
Диаметр цилиндра — 105мм
Ход поршня — 2х100мм
Взлетная мощность — 1400л.с.
Номинальная мощность — 1000л.с. на уровне земли
Вес двигателя — 750кг (без ВСУ)
Вес вращающейся части — 420кг

Для запуска (раскрутки) двигателя и в качестве нагнетателя воздуха должен был использоваться мотор класса М-50(3М-11), трехцилиндровая версия М-11 мощностью 65л.с., в перспективе — двухцилиндровый дизель на основе Н-6 (МСК).

К самому началу 1933 года был создан действующий макет двигателя. Приход к власти Гитлера сделал невозможным дальнейшее пребывание Олберга в СССР. В феврале 1933года он покидает Советский Союз. В дальнейшей судьбе М-О принимает участие А.А. Бессонов, вышедший недавно из "шарашки", однако формального руководителя у проекта нет, финансируется он по остаточному принципу, база, бригада инженеров постепенно "растаскивается" на другие работы. 

Несмотря на проблемы (а они были не только организационного плана) в конце 1934 года в воздух взлетает ТБ-3 М-О. Несмотря на уверения некоторых источников на ТБ-3 стоял не сам двигатель, а массогабаритный макет, приводимый во вращение двигателем М-11. На макете хотели отрабатывать форму "лопастей" двигателя, форма кольцевого обтекателя, сопряжение лопастей и обтекателя и т.д. После второго пробного полета испытательную установку сняли, ее конструкция была признана неудачной.

2. ТБ-3 М-О

Мотор-О

Последнее упоминание о М-О датируется февралем 1935 года, в требовании на отпуск канцтоваров на март упоминается "группа М-О".

Под М-О было выполнено несколько проектов боевых самолетов.

3. Проект Поликарпова ЦКБ-13

Мотор-О

Утопичный проект с огромной долей технического риска неминуемо столкнулся с рядом проблем, решения которых или требовало больших затрат или было вообще неразрешимо в тот период советским авиапромом. Закат М-О был неминуем, отъезд Олберга лишь ускорил его. 
Сам Олберг к теме О-мотора по приезду в "фатерлянд" не возвращался, продолжил свою карьеру в Jumo некоторое время, затем стал католическим священником и эмигрировал в Парагвай.

4. Гипотетический облик истребителя с двигателем М-О

Мотор-О

источники: 

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account