Морское сражение у Обиточьей Косы 15 сентября 1920 года

0
Хотя Грнажданская Война в России решалась, в основном, на суше, флоты тоже сыграли в ней достаточно важную роль. Сражения на реакх и на Каспийском Море имели достаточно важное значение для поддержки действующих сухопутных сил, чтобы считать вклад ВМФ важным для исхода войны.
 
Если на реках и на Каспийском Море силы сторон, как правило, были сопоставимы, то на Черном Море положение было для большевиков гораздо хуже. Переданные интервентами белым корабли бывшего Черноморского Флота, хотя и недокукомплектованные и в плохом состоянии, были дотсаточно сильны, чтобы господствовать на акватории. Проблему представляло и то, что у красных (помиом почти полного отсутствия военных кораблей) не было еще и постоянных баз в течении длительного времени.
Морское сражение у Обиточьей Косы 15 сентября 1920 года
Канонерская лодка "Знамя социализма" — активный участник сражения.

 
 
Положение поменялось только к 1920 году, окгда красные прочно утвердились на берегах Черного Моря (и когда его практически оставили флоты интервентов, убедившихся в полной бесполезности поддержки белогвардейцев)
 
В результате, красные смогли создать на Черном Море свои первые вооруженные силы. Надо было заметить, что особого выбора у них не было. Белые и интервенты выгребли подчистую почти все, что могло плавать, и нести вооружение. В результате, пришлось предпринимать экстренные меры.
 
14 сентября 1920 года, белая эскадра в составе 4 канонерских лодок, 1 миноносца, и 2 сторожевых кораблей обстреляла Бердянск на Азовском море. Такие действия закономерно не встретили понимания со стороны советского командования, и эскадра в составе 4 канонерок,3 сторожевиков вышла к предполагаемому нахождению противника. Красные здорово рисковали — белые обладали значительными военно-мосркими силами, которые могли быть подтянуты. Но командование большевиков, уже успевшее составить, мягко говоря, нелестное представление о оперативности белых, считало, что наглецам надо преподать урок.
Вечером флот подошел к Бердянску, но противника там не нашел.
Начальник отряда Хвицкий предположил, что на ночь белые отошли за Обиточью Косу, и направил корабли туда.
Утром 15 октября 1920 года, флот подошел к косе, и обнаружил факт присутствия там белой эскадры. Хвицкий решил действовать немедленно, и атаковал противника на полных парах.
 
Эскадра красных состояла из:
КЛ

«Знамя Социализма»

Водоизмещение 750 т (по другим данным — 585 т), длина 45 м, ширина 11 м, осадка 4,8 м. Мощность машин 1000 л.с., скорость [420] 10 узлов. Вооружение — два (по другим данным — три) 130-мм орудия, два 75-мм орудия, позднее добавлено одно 76-мм зенитное орудие, экипаж 48 человек.

Бывший портовый ледокол, построен в Риге в 1906 г. В феврале 1920 г. затоплен в устье реки Кальмиус, впоследствии поднят и 20 июня 1920 вступил в строй как КЛ. 13 июня 1922 г. разоружен и возвращен гражданскому флоту. В 1941 г. вновь переоборудован в КЛ, потоплен немецкой авиацией в Темрюке 2 июля 1942 г.

 

«Свобода»

Водоизмещение 500 т (по другим данным — 600 т), длина 42,6 м, ширина 8,5 м, осадка 2,9 м. Мощность машины 250 л.с., скорость 7 узлов, дальность хода 1000 миль. Вооружение — одно 130-мм и одно 102-мм орудие (по другим данным — еще одно 152-мм орудие), экипаж 42 человека.

Вывшая грунтовочная шаланда «Орна», построена в 1899 г. В мае 1920 г. захвачена в Ейске, 3 июня вступила в строй как КЛ. 4 февраля 1921 г. разоружена и возвращена гражданскому флоту. Потоплена немецкой авиацией 10 апреля 1942 г. в порту Камыш-Бурун.

 

«Буденный» (КЛ № 10)

Водоизмещение 556 т (вместимость 313 брт), длина 59,2 м, ширина 10 м, осадка 2,4 м, скорость 6 узлов. Вооружение — два 130-мм и одно 102-мм орудия, позднее добавлено одно 76-мм зенитное орудие.

Бывшая грунтовозная шаланда «Переволока», построена в Германии в 1913 г. Мобилизована 18 марта 1920 г., вступила [421] в строй 1 апреля 1920 г. 31 января 1922 г. разоружена и передана гражданскому флоту. Взорвана у стенки судоремонтных мастерских в Николаеве 14 августа 1941 г.

«Красная Звезда» (КЛ № 9)

Водоизмещение 556 т (вместимость 313 брт){63}, длина 59,2 м, ширина 10 м. осадка 2,4 м. Мощность машины 400 л.с., скорость 6 узлов, дальность хода 650 миль. Вооружение — одно (по другим данным — три) 130-мм орудие, одно 102-мм орудие, одно (по другим данным — три) 76-мм зенитных орудия. Экипаж 53 человека.

Бывшая грунтовозная шаланда «Егурча» (очевидно, германской постройки). Мобилизована 18 марта 1920 г. 1 апреля 1920 г. зачислена в строй как КЛ. 18 декабря 1921 г. разоружена и передана гражданскому флоту. Вновь мобилизована 29 июня 1941 г. как тральщик Т-497. 2 ноября 1941 года погибла на мине возле Новороссийска.

СКР

«Данай»

Водоизмещение 215 т, длина 30,7 м, ширина 5,4 м, осадка 2,9 м. Мощность машины 300 л.с., скорость 11 узлов, дальность хода 1000 миль. Вооружение — одно 75-мм и одно 57-мм орудие.

Бывший буксирный пароход, построен в Англии в 1895 г. В октябре 1916 г. мобилизован и переоборудован в тральщик Т-246. В мае 1918 г. захвачен германскими войсками, с ноября 1918 г. — в белом флоте. Захвачен частями РККА в январе 1920 г., в июне (по другим данным — в апреле) 1920 г. мобилизован и вновь вооружен. Разоружен 7 февраля 1921 г. и передан гражданскому флоту.

«Пролетарий» («Пролетариат»)

Водоизмещение 82 т, длина 22 м, ширина 4 м, осадка 2,5 м. Мощность машины 125 л.с., скорость 10 узлов. Вооружение — сначала 2 пулемета, затем одно 57-мм и одно 47-мм орудие (по другим данным — одно 75-мм орудие). Экипаж 24 человека. [424]

Бывший портовый буксир «Михаил Лисовский» построен в 1902 г. в Будапеште (Австро-Венгрия). В апреле — мае 1920 г. захвачен в Ейске, в июне переоборудован и включен в боевой состав Азовской флотилии. 6 января 1921 г. разоружен и передан гражданскому флоту.

 

«Емельян Пугачев»

Водоизмещение 82(?) т, длина 22,8 м, ширина 5,8 м, осадка 3,6 м. Мощность машины 240 л.с., скорость 9 узлов. Вооружение одно 75-мм и одно 57-мм орудие. Экипаж 23 человека.

Бывший ледокольный буксир «Фанагория», построен в Николаеве в 1903–1905 га. Мобилизован 1 июня 1920 г. и переоборудован в СС. Разоружен 31 декабря 1920 г. и передан гражданскому флоту.

Ни один из кораблей не был военным.

 

Эскадру белых составляли:
КЛ

 

«Джигит»

Водоизмещение 1200 т, длина 59,4, ширина 12,7, осадка 5,4 м. Мощность машин 1000 л.с., скорость 12 узлов. Вооружение — одно 102-мм{77} орудие.

Бывший портовый ледокол, построен в 1899 г. Мобилизован в годы Первой Мировой войны как «Ледокол № 3». В мае 1918 г. захвачен германскими войсками, с апреля 1919 г. — в составе Морских сил Юга России, переоборудован в канонерскую лодку «Джигит» (иногда числится в списках ледоколом). В ноябре 1920 г. уведен за границу.

 

«Салгир» (К-3)

Водоизмещение 590 т, длина 61,1 м, ширина 9,9 м, осадка 2,8 м. Мощность машин 600 л.с., скорость 9,5 узлов. Вооружение — два 152-мм орудия (на 1918 г. — четыре 75-мм орудия). [468]

Бывшая паровая шхуна «Адольф», построена в Англии в 1910 г. 15 октября 1916 г. мобилизована в качестве тральщика Т-260. В мае 1918 г. захвачена германскими войсками, с апреля 1919 г. — в составе морских сил Добровольческой армии. Весной 1920 г. переоборудована в канонерскую лодку. 15 сентября 1920 г. потоплена советскими кораблями в бою у Обиточной косы на Азовском море.

 

«Гайдамак»

Водоизмещение 1250 т, длина 59,4 м, ширина 12,7 м, осадка 5,4 м. Мощность машин 1000 л.с., скорость 12 узлов. Вооружение — одно 152-мм и два 75-мм орудия. [466]

Бывший портовый ледокол, построен в 1897 г. Мобилизован в годы Первой Мировой войны как «Ледокол № 2». В мае 1918 г. захвачен германскими войсками, с апреля 1919 г. — в составе Морских сил Юга России, переоборудован в канонерскую лодку «Гайдамак» (несмотря на тяжелое вооружение, иногда числится в списках ледоколом). В ноябре 1920 г. уведен за границу.

 

«Урал» (К-7)

Водоизмещение 580 т, длина 57,3 м, ширина 9,5 м, осадка 3,2 м. Мощность машины 400 л.с., скорость 10 узлов, дальность хода 1500 миль. Вооружение — два 152-мм орудия (на 1918 г. — два 75-мм и одно 37-мм орудия, тралы).

Бывший грузовой пароход «Сосисте», построен в Германии в 1910 г. В 1916 г. мобилизован и переоборудован в тральщик Т-232. В мае 1918 г. захвачен германскими войсками, с апреля 1919 г. — в составе Морских сил Юга России, весной 1920 г. переоборудован в канонерскую лодку. В ноябре 1920 г. уведен за границу-

Миноносца

«Капитан Сакен»

Нормальное водоизмещение 635 т, длина 74,1 м, ширина 8,3 м, осадка 3 м. Мощность машин 7300 л.с., скорость 25 узлов, дальность хода 1700 миль (на 12 узлах). Вооружение — два [459] 102-мм орудия, два 47-мм зенитных орудия, два пулемета, три 457-мм однотрубных торпедных аппарата, 40 мин. Экипаж 72 человека.

Вступил в строй в 1909 г., 1 мая 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками и 12 октября 1918 г. зачислен в состав германских ВМС на Черном море как R04. В ноябре 1918 г. перешел под контроль сил Антанты и был уведен в Измир (Мраморное море). С октября 1919 г. входил в состав Морских сил Юга России. 14 ноября 1920 г. уведен в Константинополь, а затем в Бизерту.

И 2 СКР (в бою не участвовали)

Общее вооружение белой эскадры составляло 5 152-миллиметровых, 3 102-миллимтеровых, 2 75-миллимтеровых и 2 47-мсиллиметровых орудия. Общий залп красных составлял 6 130-миллимтеровых, 3 102-миллиметровых и 7 75-миллимтеровых орудий. Таким образом, стороны имели примерное равенство в артиллерии. Но на стороне белых было большое преимущество в виде наличия миноносца, который, хотя не нес торпед, но все же благодаря своей отличной управляемости и мощному вооружению был опаснейшим противником.

Удача благоприятстсовала красным — их корабли смогли подойти к противнику, и с дистанции в 50 кабельтовых открыть огонь и "вызвав у противника замешательство", заставив его сниматься с якоря.

Замешательство было усугублено еще одной проблемой, о которой красные не знали. Накануне, белые приняли транспорт с продовольствием, на котором, помимо всего, содержалось еще и небольшое количество спиртосодержащих продутов. Поэтому в момент, когда полетели первые снаряды, практически весь командный состав лежал в стельку, предопределив "замешательство" на эскадре.

 

У красных дела обстояли немногим лучше. Хотя проблем с дисциплиной и них не было, зато встали проблемы технические. Палубы их кораблей не были рассчитаны на длинноствольыне морские оружия, так что после первых же залпов просели, и артиллерия временно выбыла из строоя.

Красные временно отступили, после чего флагманский артиллерист обошел на сторожевом судне канонерские лодки, и привел их в порядок. На это ушло несколько часов, зща которыен белые успели протрезветь и кое-как собраться с духом.

Около 8 часов, белый отряд в составе «Урал» (командующий старший лейтенант Карпов; 2–6» орудия), «Салгир» (2–6» орудия). «Джигит» (1–100-мм, 1–75-мм) и «Гайдамак» (1–6» орудие), решился-таки выйти в бой, и, сопровождаемый мнионосцем, двинулся на противника. Завязалась перестрелка.

В этот раз белые проявили подобие понимания тактики. Миноносец попытался на полном ходу обойти колонну, и поставить "планку над Т", взяв советский флот в два огня. Но сторожевики не дремали, и молниеносно перестроились в линию фронта, поставив миноносец перед выбором: продолжать перестрелку, или отступить. Хотя миноносец имел изряждный перевес в артиллерии, реализовать он его почему-то не рискнул, и вежливо покинул поле боя.

Около 12 часов, перестрелка, наконец, дала какие-то результаты. 100-мм снаряд, попавший в «Знамя Социализма», повредил трубы питания котла. «Красная Звезда» взяла на буксир поврежденное судно; «Данай» передал, взамен тяжело раненного механика, на «Знамя Социализма» своего, и бой продолжался, но скорость хода нашей линии уменьшилась до трех узлов. Толку, правда, от этого не было, так как белые и раньше обладали перевесом в скорости хода, но на его реализацию были не способны.

Наконец, около 1 часу, судьбе надоело оставаться нейтральной, и она со всей часностью выступила на стороне красных. 2 снаряда угодили в канонерскую лодку "Селигер", которая немедленно пошла ко дну. Корабль "Урал" попытался снять экипаж с лодки, но тут снаряд угодил и в него. Потеряв корабль, белые уже не рискнули навязывать красным свое общество, и, дав полный ход, удалились. Красные, не имея ни возможности ни боезапаса, не стали их преследовать.

 

Но злоключения белой эскаждры еще не кончились. Сражение длилось почти 8 часов, и за это время белые успели вызвать подмогу из Севастополя. Миноносец и сторождевой корабль вышли из порта, и двинулись к полю боя, угрожая красной эскадре полным уничтожением.

И тут судьба в очередной раз показала белым, что она их не ценит как военных. Вышедшие из Севастополя корабли наскочили на минное поле. Оба затонули, доведя потери белых до 3 кораблей.

 

Это сражение было единственным крупным на Азовском Море. Оно ясно доказало, чсто технический перевес не значит почти ничего, если у одной эскадры есть упорство и желание сражаться, а у другой — нет даже здравого смысла.

 

admin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account