Могут ли супер-истребители остановить бомбардировщики?

19
Могут ли супер-истребители остановить бомбардировщики?

Могут ли супер-истребители остановить бомбардировщики?

Интересная винтажная статья из журнала «Popular science», которая, думаю, заинтересует коллег. Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы тяжелых бомбардировщиков и противодействия им, поднятой в обсуждении статьи «ИС-Э (Иосиф Сталин Экспортный) – танк для стран третьего мира».

Могут ли супер-истребители остановить бомбардировщики?

Предисловие редакции: Являются ли огромные новые бомбардировщики непобедимыми? Сделали ли они истребители устаревшими? Или ответом системы противовоздушной обороны станут новые крупные «истребители-бомбардировщики»? Редакция журнала «Popular Science» поручила практично настроенному корреспонденту, не имеющему ни военного опыта, ни связей, ни предубеждений, взять интервью у экспертов – военных, гражданских и научных. Ниже приведена его оценка самого жаркого спора в истории авиации.

Произнесенные шепотом слова «Бэ тридцать шесть» вызовут споры в любой отрасти авиации. И нет никаких нейтралов в этой словесной войне, которая разразилась вокруг этого самого противоречивого из всех самолетов.

В военно-воздушных силах говорят, что B-36 может вылететь на задание, сделать свою работу и вернуться назад. Утверждения о том, что эти военные самолеты могут взлетать с континентальной части США, пролететь сквозь оборону противника, поразить любые крупные промышленные районы мира и без промежуточных посадок возвратиться на свою базу, стали предметом расследования Конгресса.

Также эти бомбардировщики бросили вызов всей истории, теории и практике противовоздушной обороны.

Исторически бомбардировщики всегда были уязвимы со стороны истребителей. Большие военные корабли были потоплены торпедами (самые первые управляемые ракеты), выпущенными маленькими военными кораблями и самолетами.

Почему перемещение поля боя всего на две мили (непосредственно верх) от того положения, которое было в годы Второй Мировой войны, казалось бы, изменило все правила? Что происходит на высоте 40000 футов (12192 м), что большие самолеты могут избегать действия со стороны маленьких самолетов?

Вот некоторые из вопросов, которые были заданы мне. Мне сказали, что я был выбран для этой работы, потому что все обычные авторы, пишущие на тему авиации и военные темы и связанные с журналом «Popular Science», либо служили в ВВС или ВМС, либо плотно работали с истребителями и бомбардировщиками и потому могут иметь бессознательное предубеждение.

Поэтому я разговаривал с летчиками в Вашингтоне и других местах. Я общался как с летчиками-истребителями морской авиации, пускающими пар как перегретые котлы, так и с пилотами-бомбардировщиками, которые не скрывают своей радости. Общался с учеными, занимающимися математикой больших высот. Общался с гражданскими лицами, которые сейчас работают в научно-исследовательских институтах и авиакомпаниях и которые всего несколько лет назад нажимали на кнопки пуска и выполняли маневры уклонения от зенитной артиллерии. Все они пытались обратить меня в свою истинную веру.

По-видимому, суровая правда заключается в том, что крупные самолеты, летающие на больших высотах и с большими скоростями, не могут быть легко сбиты маленькими самолетами вне зависимости от их скоростей полета.

Представьте, что вы летчик-истребитель ВВС США. То, что они называют «радаром раннего предупреждения», засекло бомбардировщики на расстоянии 200 миль (322 км). Примерное на этом расстоянии радары могут обнаруживать цели. Чтобы преодолеть это расстояние в горизонтальном полет истребителю-перехватчику требуется затратить полчаса, дополнительно требуется время для набора высоты. Сколько времени нужно для набора высоты является дополнительным аргументом, но давайте предположим, что вы взлетели и уже оказались на нужной высоте.

СЕГОДНЯШНИЕ СКОРОСТНЫЕ ВЫСОКОЛЕТЯЩИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ ТРУДНО ПЕРЕХВАТИТЬ. 1) бомбардировщик мчится в направлении к цели, обнаруживается радарами системы раннего предупреждения, дающими истребителям-перехватчикам сигнал на взлет; 2) по-прежнему беспомощный бомбардировщик продолжает приближаться к цели, в то время как истребители поднимаются на высоту 40000 футов (12192 м); 3) истребители имеют небольшой шанс перехватить бомбардировщик и могут потерять его из виду даже из-за небольшой навигационной ошибки; 4) позднее обнаружение бомбардировщика радаром приведет к снижению времени, необходимого для его успешного перехвата; A) положение бомбардировщика, когда он в первый раз зафиксирован радаром; B) радиолокационный пост обнаружения целей; C) цель бомбардировщика; D) аэродром истребителей ПВО

СЕГОДНЯШНИЕ СКОРОСТНЫЕ ВЫСОКОЛЕТЯЩИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ ТРУДНО ПЕРЕХВАТИТЬ. 1) бомбардировщик мчится в направлении к цели, обнаруживается радарами системы раннего предупреждения, дающими истребителям-перехватчикам сигнал на взлет; 2) по-прежнему беспомощный бомбардировщик продолжает приближаться к цели, в то время как истребители поднимаются на высоту 40000 футов (12192 м); 3) истребители имеют небольшой шанс перехватить бомбардировщик и могут потерять его из виду даже из-за небольшой навигационной ошибки; 4) позднее обнаружение бомбардировщика радаром приведет к снижению времени, необходимого для его успешного перехвата; A) положение бомбардировщика, когда он в первый раз зафиксирован радаром; B) радиолокационный пост обнаружения целей; C) цель бомбардировщика; D) аэродром истребителей ПВО

Вы летите на реактивном самолете на скорости свыше 500 миль в час (805 км/ч). Вы даже можете увидеть свою цель. Вы начинаете заход на цель и готовитесь открыть огонь из своих пушек.

Если вы атакуете на встречных курсах, то ваша скорость сближения составит 15 миль в минуту (24 км/мин). Если эффективная дальность стрельбы ваших пушек составляет 400 ярдов (366 м), то это означает, что у вас есть чуть меньше одной секунды для ведения огня. И при таких скоростях за одну «отрыжку» истребитель может всадить лишь горсть пуль в один-единственный бомбардировщик.

Если вы попробуете то, что пилоты называют кривой преследования, вы направитесь к выбранной вами жертве под прямым углом и развернетесь вместе с ней. Это прекрасно работало в старые времена – пять лет назад. Даже с сегодняшними реактивными самолетами все в порядке на высоте 35000 футов (10668 м), но на высотах более 40000 футов (12192 м) в разреженном воздухе у небольших самолетов при маневрировании производится срыв потока. При резком развороте самолет замедляется, воздухозаборники вашего самолета не всасывают достаточно воздуха, и ваша машина сваливается в штопор.

Если вы попытаетесь подкрасться к вашей цели сзади, ваше превосходство в скорости позволит вам двигаться прямо. Забыв о оружии, размещенном в хвостовой части бомбардировщика (если вы сможете сделать это), вы выходите на дистанцию открытия огня. Затем бомбардировщик резко разворачивается, но вы не можете сделать то же самое. К этому времени – спустя несколько секунд – вы обнаруживаете, что бомбардировщик находится вне дистанции открытия огня и даже все зоны видимости.

На высоте 40000 футов (12192 м), как мне говорят те, кто побывал там, видеть не обязательно значит верить. Там все выглядит по-другому. На этой высоте – разумеется в ясную погоду – бомбардировщики были замечены в 70 милях (113 км) по их инверсионным следам.

Как я узнал проблема недопущения бомбардировщиков к целям распадается на несколько этапов. Во-первых, необходимо догнать эти бомбардировщики. Это означает попадание пятнышек, похожих на мерцающие яблочные семечки, на индикаторное устройство радара. Во-вторых, перехватить бомбардировщики своими истребителями на той высоте, на которой летят самолеты противника. В-третьих, уничтожить их.

РИСУНКИ ПОКАЗЫВАЮТ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УЯЗВИМОСТИ БОМБАРДИРОВЩИКОВ. НА РИСУНКЕ ВЫШЕ ПОКАЗАНО, ЧТО БÓЛЬШАЯ СКОРОСТЬ БОМБАРДИРОВЩИКА УМЕНЬШАЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОГНЯ СО СТОРОНЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – бомбардировщики времен Второй Мировой войны были достаточно медленными и их можно было нашпиговать пулями во время прохождения конуса рассеивания пушек и пулеметов истребителя. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – современные бомбардировщики развивают достаточно высокую скорость и могут пройти сквозь конус рассеивания пушек и пулеметов истребителя без получения серьезных повреждений

РИСУНКИ ПОКАЗЫВАЮТ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УЯЗВИМОСТИ БОМБАРДИРОВЩИКОВ. НА РИСУНКЕ ВЫШЕ ПОКАЗАНО, ЧТО БÓЛЬШАЯ СКОРОСТЬ БОМБАРДИРОВЩИКА УМЕНЬШАЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОГНЯ СО СТОРОНЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – бомбардировщики времен Второй Мировой войны были достаточно медленными и их можно было нашпиговать пулями во время прохождения конуса рассеивания пушек и пулеметов истребителя. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – современные бомбардировщики развивают достаточно высокую скорость и могут пройти сквозь конус рассеивания пушек и пулеметов истребителя без получения серьезных повреждений

САМОЛЕТ-ИСТРЕБИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АТАКОВАТЬ БОМБАРДИРОВЩИК ИЗ-ЗА УМЕНЬШЕНИЯ ЕГО ПРЕВОСХОДСТВА В СКОРОСТИ И ПОТЕРИ МАНЕВРЕННОСТИ. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – истребитель времен Второй Мировой войны имел достаточный запас скорости, чтобы дважды атаковать один и тот же бомбардировщик. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – нынешнее соотношение скоростей дает истребителю только один шанс произвести атаку до потери контакта с ним

САМОЛЕТ-ИСТРЕБИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АТАКОВАТЬ БОМБАРДИРОВЩИК ИЗ-ЗА УМЕНЬШЕНИЯ ЕГО ПРЕВОСХОДСТВА В СКОРОСТИ И ПОТЕРИ МАНЕВРЕННОСТИ. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – истребитель времен Второй Мировой войны имел достаточный запас скорости, чтобы дважды атаковать один и тот же бомбардировщик. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – нынешнее соотношение скоростей дает истребителю только один шанс произвести атаку до потери контакта с ним

С УВЕЛИЧЕНИЕМ СКОРОСТИ И ВЫСОТЫ ПОЛЕТА УДЕРЖАНИЕ ФИКСИРОВАННОГО ВООРУЖЕНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ НА ЦЕЛИ ЗА СЧЕТ МАНЕВРИРОВАНИЯ САМОЛЕТА СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫМ. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – на низких скоростях истребитель может маневрировать и удерживать свое оружие на цели. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – недостаточная маневренности на высоких скоростях ограничивает истребитель краткой по времени атакой по бомбардировщику во время его прохождения

С УВЕЛИЧЕНИЕМ СКОРОСТИ И ВЫСОТЫ ПОЛЕТА УДЕРЖАНИЕ ФИКСИРОВАННОГО ВООРУЖЕНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ НА ЦЕЛИ ЗА СЧЕТ МАНЕВРИРОВАНИЯ САМОЛЕТА СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫМ. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – на низких скоростях истребитель может маневрировать и удерживать свое оружие на цели. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – недостаточная маневренности на высоких скоростях ограничивает истребитель краткой по времени атакой по бомбардировщику во время его прохождения

СРАВНИТЕЛЬНАЯ МАНЕВРЕННОСТЬ ИСТРЕБИТЕЛЯ И БОМБАРДИРОВЩИКА БЫЛА ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНА. ТЕПЕРЬ ПРЕИМУЩЕСТВО ИМЕЕТ НЕ ИСТРЕБИТЕЛЬ, А БОМБАРДИРОВЩИК. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – в прошлом на малой высоте и низкой скорости истребитель может развернуться внутри траектории полета бомбардировщика и свободно его атаковать. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – при нынешних больших скоростях и высотах бомбардировщик может уйти от огня истребителя за счет меньшего радиуса разворота

СРАВНИТЕЛЬНАЯ МАНЕВРЕННОСТЬ ИСТРЕБИТЕЛЯ И БОМБАРДИРОВЩИКА БЫЛА ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНА. ТЕПЕРЬ ПРЕИМУЩЕСТВО ИМЕЕТ НЕ ИСТРЕБИТЕЛЬ, А БОМБАРДИРОВЩИК. Сверху; слева – НИЗКАЯ СКОРОСТЬ И МАЛАЯ ВЫСОТА – БОЛЬШЕ ПОПАДАНИЙ; справа – в прошлом на малой высоте и низкой скорости истребитель может развернуться внутри траектории полета бомбардировщика и свободно его атаковать. Внизу: слева – ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ И БОЛЬШАЯ ВЫСОТА; справа – при нынешних больших скоростях и высотах бомбардировщик может уйти от огня истребителя за счет меньшего радиуса разворота

В рамках данной статьи мне было сказано не заниматься обнаружением или перехватом – немыслимыми подвигами для тех высот и скоростей, на которых действуют наши лучшие бомбардировщики. Мне указали ограничиться окончательным решением этой последней фазы: сбить бомбардировщики, когда перехватчики их обнаружили и вышли на дистанцию открытия огня.

Когда я разговаривал с последним экспертом, я не мог однозначно ответить, что истребители окончательно устарели и что бомбардировщики стали непобедимыми.

Но, как репортер, не претендующий на звание военного или авиационного эксперта, я, основываясь на имеющейся статистике характеристик, могу сказать, что /лучшие из существующих истребителей ужасно плохо справляются с лучшими из существующих бомбардировщиков./

Это факт, что хороший большой самолет теперь может уйти от хорошего маленького самолета, однако фактом является и то, что лучший крупный самолет может быть перехвачен и уничтожен. И просто нет никаких фактов, относительно столкновения между большими группами самолетов.

Новые истребители наверняка будут крупнее

Мы знаем, что стрельба по наблюдаемой цели практически устарела. Большие высоты и высокие скорости делают бортовое стрелковое вооружение бессмысленным.

Мы знаем, что некоторые из новейших истребителей такие же большие и тяжелые, как и некоторые не очень старые бомбардировщики.

Мы можем предположить, что нормальная эволюция приведет к появлению самолета противовоздушной обороны, который будет оснащен радиолокационной станцией, системой управления огнем, системами оружия большой дальности и экипаж, который должен управлять всем этим оборудованием.

Что это будет за самолет? Его наименование не имеет значения. Назовем его истребителем-бомбардировщиком или супер-истребителем. Наверняка он будет не таким большим как B-36, но он почти наверняка будет крупнее, чем существующие ныне истребители, и эта машина будет иметь лучшую поворотливость, скороподъемности и скорость горизонтального полета. А что потом?

Вы можете быть уверены, что простые пулеметы или даже скорострельные пушки, такие как 20-мм артиллерия бомбардировщика B-36, не справятся с этой задачей. Даже невооруженные бомбардировщики могли пролететь сквозь такой кинжальный огонь с малой вероятностью получить катастрофические повреждения. При атаке на бомбардировщик лучшие пулеметы и малокалиберные автоматические пушки будут так же эффективны, как шестиствольный револьвер пьяного ковбоя во время охоты на вальдшнепа.

Ракеты? С ними все в порядке – они обладают достаточной энергией для нанесения бомбардировщику фатальных повреждений.

Однако ракеты должны быть наведены с самолета и выпущены в пределах видимости – в опасной близости от истребителя-перехватчика.

По всей видимости управляемая ракета является единственным эффективным оружием против бомбардировщиков.

В конечном итоге, как утверждают сторонники управляемых ракет, они сделают устаревшими даже самолеты. Не будет никакой необходимости в бомбардировщиках, когда целые стаи этих смертоносных «перепелов» смогут перелетать с одного континента на другой. Когда возьмут верх ракеты класса земля-земля, то и у истребителей не будет ни одного шанса.

В ближайшие несколько лет появятся ракеты класса земля-воздух, которые будут лететь к своим целям без пилотов, равно как и ракеты класса воздух-воздух, которые также не будут нуждаться в наведении пилота.

Именно эти управляемые ракеты класса воздух-воздух скорее всего положат конец гигантским бомбардировщикам. Довольно скоро супер-истребители станут подводными лодками воздуха.

Радары дальнего обнаружения будут предупреждать о приближении этих огромных самолетов. Когда супер-истребители наберут высоту, их бортовые радары будут отслеживать появление гигантских бомбардировщиков, чтобы перехватить их задолго до появления в зоне видимости. Супер-истребители будут стрелять своими ракетами также, как подводные лодки запускают торпеды – по расчетным площадям.

Как только ракеты выйдут из своих труб, они помчатся к своим целям. Как только бомбардировщики окажутся в пределах устройств самонаведения, расположенных в носовых частях ракет, последние изменяют курс, чтобы приблизиться к движущемуся противнику. Когда, наконец, ракеты приблизятся с целями, неконтактные взрыватели сработают, и бомбардировщики будут уничтожены.

В этот промежуточный период между крупными скоростными бомбардировщиками и межконтинентальными ракетами, которые не нуждаются в пилотах, бомбардировщиках или штурманах, основная проблема противовоздушной обороны будет заключаться в развертывании большого количества истребителей-перехватчиков, которые для своей добычи будут значительно более опасными, чем созданные ранее самолеты.

Конструкторы работают над тем, чтобы создаваемые ими машины соответствовали предъявляемым требованиям. Для соответствия требованиям в первую очередь необходим реактивным двигатель, способный эффективно работать на больших высотах. Также для разрабатываемого самолета могут подойти крылья с изменяемой геометрией. Высоких скоростей можно добиться применением прямого крыла малой площади или стреловидного крыла, которое похоже на наконечник стрелы, но, когда вы маневрируете, вы можете валиться в штопор. Так почему бы не построить крыло, площадь или размах которого можно изменить во время полета? По словам экспертов Национального консультативного комитета по аэронавтике такое крыло можно создать.

Для увеличения максимальной скорости разработано устройство, создающее дополнительную тягу в хвостовой части самолета. Данное устройство называется форсажная камера (см. «Popular science» октябрь 1947 года, стр.82). Данное устройство запускает водо-спиртовую смесь в сопло двигателя. Этим ускоряется выброс газов, которые вылетают из сопла и толкают самолет вперед. В военно-воздушных силах форсажной камерой оснащен F-88, а у авиации ВМС форсажными камерами оборудованы палубные истребители F7U Cutlass, запущенные в серийное производство и рассчитанные на достижение скорости 650 миль в час (1046 км/ч) на высоте 40000 футов (12192 м).

Но лучшие в мире скороподъемность, скорость и маневренность не помогут истребителю, если он не сможет найти цель в любую погоду. Поэтому большая часть исследовательских работ направлена на усовершенствование бортовых радиолокаторов.

Нам также понадобятся наземные радары раннего предупреждения; но, как сказал сотрудник Пентагона,

«Бомбардировщик, пересекающий охраняемую радаром границу, похож на муху, проносящую через парадную дверь большого отеля. Любой может увидеть, как эта чертова штука входит, но кто скажет в какую комнату она направляется?»

Затем – самое главное – это быстрый нокаутирующий удар, потому что при развиваемых супер-истребителем скорости и скороподъемности у пилота будет мало времени на ведение воздушного боя.

Супер-истребители будущего должны быть летающим оружием. В первую очередь супер-истребители надо считать не самолетами, а как о платформах, способных нанести максимально возможные повреждения самолетам противника в тех местах, где истребители принесут наибольшую пользу.

Это одна из причин, по которой ВВС создают на авиабазе Эглин (Eglin Air Base) центр для испытаний оружия класса воздух-воздух и земля-воздух, а также оборудования, необходимого для его управления. Исследователи в области аэронавтики ожидают, что эффективность существующих систем вооружения значительно повысится с помощью автоматической аппаратуры наведения. Это будет комбинация радара для поиска бомбардировщика и компьютера для определения таких факторов, как относительная скорость и курс.

Однако по словам экспертов единственным надежным ответом на потребность истребителя в оружии, способном наносить быстрый и смертельный удар, является управляемая ракеты. В конечном итоге задача экипажей наземных радарных станций будет заключаться не только в обнаружении приближающихся бомбардировщиков, но и в наведении на них беспилотных ракет. Во-первых, точность наведения на больших расстояниях должна была быть доведена до совершенства.

С другой стороны, достижение точности на малых дистанциях относительно простое. Как только мы его получим, все, что нам нужно, супер-истребители станут подходящими самолетами-носителями ракет. В случае, когда бомбардировщики находятся на большом расстоянии от позиций зенитных ракет, должны действовать истребители с большой скороподъемностью.

Наведение ракет с помощью радио

Самая простая управляемая ракета наводится по радио. Это означало, что оператор должен видеть и ракету, и цель либо своими глазами, либо с помощью радара. Однако для выполнения поставленной задачи – сбить бомбардировщик противника, летящий со звуковой скоростью в темную или пасмурную погоду – для истребителей лучшим вооружения являются ракеты, которые после запуска не нуждаются в управлении со стороны экипажа самолета-носителя. Используя собственные «мозги», эти ракеты наводятся на цель с помощью инстинкта почтового голубя.

У таких воздушных гончих есть встроенный в носовой части чувствительный механизм, который обычно называется сканнером. Один тип сканирующих устройств отличается чувствительностью к освещению; он захватывает источник света и следует за ним, как бабочки следуют за лампой, перемещаемой по комнате. Это сканирующее устройство можно заставить распознавать непрозрачный объект, движущийся на фоне разной плотности.

Второй тип сканирующего устройства может отследить все, что создает шум. Третий тип реагирует на тепло: войдите в огромный ангар, где хранится головка теплового сканирующего устройства, и тепла вашего тела будет достаточно, чтобы заставить её следовать за вами вне зависимости от того, как быстро вы поворачиваетесь или делаете шаги в сторону. Еще один тип сканирующего устройства – возможно, самый полезный в данной ситуации, – действующий как летучая мышь: посылка тихих звуковых сигналов, которые отражают препятствия.

Вне зависимости от типа сканирующего устройства ракета следует за своей чувствительной носовой частью до определенного расстояния, на котором срабатывает неконтактный взрыватель.

К концу Второй Мировой войны мы уже производили такое самонаводящееся оружие (см. «Popular science» февраль 1946 года, стр.84). Большинство из них были разработаны для использования против наземных целей и кораблей и не нужно никаких чудес изобретательности, чтобы приспособить их для действий против бомбардировщиков. По словам начальника главного управления снабжения ВВС США

«Их переделка в ракеты, готовые к принятию на вооружение, займет относительно короткий период времени».

управляемые ракеты, выпущенные тяжелым истребителем-перехватчиком и спроектированные для наведения на цель, будут наиболее логичным вооружением против неуловимых новых бомбардировщиков. Эти ракеты поступят на вооружение в самое ближайшее время

управляемые ракеты, выпущенные тяжелым истребителем-перехватчиком и спроектированные для наведения на цель, будут наиболее логичным вооружением против неуловимых новых бомбардировщиков. Эти ракеты поступят на вооружение в самое ближайшее время

В истребители, которые имеют размеры машин, которые сейчас состоят на вооружении, вы не можете разместить радар или какой-либо устройство для управления им, автопилот, который управлял бы самолетом во время наведения ракеты, а также механизм изменения стреловидности крыла и автоматические прицельные устройства. У самолетов, оснащенных ракетами воздух-воздух, изменятся некоторые характеристики: им не нужно будет приближаться к цели и они не должны будут быть такими маневренными, но этим машинам понадобится что-то другое – устойчивость. Эти истребители не будут оружием одноразового действия, и должны быть довольно внушительных размеров.

Данная тенденция уже наметилась. Палубный истребитель ВМС США Banshee имеет массу 14000 фунтов (6350 кг), истребитель ВВС США F-84 – 15000 фунтов (6804 кг), в то время как Cutlass, ныне находящийся в серийном производстве, весит 22000 фунтов (9979 кг), а проходящий испытания XF-90 на 3000 фунтов (1361 кг) тяжелее. Последний самолет относится к истребителям и тяжелее и длиннее бомбардировщиков, на которых по идее Джимми Дулиттла бомбили Токио.

новейший американский истребитель, бросающий вызов бомбардировщикам, – остроносый двухмоторный реактивный истребитель F-90

новейший американский истребитель, бросающий вызов бомбардировщикам, – остроносый двухмоторный реактивный истребитель F-90

на данных силуэтах показана эволюция самолетов-истребителей с 1918 по 1949 год. F-90 имеет длину 55 футов (16,8 м), размах 40 футов (12,2 м) и рассчитан на полет со скоростью приблизительно равной скорости звука (размеры квадратов 10 футов × 10 футов)

на данных силуэтах показана эволюция самолетов-истребителей с 1918 по 1949 год. F-90 имеет длину 55 футов (16,8 м), размах 40 футов (12,2 м) и рассчитан на полет со скоростью приблизительно равной скорости звука (размеры квадратов 10 футов × 10 футов)

Но конца этому еще не видно. Вполне вероятно, что истребитель будущего может быть очень похож на самолет, который уже состоит на вооружении, – B-47 – реактивный бомбардировщик, который недавно за 3 часа 36 минут преодолел расстояние от Сиэттла до Вашингтона, округ Колумбия. Этот самолет имеет массу 125000 фунтов (56700 кг), скорость 600 миль в час (965 км/ч), скороподъемность 5000 футов в минуту (1524 м/мин) и практический потолок 38000 футов (11582 м). Он достаточно большой, чтобы нести радар и большой набор управляемых ракет.

В конце концов, научные и инженерные разработки сделают и бомбардировщик, и истребитель устаревшими – может быть и цивилизацию тоже. Но сперва инженеры и рабочие будут вынуждены создавать более совершенные и дорогие истребители, чем когда ни то было.

Чтобы быть впереди истребителя бомбардировщику придется сделать несколько скачков вперед. Однако не стоит рассчитывать на безопасность и при этом полагаться только на оборонительные виды вооружения. Из недавней войны был извлечен ясный урок: если однажды будут начаты бомбардировки, то никакая человеческая сила не сможет остановить все самолеты. По крайней мере некоторые из них выполнять поставленную перед ними задачу.

источник: Herbert Yahraes, Drawings by Ray Pioch «Can Superfighters Stop the Bombers?» «Popular science» 1949-08, стр.90-96

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account