Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

1

 

Немецкая компания Gothaer Waggonfabrik (Gotha) помимо вагонов широко известна и своими двухмоторными бомбардировщиками. Менее известным является тот факт, что в годы Первой Мировой войны компанией было разработано и построено 18 типов поплавковых гидросамолетов. В основном они остались в прототипах и лишь некоторые из них были запущены в серийное производство. Речь идет о небольших учебных двухмоторных торпедоносцах W.D.7 и W.D.11, построенных небольшими сериями, и о более крупных двухдвигательных машинах W.D.14, растиражированных в большем количестве экземпляров.

Эти поплавковые гидросамолеты были созданы на основе неустанных усилий немецкого военно-морского флота по созданию морского самолета, обладающего значительной дальностью полета и способного нести торпеду обычных размеров. Спецификация и заказ на постройку прототипа были выданы уже весной 1916 года, и 21 июня машина была отправлена в Варнемюнде для проведения испытаний.

Во время испытаний гидросамолет W.D.14 продемонстрировал удовлетворительные летные качества, и 16 января 1917 года прототип был официально передан в ведение Императорских военно-морских сил (Kaiserliche Marine). Одновременно была заказано серийное производство гидросамолетов данного типа. Серийные машины отличались от прототипа – они имели немного большие размеры. 

Гидросамолеты W.D.14 первой производственной серии (16 машин; номера с 1415 по 1430) были изготовлены не в качестве торпедоносцев, а в варианте дальнего разведчика. Гидросамолеты были оснащены дополнительными топливными баками, увеличившими дальность полета до 1000 километров, и имели замену в составе экипажа: место торпедиста в нем занял наблюдатель. Машины этой серии были поставлены с июля 1917 года по февраль 1918 года.

Гидросамолеты второй производственной серии (12 машин; номера с 1617 по 1628) были изготовлены в варианте торпедоносцев, поставка которых была совершена с декабря 1917 года по март 1918 года. Третья производственная серия гидросамолетов-торпедоносцев W.D.14 (12 машин; номера с 1651 по 1662) была передана флоту с марта по июнь 1918 года.

Поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14 действовали с большинства военно-морских баз, расположенных на побережье Северного моря и на морских островах; помимо этого один гидросамолет W.D.14 даже летал над Черным морем. Наиболее знаменитыми стали машины, действовавшие с базы в Зеебрюгге. Данная база была расположена достаточно близко к Дувру и Лондону.

Однако поплавковые гидросамолеты W.D.14 не добились больших успехов в торпедных атаках на корабли противника, поскольку машины компании Gotha были перегруженными, медленными и маломаневренными, часто становясь жертвами корабельной противовоздушной обороны. Только исключительно опытные пилоты и торпедисты могли правильно выйти на корабль противника и сбросить торпеду на высоте от 6 до 9 метров. После первых двух торпедных ударов, выполненных гидросамолетами W.D.14 с баз в Северном море и Рижском заливе, противовоздушная оборона союзников улучшилась настолько, что эффективность торпедных самолетов стала недостаточной.

Вследствие этого гидросамолеты W.D.14 были адаптированы к дальним полетам над морем. В роли дальних гидросамолетов-разведчиков машины компании Gotha должны были заменить дирижабли в полетах наз Северным морем. Для выполнения этих задач отсеки в машинах, предназначенные для размещения торпед, получили дополнительные топливные баки, благодаря которым продолжительность полета гидросамолетов W.D.14 возросла до 10 часов.

Однако в случае выхода из строя одного из двигателей машина не могла удержаться в воздухе даже после сброса дополнительного топливного бака. Гидросамолеты W.D.14 также были испытаны в роли постановщика мин и самолета сопровождения конвоев. К сожалению для немцев в обоих этих ролях W.D.14 показал себя неудовлетворительно. Еще одним недостатком гидросамолетов W.D.14 была большая чувствительность к волнению моря: эти машины могли удовлетворительно действовать только со спокойной воды.

В 1918 году флоту было заказано еще 25 гидросамолетов W.D.14, но до окончания войны не все они были поставлены. В общей сложности было изготовлено 69 машин.

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

схемы многоцелевого поплавкового гидросамолета Gotha W.D.14

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

поплавковый гидросамолет Gotha W.D.14 (ном. 1417) первой производственной серии использовался немецким флотом в качестве дальнего самолета-разведчика. Его защитный камуфляж типа «лозенг» состоял из уже нанесенных на полотно шестиугольников серого, синего и темно-синего цветов (на фюзеляже размеры шестиугольников были больше). Нижние поверхности и межкрыльевые стойки имели светлую сине-зеленую окраску. Поплавки со стойками были темно-синими

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

поплавковый гидросамолет WD.14 на базе рядом с истребителем Euler D.I

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

прототип многоцелевого поплавкового гидросамолета Gotha WD 14, несущий военно-морской серийный номер 801, совершил свой первый полет в январе 1917 года

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

серийные поплавковые гидросамолеты Gotha WD 14

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

поплавковый гидросамолет Gotha WD 14 в ангаре

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

узел подвески торпеды на поплавковый гидросамолет WD.14

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Gotha W.D.14. Германия

против вражеских кораблей поплавковые гидросамолеты WD.14 не применяли бомбы большого калибра. С самого начала летчиками немецкого флота применялся принцип одновременного сброса вдоль цели не менее пяти бомб. Опыт боевого применения при примитивных бомбардировочных прицелах тех лет показал правильность подобного подхода. Гидросамолет Gotha WD 14 мог нести восемь 58-кг бомб; одной из этих бомб был поврежден севший на мель  русский эсминец «Стройный» (типа «Деятельный») [1]. На данном снимке показана бомбовая нагрузка поплавкового гидросамолета Gotha WD.14, составлявшая 300 кг и состоявшая из обычно использовавшихся гидросамолетами 10-кг бомб. Эти бомбы удерживал простой подвесной ремень и специально разработанной люльки для бомб не требовалось 

Техническое описание

Поплавковый гидросамолет W.D.14 был разработан на основе более ранних и меньших по размерам и весу W.D.7 и W.D.11 и имел традиционную компоновку. Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение. Основу его силового набора составляли изготовленные из его коробчатые лонжероны; прочность фюзеляжа была усилена расчалками и распорками. В качестве обшивки были использованы фанера и шпон, покрытые полотном.

В передней части фюзеляжа сверху и снизу (немного заходя за заднюю кромку крыла) находился закругленный настил. В нижнем настиле был сделан вырез для размещения под фюзеляжем торпеды и специального устройства для ее сброса. Кабины пилота и располагавшегося с ним бок о бок бомбардира-торпедиста находились под крылом. В бою бомбардир-торпедист находился в передней части фюзеляжа, где контролировал и осуществлял сброс торпеды, а также вел огонь из размещенного в подвижной кольцевой установке 7,92-мм пулемета Parabellum. Второй пулемет данного типа был установлен в расположенной позади кабины пилота стрелкой позиции наблюдателя.

Длинные двухреданные поплавки соединялись с нижним крылом и фюзеляжем при помощи сложной системы стоек, исключавшей какие-либо расчалки или тросы между поплавками. Таким образом поплавки не были непосредственно связаны между собой и каждый из них соединялся с фюзеляжем и крылом отдельно друг от друга. Это было сделано для беспрепятственного сброса торпеды.

Трапециевидный стабилизатор крепился к верхним лонжеронам фюзеляжа, а к его прямой задней кромке был присоединен несбалансированный руль высоты. Двухкилевое оперение с обладавшими роговой компенсацией рулями направления придавали самолету характерный внешний вид; вертикальное оперение было установлено на законцовки стабилизатора в качестве «концевых пластин». Верлтикальное оперение располагалось выше и ниже стабилизатора и дополнительно укреплялись с помощью подкосов, изготовленных из легких стальных труб. Парой верхних подкосов оно соединялось со стабилизатором, а парой нижних с фюзеляжем. Один изготовленный самолет имел дополнительный центральный киль.

Конструктивно каждое крыло трехстоечной бипланной коробки состояло из центроплана и консолей. Консоли крыла имели стреловидность по передней кромке 5°. Для облегчения хранения консоли поворачивались назад относительно оси, проходящей через крайние задние точки концевых нервюр центроплана. Крылья гидросамолета имели обычную конструкцию с силовым набором в виде двух основных лонжеронов, которые у консолей также имели стреловидность в 5°, и нервюр из еловой фанеры; обшивка крыла была полотняной. Нервюры с аэродинамическим профилем, создававшим большую подъемную силу, были расположены близко друг к другу, чтобы обеспечить как можно меньшие потери от провисания обшивки. Получившие роговую компенсацию лонжероны шарнирно крепились к вспомогательному лонжерону, проходившему параллельно основным лонжеронам. Для улучшения обзора пилоту вверх в задней части центроплана верхнего крыла был сделан большой вырез.

Ближе к концевым нервюрам центроплана на нижнем крыле были установлены два шестицилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Benz Bz.IV, развивавших мощность по 200 л.с. (147 кВт) и вращавших двухлопастные тянущие пропеллеры. Двигатели были заключены в хорошо обтекаемые капоты, из которых выступали лишь головки двигателей. Для увеличения прочности конструкции моторные рамы двигателей были соединены с крыльевыми лонжеронами с помощью изготовленных из стальных труб обтекаемых стоек. Большие лобовые радиаторы были установлены над первыми цилиндрами двигателей.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gotha W.D.14

Назначение: многоцелевой поплавковый гидросамолет

Статус: серийное производство

Компания-изготовитель: Gothaer Waggonfabrik, Гота

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка: два шестицилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Benz Bz.IV, развивавшие мощность по 200 л.с. (147 кВт) и вращавшие двухлопастные тянущие винты

Размеры:

размах крыльев 25,50 м
длина 14,45 м
высота 5,00 м
площадь крыльев 142,60 м²

Вес:

пустого 3150 кг
взлетный 4642 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 130 км/ч
время набора высоты 1000 метров 13,1 мин
практический потолок 3000 м
продолжительность полета 8 ч


[1] вечером 15 (28) августа 1917 года «Стройный», идя на 17-узловом ходу, сел на мель в Рижском заливе у мыса Кави и 21 августа в ходе воздушной атаки германского самолёта получил повреждения из-за прямого попадания одной авиабомбы в носовую часть и взрыва второй у правого борта (была повреждена обшивка). Спасательные работы были прерваны из-за ветреной погоды. 29 мая 1918 года из-за невозможности восстановления эсминец был исключён из списков кораблей РККФ https://ru.wikipedia.org/wiki/Стройный_(эсминец,_1907)

источники:

часть текста – JIŘÍ HORNÁT Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 14-18 GOTHA W.D.14» «L+K» 16/92, стр.44/1004
фотографии –
http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothawd14.html
часть текста и подписи к ряду фотографий – http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25792.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account