13

Многоцелевые летающие лодки Coutant R.M.C.17. Франция

Небольшая компания инженера Робера Кутана (Robert Coutant), основанная в 1917 году в Тонон-ле-Бене (Thonon-les-Bains) – небольшом городке на французском побережье Женевского озера (в месте, известном как озеро Леман [Léman]), – предложила авиации военно-морского флота Франции (Aéronautique Maritime) многоцелевую двухместную летающую лодку, которая должна была выполнять задачи наблюдателя и легкого бомбардировщика. Новый гидросамолет должен был оснащаться хорошо себя зарекомендовавшим двенадцатицилиндровым рядным двигателем Renault 12.

Командование Aéronautique Maritime приняло проект летающей лодки и заказало небольшую партию машин данного типа. Следует заметить, что одновременно командование заказало постройку летающих лодок этой категории еще четырем авиастроительным компаниям. Кажется, что французские летающие лодки представляли собой длинный ряд различных типов, не имевших какой-либо стандартизации и унификации, что, безусловно, лишало их выгод с точки зрения оперативного применения и материально-технического обслуживания. Довольно распространенной практикой было, когда на вооружении подразделения находились и выполняли одно и те же боевые задачи летающие лодки четырех-пяти различных типов. Таким образом, командование Aéronautique Maritime продолжило традицию дробления типов и помимо Coutant R.M.C.17 также заказало Donnet-Denhaut D.D.10 (двухмоторный), Georges Lévy H.B.2 (также оснащен двигателем Renault 12), Tellier T.4 и Borel-Odier B.O.2.

Прототип летающей лодки R.M.C.17, оснащенный относительно маломощным 220-сильным (162 кВт) двигателем Renault 12Fb, совершил свой первый полет с озера Леман в феврале 1917 года. После непродолжительного заводского тестирования гидросамолет был передан комиссии по прикладным исследованиям в авиации (СЕРА – Commission d’Etudes Pratiques de l‘Aéronautique) для проведения официальных испытаний.

Официальные испытания летающей лодки и ее сравнение с другими типами показало вполне удовлетворительные результаты. По итогам испытаний в марте 1917 года была заказана серия из десяти экземпляров, которые должны были быть оснащены 280-сильными (206 кВт) двигателями Renault 12Fc. В число заказанных машин был включен и прототип, который должен был быть ремоторизирован. В те годы двигатели и связанная с ними аппаратура, а также оборудование военного характера поставлялись авиастроительным компаниям «казной». Другим требованием – и довольно серьезным – было размещение производственных мощностей ближе к области применения машин, а именно к проливу Ла-Манш (берега Женевского озера находились в глубоком тылу и от моря их от отделяли сотни километров).

Для удовлетворения требований военных инженер Робер Кутан перевел свою компанию в Кодбек-ан-Ко (Caudebec-en-Caux), который расположен на берегу Сены неподалеку от Гавра. Производственные мощности в районе Женевского озера остались работать в качестве субподрядчиков для ряда авиастроительных компаний. Однако переезд почти через всю страну привел к тому, что поставка заказанных летающих лодок R.M.C.17 была задержана. Заказ на десять машин был выполнен лишь в сентябре 1917 года; второй – дополнительный – заказ на еще десять летающих лодок R.M.C.17 был выполнен в конце марта 1918 года.

Для проведения тестирования изготовленные летающие лодки в разобранном состоянии были перевезены в испытательный центр морской авиации (CAM – Centre d’Aviation Maritime), расположенный на Атлантическом побережье в порту Ла-Паллис (La Pallice) неподалеку от Ла-Рошели. Там собиравшие самолеты механики столкнулись с рядом проблем. Дело в том, что в компании Робера Кутана не сильно заморачивались точностью изготовления деталей и, по-видимому, не признавали допусков и посадок. Механики обнаружили, что металлический крепеж центроплана верхнего крыла и консолей крыльев с одной стороны и крепления фюзеляжа с другой стороны расходились друг от друга расходились порой на сантиметры и сборка самолета не могла быть выполнена без «доработки напильником». Аналогичные недостатки были выявлены и в креплениях армирующей проволоки, тросов управления и стоек. Необходимость немедленного изменения конструкции, конечно же, оказала влияние на ремонтопригодность летающих лодок и на ее репутацию (не говоря уже о сложности обслуживания и замене деталей). Экипажи отдавали предпочтение летающим лодкам проверенных компаний; в первую очередь это были лодки Donnet-Denhaut D.D.8 и D.D.9, и особенно Georges Lévy H.B.2.

После того как в CAM, Ла-Паллис, были выполнены сборка и доведение летающих лодок R.M.C.17 до пригодного к полетам состояния они были базировались на одной базе в основном CAM, Сен-Рафаэль. Однако часть лодок навсегда осталась в Ла-Паллисе. Нелюбимые пилотами летающие лодки компании Робера Кутана совершали боевые вылеты лишь в исключительных случаях и оставались лишь в качестве резервных. В карьере летающих лодок R.M.C.17 не было никаких более-менее значимых событий и в отличие от большинства своих соперников после окончания Первой Мировой войны R.M.C.17 были выведены из состава авиации французского флота. Сначала все сохранившиеся летающие лодки данного типа была складированы в Уртине (Hourtin), где они в течение некоторого времени хранились перед возможной продажей за границу. Однако постепенно машины списывались и отправлялись на слом. Последние летающие лодки R.M.C.17 были отправлены на слом в конце 1919 года. Перед утилизацией с машин в целях дальнейшего использования были демонтированы двигатели, радиаторы и прочее оборудование.

Многоцелевые летающие лодки Coutant R.M.C.17. Франция

схема многоцелевой летающей лодки Coutant R.M.C.17

Многоцелевые летающие лодки Coutant R.M.C.17. Франция

летающая лодка Coutant R.M.C.17 (заводской номер 2) первой производственной серии на выкатной тележке; CAM, Сен-Рафаэль, лето 1918 года

Многоцелевые летающие лодки Coutant R.M.C.17. Франция

еще один сделанный в Сер-Рафаэле снимок летающей лодки Coutant R.M.C.17 (заводской номер 2). На этот раз во время подготовки к полету гидросамолет опирается на вилочный погрузчик

Многоцелевые летающие лодки Coutant R.M.C.17. Франция

летающие лодки Coutant R.M.C.17 имели простую защитную окраску. Корпус лодки покрывался водонепроницаемым лаком и затем его верхние и боковые поверхности окрашивались в серо-голубой защитный цвет. Нижняя часть корпуса лодки оставалась неокрашенной и имела цвет фанеры. По подобной схеме были выкрашены подкрыльевые поплавки. В серо-голубой цвет были выкрашены верхние поверхности крыльев, горизонтального оперения и межкрыльевые стойки. Нижние поверхности крыла и горизонтального оперения были выкрашены в светлый серо-голубой цвет. Машина базировалась в CAM, Ла-Паллис, и несла бортовой номер LP.26

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Летающие лодки R.M.C.17 имели цельнодеревянную конструкцию с однореданным корпусом (на самолеты данного типа большое влияние оказали летающие лодки компании F.B.A.). Основу силового набора корпуса составляли шпангоуты и стрингеры; в качестве обшивки лодки была использована фанера из красного дерева.

Перед передними кромками крыльев находилась открытая кабина для экипажа из двух человек. Пилот размещался на левом сиденье и имел перед собой скудно оснащенную приборную панель; стрелок размещался справа от него. В носовой части корпуса лодки была расположена стрелковая позиция, оснащенная 7,7-мм пулеметом Lewis с барабанным магазином; пулемет был размещен в кольцевой подвижной установке. Кабину экипажа и стрелковую позицию соединял между собой лаз. Помимо пулемета летающая лодка также была оснащена четырьмя бомбодержателями, размещенными под нижним крылом у фюзеляжа и предназначавшимися для подвески четырех 70-кг или двух 150-кг бомб.

Силовая установка состояла из одного 12-цилиндрового рядного двигателя Renault 12Fc, вращавшего двухлопастный деревянный толкающий винт. Двигатель был установлен на системе стоек между неразъемным нижним крылом и центропланом верхнего крыла. Самотечный топливный бак был расположен под центропланом верхнего крыла, а основной топливный бак находился в фюзеляже вблизи центра тяжести машины. Громоздкий сотовый радиатор был установлен перед двигателем. Запуск двигателя осуществлялся с помощью кривошипной ручкой автомобильного типа; запуск осуществлялся пилотом или стрелком, стоявшим на сиденьях в кабине экипажа.

Основу силового набора крыльев составляли два деревянных лонжерона и набор деревянных нервюр; в качестве обшивки крыльев использовалось полотно. Механизация крыльев состояла из элеронов, расположенных на верхнем крыле и приводившихся в движение с помощью тросов. Межкрыльевые стойки образовывали трехстоечную бипланную коробку; вылет верхнего крыла усилен двумя парами наклонных стоек. К нижнему крылу, имевшему по сравнению с верхним меньшие размах и длину хорды, ближе к законцовкам были прикреплены боковые поплавки.

Горизонтальное оперение было установлено над фюзеляжем на системе трубчатых стоек. Оно состояло из короткого стабилизатора и двух рулей высоты, которые имели роговую компенсацию и с помощью шарнирных петель крепились к стабилизатору. Вертикальное оперение не имело киля и состояло из одного руля направления округлой формы, управление которым осуществлялось с помощью тросов. Также как и крылья, хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и полотняную обшивку.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Coutant R.M.C.17

Назначение: многоцелевая летающая лодка

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель: Société de Constructions Navales Robert Coutant, Тонон-ле-Бен (прототип) и Кодбек-ан-Ко (серийное производство)

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Renault 12Fc, развивавшего мощность 280 л.с. и вращавшего двухлопастный деревянный толкающий винт

Размеры:

размах крыльев 18,20 м
длина 11,06 м
высота 3,50 м
площадь крыльев 52,70 м²

Вес:

пустого 1200 кг
взлетный 2100 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 140 км/ч
крейсерская скорость 105 км / ч
время набора высоты 3000 метров 9,5 мин
практический потолок 4500 м
продолжительность полета 3 ч

Количество изготовленных: 20 экземпляров

источник: Text: Miroslav Balous, Foto: Petr Kolmann «Letadla 14-18 Coutant R.M.C.17» «L+K» 04 — 2013

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account