Мировой рекорд скорости четырехмоторного самолета Heinkel He 116R. Часть 2
Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в августе 2015 года.
В августовском номере 1979 года журнала «Luftfahrt International» была представлена статья Карла Риза (Karl Ries) о рекордном полете самолета Heinkel He 116. Нам остается рассказать об истории создания этой элегантной четырехмоторной машины, которая создавалась для перевозки почты на большие расстояния. Из-за политических событий и того факта, что мощные высотные двигатели не были своевременно готовы, самолеты данного типа не поступили в распоряжение авиаперевозчиков и не получили широкого распространения.
В спецификации авиакомпании Lufthansa, выданной в 1937 году и приведшей к появлению Heinkel He 116, требовалось создать самолет с большой дальностью полета, который мог бы перевозить почту из Европы на Дальний Восток. Для подобных перевозок почты в Северную и особенно в Центральную и Южную Америку в Гамбурге компанией Blohm und Voss был создан поплавковый четырехмоторный гидросамолет На 139. Heinkel Не 116 в отличие от На 139 предназначался для использования с сухопутных аэродромов. Применение самолета на Дальнем Востоке – по крайней мере, в областях с высокогорными массивами – требовало создания самолетов, способных выполнять перелеты на больших высотах, для чего были необходимы соответствующие авиационные двигатели с мощностью по меньшей мере 500 л.с.
Однако в те годы таких авиационных двигателей еще не было, и поэтому на Не 116 были установлены четыре авиационных двигателя фирмы Hirth HM 508 C со взлетной мощностью 270 л.с. (номинальная мощность на уровне моря при 2900 об/мин). На высоте 5000 метров эти двигатели при 2800 об/мин развивали продолжительную мощность всего лишь 170 л.с. Впрочем, выяснилось, что такая мощность была бы достаточна и при трехмоторной компоновке самолета и позволяла бы с высокой надежностью осуществлять перевозку почты.
He 116 имел смешанную конструкцию. Фюзеляж должен был иметь густую клепку для того, чтобы при аварийной посадке на поверхность воды он смог сохранить герметичность. Экипаж из трех человек располагался в кабине в передней части самолета.
В феврале 1938 года были изготовлены первые 8 предсерийных опытных образцов, которые поступили на летные испытания. Один из этих самолетов был переделан в самолет, на котором предполагалось установить рекорд. Об этом самолете, установившем рекорд скорости полета на дистанции 10 500 км, мы рассказали в нашем предыдущем номере.
С самого начала Heinkel He 116 с характерной эллиптической формой несущих поверхностей, изготовленных из деревянных элементов, продемонстрировал выдающиеся летные характеристики, и прибывшая из Японии авиатехническая миссия заинтересовалась этим самолетом. Японский экипаж на He 116 V3 (номер гражданской регистрации J-BAKD) в 1938 году принял участие в полете в пустыню Сахара (см. «Сахарские гонки 1938 года»). Японский Heinkel He 116 занимал лидирующее положение во время этих соревнований вплоть до момента поломки крепления воздушного винта, вынудившей экипаж прекратить дальнейшее участие в соревнованиях. Тем не менее, японская авиакомпания Mausynkohku Kaisya приняла решение заказать два самолета данного типа с немного измененной носовой частью фюзеляжа. Эти экспортные машины, получившие обозначение He-116-J, 23 апреля 1938 года вылетели из берлинского аэродрома Темпельхоф в Японию. Там эти самолеты до конца лета 1945 года выполняли регулярные полеты, зарекомендовав себя при этом с лучшей стороны. Однако незадолго до завершения Второй Мировой войны самолеты были списаны.
Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) также заинтересовалось этим самолетом. В RLM надеялись доработать этот самолет и применять в качестве дальнего бомбардировщика, которые в это время отсутствовали в составе ВВС Германии, что в дальнейшем сказалось на ходе военных действий самым отрицательным образом. Однако первоначально RLM выдало заказ на разработку на базе He 116 нового варианта дальнего разведчика и фоторазведчика.
Два самолета данного типа предполагалось поставить авиакомпании Lufthansa. У машин данного варианта носовая часть фюзеляжа должна быть полностью закрытой стеклянными панелями по типу He 111 (начиная с модификации P). Тем не менее, пять поставленных самолетов военного варианта не оправдали ожидания ВВС. Причиной этого были слабые двигатели. После выпуска в общей сложности 14 самолетов (из них в ВВС были поставлены V9-V14) работы компании Heinkel по самолетам данного типа были прекращены.
Однако благодаря установленному рекорду дальности полета машина получила широкую известность и показала, насколько полезной она могла бы быть.
Heinkel He 116 V1 использовался исключительно для летных испытаний. После того как при аварийной посадке «на брюхо» самолет получил небольшие повреждения, D-AJIE был переименован и вместо «Lübeck» стал называться «Schlesien». На верхней фотографии самолет уже носит наименование «Schlesien»; на нижней фотографии, где самолет лежит на брюхе, он еще называется «Lübeck» (снимок из архива Миттера)
На данном снимке можно увидеть, что Не 116 мог взлетать, летать и садиться с тремя работающими двигателями. Когда во время выполнения пробного дальнего перелета у D-AJIE вышел из строя внешний двигатель на правом крыле, этот мотор демонтировали в Лейпциг-Брандис (Leipzig-Brandis), после чего самолет с тремя двигателями вернулся назад в Росток-Мариэнэ (Rostock-Marienehe) (снимок из архива Миттера)
Обе машины, которые предназначались для отправки в Японию, получили немного модифицированные носовые оконечности и измененное остекление этих оконечностей.
Вверху: два He 116 J перед перелетом в Японию. Эти самолеты получили номера гражданской регистрации J-BAKD и J-EAKF.
Внизу: J -BAKD во время полета в Сахару после посадки у оазиса Джьяло (Ghialo), южнее Бенгази (снимки из архивов Миттера и Риза)
Heinkel He 116 B с увеличенной, полностью остекленной носовой частью. Сначала эти две переделанные машины, принадлежавшие заказанной авиакомпанией Lufthansa серии, имели номера гражданской регистрации (фотография показывает D-ADEG, второй самолет нес опознавательные знаки D-AMAC). Прототипы от V9 до V14 несли опознавательные знаки Luftwaffe и военные номера (снимок из архива Миттера)
Полностью остекленная носовая оконечность изображенного на этой фотографии самолета напоминала Не 111. Основные стойки шасси убирались в направлении назад в гондолы внутренних двигателей (снимок из архива Миттера)
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Heinkel He 116 A
Назначение: почтовый самолет дальнего радиуса действия
Конструкция: свободнонесущий моноплан, основные стойки шасси которого полностью убирались в моторные гондолы внутренних двигателей в направлении «назад»
Экипаж: 3-4 человека
Силовая установка:
количество двигателей – 4
тип двигателей – восьмицилиндровые V-образные инвертированные редукторные двигатели Hirth HM 508C, воздушного охлаждения, с передаточным числом 1,5:1
взлетная мощность на уровне моря при 2900 об/мин – 270 л.с.
номинальная мощность на уровне моря при 2800 об/мин – 244 л.с.
мощность на высоте 5000 метров при 2800 об/мин – 170 л.с.
Высотность двигателей: 5000 метров.
удельный расход топлива при номинальной мощности на высотах до 3000 метров – 220 гр/л.с.×ч
удельный расход топлива при номинальной мощности на расчетной высоте: 250 гр/л.с.×ч
регулируемые воздушные винты фирмы VDM
Размеры:
размах крыла 22 м
длина 13,7 м
высота 3,3 м
площадь крыла 62,9 м²
Вес:
пустого 1050 кг
дополнительного оборудования 310 кг
экипажа 320 кг
топлива 1900 кг
смазочных материалов 100 кг
полезной нагрузки 450 кг
взлетный вес 7130 кг
удельная нагрузка на крыло 113 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 6,6 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость
на уровне моря 325 км/ч
на высоте 3000 метров 375 км/ч
на высоте 5000 метров 355 км/ч
на высоте 7000 метров 300 км/ч
экономическая скорость
на режиме продолжительной мощности двигателей при среднем полетном весе:
на уровне моря 310 км/ч
на высоте 3000 метров 355 км/ч
на высоте 5000 метров 345 км/ч
дальность полета
на уровне моря 3000 км
на высоте 3000 метров 3050 км
на высоте 5000 метров 3500 км
экономическая скорость при 30 % дросселировании двигателей:
на уровне моря: 285 км/ч
на высоте 3000 метров: 320 км/ч
на высоте 5000 метров: 300 км/ч
дальность полета при 30 % дросселировании двигателей
на уровне моря 3450 км
на высоте 3000 метров – 3600 км
на высоте 5000 метров – 4100 км
посадочная скорость при весе 6000 кг – 105 км/ч
время набора высоты:
1000 метров – 4,0 мин
2000 метров – 8,0 мин
4000 метров – 16,5 мин
6000 метров – 32,0 мин
практический потолок полета
при полетном весе 7100 кг – 6600 м
при полетном весе 6000 кг – 7600 м
длина разбега при взлетном весе 7100 кг – 400 м
длина пробега при посадке при весе 6000 кг – 300 м
источник: Bau-Ing. Karl Ries «Weltrekord mit viermal 280 PS» // Luftfahrt International 1979-09