Мир Тихоокеанской Конфедерации: Модернизация линкора «Vanguard»
История
В первые послевоенные годы, Королевский Военно-Морской Флот Великобритании уверенно занимал второе место в мире по числу линейных кораблей.Британские адмиралы рассчитывали сохранить это положение возможно более долго. Хотя они и понимали, что век линкоров проходит, тем не менее, сразу отказаться от кораблей, на броне и орудиях которых столь долго держалось могущество империи было выше их сил. Поэтому, несмотря на радикальную "чистку" британского флота сразу же после войны, завершившуюся сдачей на лом всех оставшихся кораблей довоенной постройки (исключая "Вэлиант", преобразованный в 1948 году в корабль-музей ВМБ Розайт), вопрос о полной ликвидации класса даже не ставился.
В строю флота оставались пять современных линкоров: четыре уцелевших "Кинг Эдуард V" и опоздавший к войне "Вэнгард", вошедший в строй в 1946. Британский флот намеревался сохранить эту "великолепную пятерку" возможно дольше. Эта позиция имела смысл — современные быстроходные линкоры все еще оставались достаточно эффективным аргументом. В 1948 году, сэр Джон Каннингхэм, первый морской лорд Великобритании, заявил, что: "королевскому флоту… имеет смысл сохранять в своем составе линейные корабли по крайней мере до тех пор, пока таковые входят в состав флотов Франции, Италии и Советского Союза".
Но тяжелое экономическое положение послевоенной Великобритании шло вразрез с желаниями адмиралов. Рассыпающаяся империя более не могла поддерживать свой флот в прежнем составе. Уже в 1949 году в резерв были выведены "Кинг Георг V" и "Дюк оф Йорк".
Оставшиеся в строю три линкора более новой постройки находились в лучшем техническом состоянии и могли эксплуатироваться дольше без капитальных ремонтов. В 1956 году, "Хоув" и "Вэнгард" в составе англо-французской эскадры приняли участие в Суэцком Кризисе. 5 ноября, линкоры — вместе с французским "Ришелье" — поддерживали своими орудиями высадку десанта под Порт-Саидом, подавив огнем египетские береговые батареи. Но противопоставить ядерному шантажу Хрущева им было нечего: когда советская эскадра, возглавляемая огромным авианосцем "Сталинград" вошла в Средиземное Море, а советские бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16 перелетели на аэродромы Египта, Великобритания была вынуждена оступить.
Эта наглядная демонстрация возможностей ракетоносной авиации, поддерживаемой палубными истребителями, вынудила британских адмиралов экстренно пересмотреть программы развития флота, сконцентрировав основные усилия на модернизации противовоздушной обороны авианосных сил. Места в новой доктрине линейным кораблям не нашлось: британские адмиралы приняли решение заменить все классы линкоров, артиллерийских крейсеров и крупных эсминцев "универсальными" легкими ракетными крейсерами типа "Каунти".
В современной войне на море отстутсвует ниша, которая могла бы быть занята линейными кораблями с надежной на сколь-нибудь продолжительную перспективу. Поддержка десантных операций в общем и целом… может быть успешно организована при помощи автоматических орудий калибром 120-152 миллиметра и тактического ядерного оружия, более не требуя задействования тяжелой морской артиллерии. В обозримой перспективе, на вооружение будет принят управляемый при помощи радара снаряд с ракетным двигателем "Блю Слаг", обладающий той же мощью что и снаряд орудия линкора, но способный при этом запускаться с легких крейсеров и даже с переоборудованных гражданских кораблей.
В 1958 году, из состава флота был выведен "Энсон". Британский флот пытался продать линкор Индии, но по ряду причин сделка так и не состоялась.
Судьба флагмана британского флота — линейного корабля "Вэнгард" — также висела на волоске. В 1957-1958 линкор использовался как учебный корабль, и многие адмиралы опасались, что следом последует списание. Плановый ремонт корабля, назначенный на 1958, несколько раз отменялся Парламентом. Но в итоге флоту все же улыбнулась удача: программой 1956 года была запланирована перестройка ряда кораблей военной постройки — легких авианосцев и легких крейсеров — в ракетоносные корабли, вооруженные комплексом "Си Слаг". Королевскому Флоту удалось убедить правительство заменить перестройку легкого авианосца "Пионер" на капитальную модернизацию и оснащение ракетным оружием линкора "Вэнгард". Главным аргументом в итоге стала более высокая скорость линкора — 30 узлов против 25 у "Пионера" — что было немаловажно для сопровождения авианосных соединений.
В 1958 году, последний британский линкор был поставлен в док на модернизацию.
Конструкция
Линейный корабль "Вэнгард" был подвергнут капитальной модернизации в период 1958-1962 года. С линкора были демонтированы обе кормовые 381-миллиметровые башни Mk I вместе с барбетами и броневыми подкреплениями.
На освободившемся месте, были смонтированы две пусковые установки ЗРК "Sea Slug", каждая — на три ракеты. Установки были расположены возвышенно, одна на палубе, другая — на первом ярусе надстройки. Перезаряжание их осуществлялось горизонтально, из расположенного под палубой магазина (защищенного противоосколочным бронированием). Общий боекомплект составлял 48 зенитных ракет GWS.1 и 8 противокорабельных ракет "Blue Slug".
Вся электроника линкора была полностью переделана. Обнаружение воздушных целей выполнялось радаром Тип 965М, смонтированным на кормовой мачте-трубе линкора. Эта мощная РЛС была способна обнаружить летящий Ту-16 на расстоянии до 380 километров.
Определение высоты целей осуществлялось с помощью радара Тип 278 на передней мачте-трубе. Радар тип 974 служил для поиска надводных кораблей. Для наведения зенитных ракет, на кормовой надстройке линкора были смонтированы два радара Тип 901. На решетчатой мачте, смонтированной поверх мостика (была установлена в связи с избыточным весом электронного оборудования) была смонтирована система радиоэлектронного обнаружения и противодействия UA-13 & UA-8/9, дополненная системой постановки помех Тип 605.
Полностью изменено было вспомогательное вооружение линкора. Корабль получил четыре новые спаренные 76-миллиметровые 60-калиберные зенитные установки Mark-6. Скорострельность этих орудий составляла до 90 выстрелов в минуту при радиусе действия в 12000 метров, что позволяло им эффективно бороться с существующими на тот момент. Наведение осуществлялось директорами CBRF.
Легкая зенитная артиллерия была полностью заменена восемью 40-миллиметровыми автоматическими установками Mk-IV, с радиолокационным автономным наведением.
Помимо зенитной артиллерии, линкор также получил легкое зенитно-ракетное вооружение в виде четырех зенитно-ракетных комплексов "Sea Cat". Наведение их, первоначально, осуществлялось вручную при помощи оптического визира GWS-20.
Для защиты от подводной атаки, линкор получил две пусковые установки противоторпедных зарядов "Ruler".
После модернизации
Восстановленный и модернизированный линкор вступил в строй в 1962 году. Он был приписан к составу Средиземноморского Флота, а после расформирования такового — к Флоту Метрополии.
Корабль служил в эскорте британских авианосных сил, осуществляя из противовоздушное и противоповерхностное прикрытие. За время карьеры, линкор подвергся некоторым несущественным модернизациям. Так, в 1964 линкор получил атомные снаряды (созданные на базе проекта "Yellow Anvil") для орудий главного калибра, и погреб носовой башни был переоборудован для их хранения — оснащен системами поддержания микроклимата. В 1968 году, старые ракеты "Sea Cat" были заменены сверзвуковыми "Turbo Cat" с автоматической системой управления огнем. В 1970-ых на кормовой части линкора была смонтирована посадочная площадка для вертолетов.
К 1982 году — началу Фолклендского Конфликта — старый "Вэнгард" исполнял обязанности учебного корабля. Он был, однако, спешно мобилизован с началом военных действий, и вместе с крейсером "Блэйк", экстренно направлен в Южную Атлантику: британский флот остро нуждался в артиллерийских кораблях, способных подавлять аргентинские береговые укрепления! Боевая готовность корабля спешно восстанавливалась прямо во время перехода: так, когда выяснилось, что на борту нет ни единого специалиста, умеющего работать с 381-миллиметровыми орудиями, Королевский Флот экстренно отмобилизовал нескольких ветеранов-инструкторов, служивших на линейных кораблях еще во Вторую Мировую, и на вертолетах (с помощью дозаправки в воздухе) доставил их на борт линкора.
8 июня, линкор подошел к Фолклендам. Днем ранее, два британских эсминца тяжело пострадали от огня хорошо укрепленной артиллерии аргентинцев при попытке заставить замолчать батареи Блафф-Коув. Сэр Джон Филдхауз рассчитывал, что 381-миллиметровые орудия "Вэнгарда" покажут себя лучше — и не прогадал. Выпустив двадцать 381-миллиметровых снарядов за 18 минут бомбардировки, линкор заставил аргентинские батареи полностью замолчать, а их гарнизоны — эвакуироваться.
В дальнейшем, линкор продолжил действия вблизи Фолклендов, поддерживая огнем британские войска на берегу. 11 июня, его ЗРК "Си Слаг" поразил ракетой аргентинский винтовой самолет, приблизившийся к Порт-Стэнли. Аргентинцы неоднократно предпринимали попытки атаковать линкор, но их действия оказались совершенно неэффективными. 14 июня, линкор был атакован ракетами "Экосет" с береговой батареи. Одна отвлеклась на помехи, но вторая ударила в корпус линкора… не сумев пробить бронепояс и не нанеся никакого вреда, если не считать осколочных повреждений и выхода из строя от встряски некоторых второстепенных систем. Команда линкора сообщила, что "старая скрипка сегодня сыграла еще одну хорошую мелодию". Всего за время конфликта линкор провел 34 боевых стрельбы, расстреляв 85 снарядов главного калибра и 28 ракет.
Фолклендский Конфликт восстановил доверие к тяжелым артиллерийским кораблям. Стало ясно, что в не-ядерном конфликте, мощные орудия и тяжелое бронирование старых линкоров все еще способно сыграть свою роль.
Сразу же по завершении конфликта, в 1984 году, "Вэнгард" был поставлен на очередную модернизацию. Старое электронное оборудование было модернизировано. Линкор лишился устаревших 40-миллиметровых орудий, но получил два автоматических орудия "Голкипер", а один из его старых ЗРК "Си Слаг" был заменен 48 пусковыми установками "Sea Wolf". Дополнительно, на корабле были установлены 16 пусковых установок ПКР "Sea Eagle" и две счетверенные пусковые установки ABL для ракет "Томагавк".
Модернизированный линкор принял участие в Ливийской Кампании 1988 года. Он первым из британских кораблей открыл огонь по ливийской территории, выпустив 8 ракет "Томагавк" со своих пусковых установок. В дальнейшем, линкор одним из последних артиллерийских кораблей в мире, задействовал свою тяжелую артиллерию в морском бою, накрыв и потопив ливийский сторожевой корабль "Аль-Зуфрия".
В 1992 году корабль был выведен в резерв, и в 1998 — передан ВМФ в качестве учебного корабля и музея, спонсируемого Короной "за годы безупречной службы Её Величеству".