Мир без Рюрика. Или что если восточные славяне сформируют государство на сто лет раньше. Часть 1. Верховный вождь Володарь I. 769-794 годы
Приглашения Рюрика править на севере будущей Руси, является беспрецедентным в мировой истории. Лично я не могу вспомнить ещё подобный факт. Именно поэтому он вызывает столько сомнений и споров до сегодняшнего дня.
Была до Рюрика государственность у восточных славян? Без сомнения, Рюрик пришёл не в дикий лес. Уже были города. Да и приглашал его, по некоторым источникам, вполне себе легитимный князь – Гостомысл.
Зачем он это сделал? Точных сведений нет. Однако, Татищев утверждает, что все сыновья Гостомысла умерли, а остались только дочери. Вот на одной из дочерей женился Рюрик. Таки образом мы видим классическое пресечение династии.
А представим, что на Руси была бы прочная династия и Рюрика не приглашали? На этот вопрос ответ попытался дать наш коллега mahno666, вероятно активный игрок в стратегическую игру Crusader Kings 2 / Крестоносцы 2. Свою альтернативу он сделал на основе этой игры. Вся графика так же сделана на основе игровых моделей. АИ написана на русском языке, так что я её размещаю без купюр в редакции автора. Ссылка на основу будет указано в конце текста.
В альтернативной реальности первое русское государство начало формироваться за сто лет до Рюрика, основал его не пришлый варяг, а чистокровный русский славянин, и первой столицей была Тверь, а не Новгород.
В середине VIII века племя вятичей занимало территорию от Ржева до Тулы, резиденция вождя размещалась в местечке Тверь. Это было самое восточное из всех славянских племен, восточнее его в лесах обитали только финноязычные народы. Племя вятичей ничем не выделялось среди других, оно не было ни сильным, ни слабым, обычное славянское племя.
В 769 году вождь вятичей Володарь решил завоевать финских соседей. Он мечтал построить могучую державу все равно где, ему было все равно, кого завоевывать, но если бы он обратил свои походы на запад, увлечь в них ополчение было бы не так легко. У многих там жили друзья и родственники, у самого Володаря, например, жена была из кривичей. Поэтому он пошел на восток. Он покорил Мещеру, Весь, Чудь, Мерю и Мари, а также несколько более мелких племен, не заслуживающих упоминания. В 781 году, закончив основные завоевания, Володарь провозгласил племенной союз Меря, который сам и возглавил. Почему он назвал свое государство Меря, а не, например, Вятка – непонятно.
В последующие годы завоевательный порыв Володаря ослаб. Он ходил в походы практически непрерывно, присоединял к Меря все новые и новые земли, но масштабы этих походов были несопоставимы с первыми. Тем не менее, к концу правления Володаря Меря было семнадцатым государством мира.
Экономика Меря была настолько первобытной, что с некоторой натяжкой можно считать, что ее не существовало вовсе. Хозяйство было натуральным, торговля практически не велась, крестьяне были настолько бедны, что единственным способом сбора налогов было фактически ограбление. Налогов собиралось настолько мало, что их едва хватало на прокорм воинов в походе, накопить сколько-нибудь существенное богатство было невозможно, вожди были вынуждены раздавать воинам практически все, что имели. Не воевать было нельзя – чтобы сдерживать агрессию соседей, приходилось становиться такими же, как они, а тех, кто отвергал этот путь, побеждали и присоединяли. В целом в славянской и финской культурах того времени материальные богатства ценились невысоко, высоко ценилась воинская доблесть, которая рассматривалась не как средство добывать добычу, а как самоцель. Широко практиковались чисто грабительские набеги, Володарь совершил их восемь, но добытая добыча использовалась в первую очередь как средство поднять в следующий поход еще больше воинов и пойти поискать еще большей славы.
Несмотря на то, что Меря называлась племенным союзом, организационно это было нормальное раннефеодальное государство. Володарь был как бы королем, вожди больших племен – как бы герцогами, удельные вожди локальных округов – как бы графами. Действовали обычные вассальные обязательства с поправкой на отсутствующую экономику. Внутриполитическая обстановка в Меря поначалу была сильно напряжена, покоренные вожди не скрывали, что подчиняются Володарю только из страха перед превосходящей силой, а при первом удобном случае постараются снова обрести независимость. Володарь не обращал большого внимания на нелюбовь покоренных, он широко привлекал инородцев и иноверцев на государственную службу и, выбирая вождя для того или иного поручения, оценивал в первую очередь личные качества. Сепаратистских восстаний случилось три, ни одно не представляло большой опасности. Финские вожди то и дело плели заговоры против славянских захватчиков, Володарь, как правило, ограничивался порицанием, лишь одного особо отмороженного заговорщика он пожизненно заточил в темнице. С течением лет противоречия смягчились, представители разных народов и культур более-менее научились уживаться друг с другом.
Около 80% населения Меря верили в финских богов, остальные 20% – в Перуна, Ярило и Велеса. Поначалу межрелигиозные конфликты были довольно острыми, но со временем сгладились. Ни славяне, ни финны не отличались фанатизмом, к тому же, обе религии постепенно приходили в упадок. Жертвы богам приносили регулярно, в том числе и человеческие, но не часто и без большого энтузиазма. Дружина Володаря к концу его жизни составляла тысячу бойцов, для большой войны он мог поднять девять тысяч ополченцев. И ополчение, и дружина по большей части состояли из оборванцев с топорами, меч и нормальный доспех имел только один воин из двадцати. Но даже в таком виде армия Меря была девятой в мире.
Верховный вождь Володарь был выдающимся полководцем, одним из лучших в стране. В походах он иногда командовал всей армией в целом, но чаще поручал общее руководство более талантливому полководцу, а себе брал один из полков. В молодости Володарь лично участвовал в рубках, с возрастом перестал. Каким-то особенным богатырем он не был, был хорошим бойцом, но и только. За пределами военной сферы Володарь талантами не отличался, это был недалекий невежественный солдафон, его участие в управлении страной ограничивалось только выбором советников и утверждением принятых решений. Женщины привлекали его мало, он никогда не изменял жене и после ее смерти повторно не женился. Был склонен к обжорству, но не позволял себе набирать вес, поддерживал физическую форму диетой и упражнениями. Умер Володарь в 61 год, смерть была естественной.
Жену Володаря звали Ефросинья, она была родом из кривичей, больше про нее ничего неизвестно, судя по всему, женщина была невыдающаяся. Она родила Володарю сына и трех дочерей. В возрасте 42 лет она умерла, предположительно от инсульта. Перед смертью она жаловалась, что подозревает, что заговорщики хотят ее отравить, вероятнее всего, смерть была спровоцирована этим самым страхом.
Наследник престола Добрыня станет главным героем следующей главы, а пока я опишу, чего он добился в первые 37 лет своей жизни. В молодости он был отличным воином, одним из лучших бойцов в стране, и обладал талантами военачальника. В 18 лет отец включил его в перечень полководцев, а в 20 дал в удел Тулу, чтобы наследник практиковался в управлении людьми и землями. В 22 года с ним случилась безобразная история – он трахнул собственную сестру Февронию, та родила от него дочь, Добрыня ее не признал, но все знали, что ребенок от него. В 25-28 лет Добрыня был воеводой племенного союза, фактически, министром обороны, в 31-36 лет – тайным советником, что-то вроде председателя КГБ. Со всеми обязанностями он справлялся великолепно. Добрыня был хорошо физически развит и, по мнению большинства женщин, очень красив, он трахал все, что движется, у него было восемь детей от трех разных женщин. Как и его отец, он был склонен к обжорству, и, опять-таки как отец, успешно боролся с этой дурной привычкой. Время от времени он странно себя вел, возможно, страдал легкой формой биполярного расстройства.
Старшей дочери Февронии выпала непростая судьба. Вскоре после вышеописанной безобразной истории отец выдал ее замуж за Котяна, младшего хана небольшой кочевой орды Ишим, тот не возражал жениться на инцестуальной разведенке с прицепом. В течение следующего года Котян стал каганом более крупной орды Кашлык, а сама Феврония в этой орде стала тайной советницей. По всей видимости, настоящей правительницей была именно Феврония – Котян был глуп как пробка. Феврония тайно правила два года, а потом однажды не выдержала и публично унизила мужа, тот ее вначале заключил в тюрьму, потом изгнал из страны, а сам умер, в летописи написано, что от проказы, но, скорее, был отравлен чем-то кожно-нарывным. Орда Кашлык после этого перестала существовать. Феврония вернулась в Тверь как раз тогда, когда Володарь провозглашал племенной союз Меря, она присутствовала на этой церемонии, после пира ее одолело желудочное расстройство, она заболела и умерла, ей было 26 лет. У нее осталось двое малолетних детей: дочь от Добрыни и сын от Котяна, дочь с тех пор живет в Твери при дворе дедушки, а сын прибился к орде Чинги-Тура.
Среднюю дочь Малушу в 16 лет отец назначил жрицей только что завоеванного храма Ловийсо на южном побережье Финляндии. Храм этот был посвящен финским богам, а Малуша поклонялась Яриле, но это было нормально, обязанности жрицы сводились к сбору пожертвований, а священнослужители, непосредственно исполнявшие обряды, назывались как-то иначе. Позже Володарь передал власть над Ловийсо верховному волхву Льву, с тех пор Малуша собирала пожертвования не для отца, а для него. На момент смерти Володаря ей 22 года, она просватана за старшего сына хана кубанской орды Бугал.
Младшей дочери Ольге 20 лет, она живет в Твери и ждет, когда подрастет ее жених, старший сын башкирского кагана.
Ни наложниц, ни любовниц, ни близких друзей у Володаря не было.