1

 

Даже среди больших любителей и знатоков авиации, наверное, мало кто сейчас вспомнит авиаконструктора по имени Луи-Эмиль Трайн. Между тем, на заре авиации этот человек сумел прославиться на весь мир, но не своими достижениями в области авиастроения, а тем, что он ненароком едва не обезглавил (причем – в самом прямом смысле слова) Французскую республику, а заодно – стал косвенным виновником гибели тысяч французских солдат на фронтах Первой мировой войны.

Утром 21 мая 1911 года на парижском аэродроме Исси-ле-Мулине торжественно стартовало международное авиаралли Париж – Мадрид, в котором лучшие авиаторы того времени боролись за главный приз в 100 тысяч франков, назначенный французским миллионером и меценатом Анри Дойч-де-ла-Мертом. Чтобы посмотреть на это зрелище, собралась огромная толпа в 300 тысяч человек, среди которых были и представители высшего руководства Франции.

В гонке принимали участие восемь машин, взлетавшие последовательно, с интервалом в пять минут. Первым стартовал летчик Андре Бомон на моноплане "Блерио-XI", за ним – Пьер Диветан на триплане Амбруаз "Гупи", потом – Андре Фрей на моноплане "Моран-Солнье",  следом – Ролан Гарро, Луи Жильбер и Жильбер ле Лассье (все – на  "Блерио-XI").

Предпоследним на стартовую позицию вышел Луи-Эмиль Трайн, выступавший, в отличие от всех прочих участников, на аэроплане собственной разработки "Трайн-III". Ранее он совершил на нем много успешных полетов и считал свое изделие вполне надежным. Однако в этот раз обстоятельства сложились иначе. Оторвавшись от земли и начав набор высоты, Трайн услышал, что двигатель начал давать перебои, и почувствовал, что его мощность резко упала. Аэроплан стал терять скорость, а это грозило падением.

Между тем, взлетная полоса уже закончилась, а впереди виднелись городские постройки. Трайн решил прервать взлет, развернуться на 180 градусов и приземлиться для устранения неполадки. Однако, развернувшись, он с ужасом увидел, что по аэродрому гарцует эскадрон кирасир. При посадке он неизбежно врезался бы в них. Пилот снова вывернул штурвал, чтобы описать полный вираж, но тут мотор заглох. На развороте самолет окончательно потерял темп и уже не мог планировать. Он опустил нос и с высоты примерно 20 метров плашмя плюхнулся на землю, подломив шасси.

Продолжая двигаться по инерции на брюхе, машина въехала в стоявшую на краю полосы толпу зрителей. И надо же было такому случиться, что она попала, как раз, в то место, где находились члены правительства и другие представители элиты Франции! В результате несколько человек получили тяжелые травмы, в том числе – премьер-министр страны Эрнест Монис и его сын, а также Дойч-де-ла-Мерт, который, в этот момент, наверное, сильно пожалел о том, что организовал и профинансировал данное мероприятие.

Но больше всего не повезло военному министру Морису Берто. Вращавшимся вхолостую винтом ему отрубило руку и размозжило голову. От полученных увечий Берто скончался на месте. При этом пилот почти не пострадал, отделавшись легкими ушибами. Проведенное расследование оправдало его, объявив, что в создавшейся ситуации Трайн ничего не мог сделать, чтобы избежать катастрофы, а в отказе двигателя он не виновен. Однако случившееся произвело на него столь сильное впечатление, что он забросил авиацию и больше самолетов не проектировал, переключившись на разработку мотоциклов.

Но при чем же тут французские солдаты и Первая мировая война? А вот при чем. Морис Берто активно выступал за введение в армии нового обмундирования серо-зеленого защитного цвета, взамен архаичных ярких мундиров, которые французские солдаты и офицеры носили со времен Луи Наполеона. Министр понимал, что в условиях массированного применения дальнобойного нарезного оружия эти мундиры, резко контрастирующие по цветам с любой поверхностью, представляют собой отличные мишени. Форма, предложенная Берто, обладала гораздо более высоким маскировочным эффектом.

Кроме того, жесткие фетровые каскетки, входившие в комплект новой формы, лучше защищали солдат от ударов по голове, чем традиционные для французской армии матерчатые кепи. Незадолго до гибели Берто добился изготовления пробной партии защитного обмундирования и отправки ее в войска для проведения полевых испытаний. Однако с его смертью дело заглохло. Нового министра, пришедшего на смену Берто, этот вопрос не заинтересовал и он закрыл вопрос реформы обмундирования.

В результате, французская армия оказалась единственной, вступившей в мировую войну в "карнавальных" мундирах из предыдущего столетия с синими длиннополыми сюртуками, ярко-красными шапочками и такими же шароварами. Неизвестно, скольким солдатам это стоило жизни, прежде чем в 1915 французы все-же сподобились перейти на голубовато-серую защитную униформу с касками. Но это уже другая история.

Министр, которому не повезло

Самолет Трайна на старте авиагонки Париж-Мадрид, за несколько минут до катастрофы.

Министр, которому не повезло

Луи-Эмиль Трайн и его случайная жертва — министр Морис Берто.

Министр, которому не повезло

CourseParisMadridAtl-

Министр, которому не повезло

Министр, которому не повезло

Похороны Мориса Берто на французской почтовой открытке.

Министр, которому не повезло

Обмундирование "цвета резеды", предложенное Берто, но так и не введенное во французской армии. Красные погоны, петлицы и клапаны, конечно, снижают маскировочный эффект, но в условиях войны их, скорее всего, заменили бы аксессуарами защитного цвета.

Министр, которому не повезло

Английские, французские и немецкие мундиры, в которых пехота этих стран вступила в Мировую войну. Как говорится, почувствуйте разницу.


источник: http://vikond65.livejournal.com/628302.html

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account