29 мая 1948 года палестинские евреи смогли собрать четыре первых чешских истребителя-бомбардировщика «Авиа» S-199. Данный самолет представлял собой послевоенную модификацию немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109. Удивительно, но для защиты еврейского населения от арабов был приобретен самолет, который являлся олицетворением военной мощи гитлеровской Германии. Самолеты оказались на Святой Земле в результате договоренности, которая была достигнута между Израилем, Чехословакией и СССР. На тот момент молодое еврейское государство испытывало острую необходимость в собственных ВВС, однако в их распоряжении было лишь несколько десятков учебных, связных и транспортных самолетов. Поставка боевых самолетов из Чехословакии должна была вывести авиацию Израиля на новый уровень.
По различным политическим мотивам именно чехословацкое правительство, с одобрения Советского Союза, решило поддержать образование государства Израиль и продать этой стране вооружение для того, чтобы уменьшить влияние Великобритании на Ближнем Востоке. В апреле 1948 года агент «Хаганы» по закупкам вооружений Отто Феликс сообщил, что компания «Шкода» готова продать 25 истребителей Avia S-199. «Хагана» — это сионистская еврейская военная подпольная организация, которая существовала в Палестине с 1920 по 1948 годы во время действия британского мандата. Организация была запрещена властями Великобритании, что однако не помешало «Хагане» организовать достаточно эффективную защиту еврейских поселений. С образованием государства Израиль данная организация стала основой Армии обороны Израиля.
Уже 23 апреля 1948 года посланцы «Хаганы» прибыли в Чехословакию, где заключили с правительством страны соглашение о поставках вооружения, в том числе 10 истребителей Avia S-199 с бомбами и боеприпасами. За десять истребителей Израиль заплатил 1,8 миллиона долларов, то есть по 180 000 долларов за самолет — огромная по тем временам сумма. К примеру, один из лучших американских истребитель тех лет P-51 «Мустанг» стоил 51 тысячу долларов, то есть более чем в 3,5 раза дешевле. Спустя месяц, 20 мая 1948 года израильтяне дополнительно приобрели еще 15 чешских истребителей S-199.
Стоит отметить, что история ВВС Израиля началась еще до 1948 года. Так в 1930-х годах в Палестине была открыта летная школа под названием «Авирон». Выпускники данной летной школы принимали участие во Второй мировой войне на стороне Великобритании. А 10 ноября 1947 года в еврейской тогда еще нелегальной армии появилась своя воздушная служба — «Шерут Авир». Однако по-настоящему военной силой израильские ВВС стали лишь после приобретения 25 истребителей «Мессершмитт» чешского послевоенного производства в модификации S-199.
Чтобы доставить эти самолеты в Израиль их разбирали на части и грузили в транспортные самолеты С-46 «Командо» и С-54 «Скаймастер». После продолжительного полета они приземлялись на израильской авиационной базе «Экрон». Уже по прибытии на место боевые самолеты собирались чешскими механиками, которые параллельно занимались процессом обучения евреев — наземного персонала базы. В Израиле поставленные из Чехословакии самолеты получили обозначение «Сакин» (с иврита — нож). Любопытно, что точно также с немецкого языка переводится и слово «мессер».
Обстоятельства сложились таким образом, что всего через день после того, как первые четыре истребителя были собраны в Израиле, египетские войска вплотную подошли к Тель-Авиву. Давид Бен-Гурион, занимавший пост премьер-министра Израиля, принял решение отправить для поддержки пехотной бригады «Гивати», которая вела бои на этом направлении, буквально только что созданную израильскую авиацию — все 4 самолета, которые стали «Истребительной эскадрильей 101». Каждый из самолетов S-199, отправившихся на задание, нес по две бомбы весом 70 килограммов каждая. Бомбы были сброшены на скопление египетской техники возле Ашдода. После завершения бомбардировки истребители провели штурмовку египетских войск, обстреляв их из пушек и пулеметов.
Из первого же боевого вылета не вернулось два самолета, они были подбиты наземными средствами ПВО египтян, но и египетские части остановили наступление, увидев, что у евреев появились собственные боевые самолеты. По сути, беззащитный Тель-Авив не был оставлен и захвачен египетскими частями лишь благодаря психологическому эффекту от одной атаки с воздуха. На следующий день два оставшихся в строю «сакина» участвовали в нанесении удара по иорданской армии возле города Тулькарм — на этом участке фронта иорданцы стремились пробиться к городу Нетания. В распоряжении иорданских частей было 20 БТР при поддержке пехоты. Этим арабским частям противостояла крайне малочисленная израильская бригада «Александрони». Израильские истребители S-199 сбросили бомбы на железнодорожную станцию, на которую прибывали войска противника. В этой схватке евреи потеряли еще один боевой самолет, который пострадал от осколков своих же сброшенных бомб, истребитель упал в море. Последний из оставшихся в строю «сакинов» на следующее утро вновь поднялся в воздух, 1 июня он бомбил крепость Латрун, которая была занята арабами.
Свою первую воздушную победу израильские летчики одержали 3 июня 1948 года. В тот день полковник Мордехай Алон, управляя последним S-199 из числа первой собранной четверки, сбил в небе над Тель-Авивом два транспортных самолета «Дакота» С-47 египтян, которые были переоборудованы под бомбардировщики. Первую «Дакоту» Мордехай Алон сбил над городом Ришон-ле-Цион вблизи Тель-Авива, а вторую уже при попытке ее выйти из боя над Средиземным морем. После этого воздушного боя египетские самолеты ни разу не отваживались на совершение дневных налетов на Израиль.
Таким образом, первые же четыре истребителя S-199 сыграли очень важную роль в Войне за независимость Израиля. Неизвестно в чью сторону качнулась бы чаша весов, если бы самолеты не подоспели в Палестину до того, как египетские части начали наступление на Тель-Авив. Правда, косвенными виновниками такой спешки израильтян были сами арабы, которые 19 апреля 1948 года разбомбили автовокзал в Тель-Авиве, в результате налета тогда погибло 42 человека. Узнав об этом бомбардировке, израильтяне и иностранные добровольцы, которые находились тогда в Чехословакии, сделали все возможное, чтобы как можно быстрее отправить боевые машины в Палестину.
К 9 июля 1948 года численность Истребительной эскадрильи 101 израильских ВВС вновь достигла 4-х самолетов, после чего она была отправлена на штурмовку египетских позиций в Секторе Газа. Тогда из боя вернулось 3 самолета. 10 июля два сирийских самолета «Тексан» АТ-6 бомбили израильские позиции, находящиеся севернее Тель-Авива. Это были учебные самолеты, которые сирийцы переделали в бомбардировщики, аналогично египетским «Дакотам». Ответный воздушный бой между двумя «сакинами» и двумя «тексанами» закончился ничейным счетом 1:1. С таким же результатом завершилась воздушная схватка 18 июля между звеном «сакинов», только что прибывших из Чехословакии, и египетской авиацией.
А уже в начале августа 1948 года между воющими сторонами было заключено перемирие, которое продлилось два месяца. За это время Израиль сумел закончить поставки истребителей S-199, а также пополнить свои ВВС боевыми самолетами других стран. Этот факт, а также частые поломки арабских самолетов, привели к тому, что по завершении перемирия Израиль продолжил ведение боевых действий, имея в воздухе относительный паритет с противником. А еще через год 20 августа 1949 года Война за независимость Израиля закончилась победой еврейской стороны.
Из 25 «Мессершмиттов», которые должны были быть поставлены по договору между Чехословакией и Израилем, удалось переправить в Палестину только 22 машины. Один из транспортных самолетов, который перевозил истребители, разбился во время попытки приземлиться на запасном аэродроме Сде-Дов во время песчаной бури, где он по ошибке был обстрелян с земли зенитчиками. Второй транспортный самолет во время совершения рейса в Израиль по техническим причинам вынужден был совершить посадку в Афинах, где его груз был арестован военными.
Avia S-199
Avia S-199 — это поршневой одномоторный истребитель, который состоял на вооружении ВВС Чехословакии и Израиля после окончания Второй мировой войны. Самолет представлял собой послевоенную модификацию немецкого истребителя «Мессершмитт», которая была разработана в Чехословакии. Выпуском самолета занималась местная компания Avia. Самолет использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика и разведчика. На вооружении ВВС Чехословакии машина находилась до начала 1950-х годов.
Истребитель Bf-109 или как его еще называют Me-109 (по фамилии конструктора) производился на всем протяжении Второй мировой войны. Помимо Германии (с 1936 года по 1945 год), он выпускался в Венгрии, Румынии и Испании. Всего было собрано более 33 тысяч самолетов, в том числе 30 573 истребителя в самой Германии. Таким образом, Мессершмитт стал одним из самых массовых боевых самолетов за всю историю авиации, уступая лишь штурмовику Ил-2. Самой распространенной была модификация истребителя Bf-109G (Густав).
В мае 1945 года, после того как Германия капитулировала, на территории Чехословакии остались детали, которых хватало для создания более 500 самолетов Bf-109 разных модификаций. Поэтому чехословацким правительством было принято решение о налаживании производства данных самолетов. Планировалось строить одноместную модель истребителя Bf-109G-14 и двухместную — Bf-109G-12. Их выпуском должны были заняться чешские компании Avia и Letov. В ВВС Чехословакии самолеты должны были первоначально получить обозначения S-99 и CS-99 соответственно.
Но к 1947 году удалось построить всего 20 истребителей S-99 и 2 CS-99. Причиной столь небольшого выпуска стал страшной силы взрыв, который произошел на заводах по рафинированию сахара в Красна Бреста в сентябре 1945 года (существовала версия, что взрыв был диверсией судетских немцев из организации «Верфольф»). При этом взрыве были уничтожены и находившиеся поблизости склады боеприпасов, на которых среди прочего хранились почти все имевшиеся на тот момент в Чехословакии авиационные моторы Daimler-Benz DB605 для истребителей Мессершмитт. Выход из ситуации был найден за счет установки на истребители Bf-109 других имевшихся в стране немецких двигателей — Junkers Jumo-211F с металлическим винтом VS11. Изначально данные двигатели предназначались для бомбардировщиков He-111H.
Проблемой стало то, что данный мотор развивал существенно меньшую мощность по сравнению с Daimler-Benz DB605 (1350 л.с. против 1800 л.с.). В результате установки на истребитель моторов Junkers Jumo-211F его характеристики ухудшились — максимальная скорость полета упала с 621 км/ч до 540 км/ч, скороподъемность — с 16 м/с до 11 м/с, практический потолок уменьшился с 10 800 метров до 9350 метров. Одноместная версия истребителя с таким двигателем получила обозначение S-199, двухместная CS-199.
Помимо чрезмерно высокого веса и малой мощности, у авиационного мотора Junkers Jumo-211F отмечался еще один недостаток — из-за пропеллера большого диаметра, который не был оптимальным, во время полета самолета создавался некомпенсированный крутящий момент, и летчик-истребитель должен был постоянно прилагать ощутимые усилия для его устранения. По этой причине истребитель S-199 был сложен в управлении и держал летчика в постоянном напряжении во время полета.
Вооружение истребителя чехословацкого производства состояло из двух синхронных (то есть стреляющих через диск пропеллера) 13,1-мм пулеметов MG-131, которые располагались под капотом машины, а также двух 20-мм автоматических пушек MG-151, расположенных в подкрыльевых гондолах. Стоит отметить, что на оригинальных истребителях Bf-109G-14, помимо двух пулеметов MG-131, имелась также одна 20-мм пушка MG-151 или 30-мм Мк108, которая стреляла через втулку винта, хотя возможность установки на самолет двух подкрыльевых гондол с пушками MG-151 была запланирована изначально.
Источники информации: http://topwar.ru/85280-messershmitty-na-vooruzhenii-armii-oborony-izrailya.html
http://www.waronline.org/IDF/Articles/avia.html
http://warspot.ru/257-tak-sozdavalsya-tsahal-messershmitty-v-izrailskoy-armii
http://ilgid.ru/science/heil-avir.html
http://www.airwar.ru