Механизация войны 1.0. Часть 7 Чудо-оружие бронзового века
Или «на ваш вопрос есть наш ответ — у нас есть колесницы, а у вас их нет…».
Вернулся снова к теме боевых колесниц и закопался в их происхождение по самое по некуда. Любопытная выстраивается картина. Традиционно принято считать (с легкой руки автора концепции «неолитической революции» Г. Чайлда), что родиной боевой колесницы стал Ближний Восток. Вместе с тем с ней в последние десятилетия стала активно конкурировать полицентричная (от двух до четырех центров) гипотеза появления этого вида транспорта и оружия. Доводы сторонников Г. Чайлда понятны — Ближний Восток существенно опережал (как будто) в технологическом отношении варварскую периферию, обладал большими ресурсами и пр. К тому же здесь появляются первые колеса, первые повозки, делаются первые опыты по одомашниванию эквидов (которых в эти повозки и запрягали) и т.д., не говоря уже о том, что эти повозки, влекомые эквидами (ослами и кунгами), приспосабливаются для ведения с них войны — реальные streitwagen’ы глубокой древности.
Но вот беда — лошадки на Ближнем Востоке не были одомашнены, а без лошадки и боевой колесницы нет. Вместе с тем первые образцы боевых колесниц найдены у нас, на Южном Урале, и датируются эти находки концом III — нач. II тыс. до н.э. Эти первые боевые колесницы, запряженные парой (или четверкой, а то и шестеркой) лошадок (именно лошадок — по нынешним меркам их бы назвали понями — рост в среднем от 128 до 144 см. в холке), найдены в захоронениях синташтинской и родственной ей археологических культур.
Казалось бы — вот оно, месторождение боевых колесниц и их прародина. Но и тут есть проблемы — коняшки синташтинские пришлые, тут таких не было. И привели их сюда, похоже, с северного Кавказа и нижнего Дона. К тому же и сами синташтинцы — пришельцы на южный Урал с запада. И вот выстраивается любопытная гипотеза. На исходе III тыс, до н.э. где-то в северокавказских степях происходит «гибридизация», с одной стороны, опыта местных скотоводов по одомашниванию лошади, с другой стороны- на этот опыт накладывается ближневосточный опыт изготовления и применения облегченных повозок и, само собой, местная металлургическая традиция.
С распадом т.н. Циркумпонтийской металлургической провинции возникший в результате этой «гибридизации» колесничный комплекс, включающий в себя коня, упряжь, колесницу, возницу с бойцом и комплекс вооружения вместе с соответствующим «кодексом чести» и воинскими ритуалами, начал расползаться отсюда во все стороны. Какие-то группы ушли на восток и на южном Урале, окопавшись (в прямом смысле) в местах, богатых рудой. возобновили бронзолитейное производство (и положили начало новой, «Евразийской металлургической провинции»), принеся сюда заодно и колесничный комплекс. Другая часть, видимо, передала свои знания и опыт в этом вопросе на Ближний Восток (наемники — Метаес, царь скорпионов, хе-хе), и вот там, местные цари, используя имеющиеся в их распоряжении несметные (по сравнению с теми же синташтинцами) ресурсы, людские и материальные, превратили боевые колесницы в подлинное «чудо-оружие» бронзового века. Но это уже другая история…