Как появились, как менялись и куда исчезли боевые колесницы — в статье Михаила Поликарпова.
Содержание:
Боевые повозки были известны уже шумерам в третьем тысячелетии до н. э. О боевых качествах этих изделий сейчас трудно судить — вряд ли эти телеги со сплошными деревянными колёсами-дисками, запряжённые мулами, ослами или онаграми, были манёвренными и быстрыми. Что же превратило колесницы в грозное оружие бронзового века?
В начале II тысячелетия до н. э. был совершён технологический прорыв. Древние мастера добились двух качеств — лёгкости и надёжности. Имена гениальных конструкторов неизвестны, но своё слово в истории они сказали: не только создали новую технику, но и перерисовали этническую и политическую карту Евразии. У «Колесницы 2.0» появились не четыре, а два колеса. И эти колёса были не сплошными, а состояли из спиц и обода, вращаясь на закреплённой оси. Роль рессор выполнял пол колесницы, нередко сплетённый из ремней. И запрягали в них уже не осликов, а лошадей.
Эра колесниц
Любое эффективное оружие перестаёт быть чьей-то монополией. Колесницы перенимали другие народы и племена, — познакомившись с ними поближе и убедившись в их возможностях. Племена гиксосов в XVII–XVI веках до н. э. захватили нижний Египет. Так колесницы приехали в страну «большого Хапи» и стали визитной карточкой армии Древнего Египта.
Боевые повозки с берегов Нила были хорошенько прокачаны. Лошади египетских колесниц были прикрыты защитными попонами, а на самой колеснице закреплялись запасные колчаны со стрелами. В сражениях той эпохи порой принимали участие сотни и даже тысячи боевых повозок. В середине XV века, после битвы при Мегиддо, трофеями войска Тутмоса III стали в числе прочего 924 колесницы.
Как место величайшей битвы колесниц в историю вошёл город Кадеш, расположенный в долине Оронта. В XIII веке до н.э там столкнулись две армии завоевателей, делившие Ближний Восток, — хетты и египтяне. В одном только хеттском войске число колесниц доходило до 2,5 тысячи, у египтян их, предположительно, было чуть меньше. Сотни боевых повозок, несущихся по полю битвы, не только сыграли свою роль в сражении, но, вероятно, выглядели очень впечатляюще…
Ладно, это Ближний Восток — там есть немало открытых мест, подходящих для колесничих отрядов. Но ведь даже в Греции времён «Илиады» колесницы, укомплектованные копьеносцами, были основой армий. Колесницы греков могли быть средством транспортировки знатных воинов к полю боя. Но эти двуколки могли и сражаться между собой — на встречных курсах или когда одна догоняла другую. А еще на них было удобно преследовать убегающих врагов…
Таких схваток очень не хватает в фильме «Троя».
Колесница не может совершить эффектный «полицейский разворот», с визгом тормозов и ржаньем лошадей, — для таких манёвров нужны открытые пространства. Но в Элладе даже удобную площадку для двух фаланг найти было нелегко — поэтому одни и те же названия мест битв повторяются на протяжении нескольких веков. Впрочем, на Пелопоннесе, где и были основные центры микенской цивилизации, местность в основном холмистая — «танкодоступная».
К началу I тысячелетия до н. э. человек освоил верховую езду. Колесницы постепенно уступили место всадникам, которые были дешевле — и не столь требовательны к рельефу местности. Но какое-то время оба рода войск существовали и сражались вместе.
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросамА что там в Азии? Армии Китая очень сильно отличались от ближневосточных и европейских, но боевые повозки были популярны и там. Именно они составляли основу войск в эпоху «Воюющих царств», исчисляясь сотнями. Экипаж первоначально состоял из лучника и возницы, позже к ним добавился копейщик. А ещё за такой «двуколкой» закреплялся небольшой отряд пехоты. В III веке до н. э., после объединения империи, боевые повозки исчезли — их сменила конница, необходимая для борьбы с кочевниками. Эра боевых колесниц в Поднебесной завершилась.
Миф, отлитый в бронзе
Казалось бы, тут колесницам и закатиться в древние ангары или стать музейной диковинкой. Но в V веке до нашей эры они пережили очередное усовершенствование и получили «второе дыхание». Появились машины, имевшие боевые косы, точнее — серпы, закреплённые на оси.
«Колесницы 3.0» вновь принципиально отличались от классических. Теперь там стоял лишь возница. Он, как и лошади, был прикрыт панцирем. Кузов стал выше и прочнее — он также выполнял защитную функцию. Разогнавшись, серпоносные квадриги должны были прорубиться сквозь плотное построение пехоты и устроить там самую натуральную мясорубку. Впрочем, прорваться насквозь при таком раскладе всё равно было трудновато, и у возничего были высокие шансы погибнуть, повиснув на копьях. Фактически серпоносные колесницы выполняли задачу, которую в Средние века взяла на себя тяжёлая конница.
Первое упоминание серпоносных колесниц относится к битве при Кунаксе (401 г. до н. э.). Греческие наёмники выступали на стороне Кира Младшего, претендовавшего на персидский престол. Но конноприводные мясорубки не смогли там показать себя во всей красе. Под напором греков войско Артаксеркса стало отступать, поэтому колесничие потеряли интерес к атаке и покинули поле боя. Спустя шесть лет лишь пара персидских колесниц смяла спартанский отряд, который не успел построиться в фалангу. А затем контрольный удар нанесли всадники.
Такие колесницы показаны в «Александре» Оливера Стоуна. Они должны были прорубить бреши в македонской фаланге. Но не получилось. Часть возниц были выбиты легковооружёнными воинами. А затем фалангиты организованно расступились, пропустив мчащиеся смертоносные повозки.
Вообще, ход этой битвы оставляет немало вопросов. И есть версия, что левое крыло македонян, которым командовал Парменион, было смято, так как колесницы там действовали успешнее.
Селевкиды сменили Ахеменидов, но «боевые мясорубки» сохранились. На протяжении трёх веков они появляются на полях сражений, что свидетельствует об их эффективности. Последняя встреча с ними произошла в Малой Азии, в 47 г. до н. э. Там Юлий Цезарь разбил Фарнака, сына Митридата VI Евпатора. Римский полководец был лаконичен, написав знаменитое донесение Veni, vidi, vici. Тогда же он и завершил историю серпоносных машин.
Они исчезают с поля боя, но… появляются в мифологии и искусстве.
На другом краю света
Британия — это на краю света. Колесницы там долго не выходили из моды… и до сих пор в моде одно распространённое заблуждение о них. Вообще, устройство и тактика кельтских колесниц хорошо известны — там стояли возничий и воин, метавший специальные копья. Римские полководцы ни разу не упоминают о косах, да и у археологов нет находок, подтверждающих такой факт. И тем не менее, то тут то там изображаются они до сих пор.
О серпоносных колесницах у островитян первым написал один римский географ. Видимо, под впечатлением от Ксенофонта. А как же ещё колесницы могут сражаться? Конечно, они должны мчаться и лихо рубить врага лезвиями. Иначе он и представить не мог — да и не только он. Серпоносной в ирландских мифах была и колесница Кухулина. Но можно ли этому верить? В конце концов, на руках и ногах у этого древнего героя было по семь пальцев, а в глазах — семь зрачков…
В Лондоне стоит знаменитый памятник королеве-воительнице Боудикке, возглавившей восстание против римлян в I веке н. э. И там она тоже мчится на колеснице, оснащённой боевыми косами. И где же историческая достоверность?
Миф отлили в бронзе и он пошёл в жизнь — да там до сих пор и остался. В 2011 году на экраны вышел фильм «Орёл девятого легиона», где кельтские колесницы тоже оснащены боевыми косами…
Но в военном деле всему рано или поздно приходит конец. Легионы и конница постепенно вытесняли боевые повозки с полей сражений, пока им совсем не осталось там места. Колесницы окончательно переехали на ипподромы. А также сохранили сакральную функцию — именно на колеснице ехал триумфатор во главе победоносных легионов.
Потому что бои боями, а колесница — это, прежде всего, красиво.
источник: https://warhead.su/2020/06/12/pervye-tanki-lyazg-boevyh-kolesnits