Марафон. «А там уж и анекдотов насочиняли»
Легенда о бегуне, который доставил в Афины радостную весть после битвы при Марафоне и умер от переутомления, широко известна. Куда менее известно, как складывался канонический её вариант.
Итак, 490 год до н. э., греки выигрывают одну из важнейших битв в своей истории, отражают натиск Персии. Геродот, описавший событие, рассказывал, что гонца, которого перед битвой посылали в Спарту за помощью, звали Фидиппид, но тот ничего не добился и вернулся. Подвиг немалый, гонец проделал 240 километров, но больше о нём ничего не упоминается, как и о том, что кого-то послали в Афины.
Затем Плутарх (жил на рубеже I и II вв. н. э.) со ссылкой на Гераклида Понтийского (IV век до н. э.) пишет, что весть в Афины принёс некий Терсипп (в другом варианте — Эвкл), который всё-таки сообщил её и умер. Фидиппид в варианте Плутарха отсутствует, но зато его упоминает (правда, в качестве ФиЛиппида) Лукиан из Самосаты — и опять же, у него гонец испускает дух перед архонтами. Ну и, наконец, уже в XIX веке поэт Роберт Браунинг написал стихотворение «Фидиппид», где изложил каноничную историю про Фидиппида, который ухитрился сбегать в Спарту, вернуться, сразиться с персами при Марафоне, и вот тогда-то он в версии Браунинга пробежал «марафонскую дистанцию» до Афин — и там наконец «радость разорвала его сердце». Браунинг просто склеил воедино все варианты истории, но поскольку он был действительно популярен, то в конечном итоге именно его вариант утвердился как наиболее известная версия знаменитого забега.
источник: https://vk.com/wall-212270543_18545