В 1926 году, в ходе заседания Совета Труда и Обороны СССР, разгорелись жаркие споры о будущем Рабоче-крестьянского Красного Флота: к моменту заседания, весь некогда большой и 6 по силе флот, превратился в «третьесортный» прибрежный флот. И именно его следовало превратить в самый сильный мире, который сможет отстаивать интересы пролетариата.
Высказывалось множество мнений о решении данной проблемы, но больше всего внимания к себе привлекла идея «Малого — Среднего — Большого флота» или, как её ещё назвали, «Эволюционного развития», которую как высмеивали, за её консервативность и отсутствие «революционности», так и соглашались с её аргументами за её «консервативность» и логичность, без метаний из огня да в полымя (как было в реальности)*.
Согласно этой идее, предполагалось планомерное и постоянно наращивание флота кораблями разного класса (сначала малыми, а затем и крупными), в ходе которого, из-за возросшей численности, флот сможет выполнять всё больше и больше задач, при этом уже не только у своих границ, пока не станет «Большим/Океанским флотом»**, способным действовать в дальней зоне, конкурируя с флотами ведущих морских держав. И вся кораблестроительная программа закладывалась с учётом промышленного состояния СССР и планом пятилеток.
В течении первых двух пятилеток — с 1926 по 1937 год — планировалось строительство «малого», а точнее создание «современного малого флота», способного обеспечить безопасность прибрежных вод: сначала отремонтировать, модернизировать и достроить все корабли, которые ещё были, а затем построить новые катера, эсминцы, подводные лодки и заложить в конце Второй Пятилетки первые лёгкие крейсера. В случае, если план будет выполняться с опережением, предполагалась закладка следующих по списку (что и произошло с крейсерами Киров и Ворошилов).
В течении Третьей Пятилетки по плану было усиление «Малого» и строительство «Среднего Флота», в задачи которого входило патрулирование дальних морских коммуникаций и, в случае войны, рейдерские операции, без решающих сражений. Данная роль отводилась новым, крейсерским подводным лодкам (Средним и Большим) и крейсерам (лёгким и тяжёлым).
И, так-как план «перевыполнялся», во время третьей пятилетки (в 1938-1939 году) были заложены тяжёлые крейсера, в создании которых применяли как итальянский опыт, так и немецкий (покупка тяжёлого крейсера Лютцов/Таллин), а не линкоры проекта 23, которые так и не были достроены (но деньги, ресурсы и стапели на их строительство были потрачены).
Однако в кораблестроительную программу вмешалась начавшаяся война, которая сорвала все планы и которую Красный Флот встретил тем, что имел, а имел он в своём составе:
- 3 линкора
- 14 крейсеров
- 74 эсминца
- 234 подводных лодки
- 280 торпедных катеров
- 22 патрульных корабля
- 90 минных тральщиков
- 80 противолодочных катеров
К началу войны, не считая купленный Лютцов/Таллин, у которого не было двух орудийных башен, в составе флота числились 3 тяжёлых крейсера проекта «Кронштадт»: Кронштадт, Петропавловск и Севастополь (тяжёлые, а не линейные крейсера!). Ещё три тяжёлых крейсера (Москва, Сталинград и Киев) не были достроены — не было главного калибра, а так-же множества других узлов — были в спешке превращены в «крейсера ПВО», как наиболее доступный вариант.
Данная концепция кораблестроения, которая хоть и была нарушена началом войны, но дала свои плоды: тяжёлые крейсера Кронштадт, Петропавловск и Москва участвовали в обороне Ленинграда обстреливая наступающие немецкие войска, а Севастополь и Киев участвовали в обороне Одессы и Севастополя. Сталинград, строившийся на верфи в Молотовске, участвовал в сопровождении морских конвоев, а также, как единственный тяжёлый корабль в составе Северного Флота, в сопровождении нескольких эсминцев, вышел на перехват крейсера Адмирал Шеер, который напал на порт Диксон, однако, из-за проблем с погодой, встречи (к счастью?) так и не произошло.
Перед войной с Японией, обсуждалась идея переброски всех имеющихся тяжёлых и лёгких крейсеров на Дальний Восток, однако, из-за сложности и невозможности это сделать в столь короткие сроки, от этого отказались.
В послевоенный период, в быстро меняющемся мире, перед Красным флотом стояли совершенно другие задачи, которые требовали других решений и в связи с этим кораблестроительная программа претерпела сильные изменения, но об этом как-нибудь в другой раз.
*По факту, вся кораблестроительная программа СССР в предвоенный период был метаниями из огня да в полымя, с постоянными перестановками в руководящем составе. И у каждого Адмирала было своё видение, которое могло отличаться от мнения прошлого командующего. Лишь Горшков, пробывший на должности 29 лет, сумел воплотить в реальность «идеальный» флот, уступавший в численности лишь Американскому!
**Что собственно и сделал Китай, просто начав клепать корабли (насколько это применимо к кораблестроению, особенно современному), пока их не стало так много, что они могли выполнять любую поставленную задачу, плавно став «Большим Флотом».