Предыдущая часть
Особо осложнила их отношения приснопамятная «Катапульта», которую Каннингхэм считал чистым идиотизмом и сделал все, чтобы локальное противостояние в Александрии не привело к кровопролитию. А когда дело все же дошло до войны между бывшими союзниками, адмирал при свидетелях высказал все что думает премьер-министре, причем непечатная сложность витиеватых и забористых «специальных терминов» морского волка сильно бы озадачила «Старого Моряка», окажись он поблизости. С тесном же кругу Каннингхэм называл Черчилля не иначе как «могильщиком Империи».
Тот же терпел слишком независимого Каннингхэма только потому что отлично понимал незаменимость адмирала и знал о огромном авторитете АБВ не только среди моряков Средиземноморского флота, но и Королевского Флота вообще. Однако в результате всех этих конфликтов запросы Каннингхэма о необходимости срочно эвакуировать Мальту не встречали должного понимания в правительстве, а верховное командование армии до последнего надеялось удержать Египет. К сожалению обвал фронта произошел слишком внезапно и стремительно. На эвакуацию оставались буквально сутки, но уже при подготовке операции стало совершенно очевидно, что корабли с мальтийским гарнизоном уже не смогут прорваться через Суэцкий канал. Оставался только Гибралтарский пролив.
Несмотря на тяжелые потери Британский Средиземноморский флот живет и борется.
До конца.
Оценив ситуацию было решено использовать две группы новейших быстроходных кораблей с сильным зенитным вооружением, которые должны были прорваться на остров одновременно из Александрии и через Гибралтар. Выход из Гибралтара должна была прикрывать сильная эскадра тяжелых кораблей – что б не допустить вмешательство французов. В Адмиралтействе, основываясь на опыте действий французского флота осенью 1941 года, считали возможность столкновения с ним вполне реальной.
Итальянский флот (кроме катеров и диверсантов) после сражения у острова Гавдос и эвакуации Кипра в расчет не практически брали и совершенно напрасно. Следуют сказать, что немцы и французы с итальянцами хорошо зная о безвыходном положении Мальты и незыблемых традициях британского флота, заранее готовились к решительному противодействию всем попыткам эвакуации мальтийского гарнизона.
Были созданы несколько блокадных линий на которых развернули подводные лодки и торпедные катера. Авиация должна была атаковать противника на всем маршруте следования. Финальную точку должны были поставить итальянские и французские линейные силы, подержанные многочисленными крейсерами. В свою очередь, эскадры дальнего прикрытия RN должны были отсекаться и уничтожаться еще на подходе исключительно силами авиации, торпедных катеров и подводных лодок. Особенностью операции было то, что британские эвакуационные соединения полагалось пропустить к острову, а уничтожить уже на обратном пути вместе с находящимися на борту войсками гарнизона. Это должно было облегчить захват самой Мальты.
В надвигающихся грозных событиях исключительную роль сыграли два итальянских адмирала, ставшие поистине злыми гениями англичан.
Адмирал Джузеппе Фиораванзо (14.08.1891) был уроженцем северо-восточной Италии (родился недалеко от Падуи). Ветеран итало-турецкой и ПМВ, он был одним из «интеллектуалов» Итальянского Военно-морского флота. Наряду с адмиралами Бернотти и ди Джамберардино, он был одним из главных итальянских морских теоретиков в межвоенный период. Был назначен начальником штаба главнокомандующего Военно-Морских Сил во время Итало-Абиссинской войны, когда отношения с Британией обострились до предела и вооруженное столкновение обоих держав казалось неизбежным. В 1936 он принял на себя командование Морской Командной Школой. В 1940 году получил звание контр-адмирала, а в 1942 году — звание дивизионного адмирала. В течение первого периода войны, работал в главном штабе ВМФ в Риме, где принимал участие в разработке практически всех операций итальянского флота в течение первых двадцати месяцев войны. В частности вместе с адмиралами Феррери и де Куртеном разработал план «Гаудо», так блестяще проваленный исполнителями.
Фиораванзо с самого начала был ярым сторонником морской авиации. Еще в 20-е годы, командуя лишь старим миноносцем, он яростно доказывал в морской периодике, что отечественному ВМФ нужны авианосцы. Он считал что итальянскому надводному флоту следуют в первую очередь заботится о защите своих морских коммуникаций, по возможности избегая открытых столкновений с врагом. В отличие от своего коллеги Ди Джамберардино, Фиораванзо никогда не думал о генеральном сражении, как стратегической цели (хотя и мог его спланировать в случае получения приказа), однако признавал необходимость локальных морских боев, с целю защиты своего торгового судоходства или нарушения вражеского. То есть придерживался идей крейсерской войны и реалистично оценивал возможности итальянских ВМС.
Адмирал Фиораванзо на «Витторио Венето».
Руководство флота, после поражения у острова Гавдос, наконец то прислушалось к его доктрине, и придерживалось ее во время всей Североафриканской кампании. В рамках этой концепции, как главное ударное средство, стала бурно развиваться торпедоносная авиация, которая добилась немалых успехов. Большие торпедные катера типа MS строились по образцу захваченных югославских катеров германской постройки. В канве этой линии развития, в массовом порядке начали строиться великолепные противолодочные корветы и проводились активные минные постановки – в частности итальянскими крейсерами была поставлена роковая минная банка уничтожившая британское соединение «К».
Шло строительство авианосцев и создавались палубные самолеты. В перспективе итальянский флот, после реорганизации, должен был иметь 2 ударные эскадры, каждая из которых должна было состоять из дивизии авианосцев (2-4 корабля – основное ударное средство и разведка), дивизии ЛК (2 новых корабля с 380-мм орудиями – защита авианосцев, уничтожение вражеских линкоров и крейсеров), дивизии тяжелых крейсеров (3-4 корабля — уничтожение вражеских крейсеров), 2 дивизий легких крейсеров одна с 152-мм а другая с 135-мм орудиями (по 4 корабля — уничтожение вражеских ЭМ, разведка ночью и в нелетную погоду, ПВО, минные постановки и лидирование торпедных атак) и 8 дивизионов эсминцев (по 4 корабля). Все корабли должны были быть оснащены радиолокационными средствами обнаружения, а команды обучены вести ночной бой «по образцу англичан», от которых итальянцы уже натерпелись и теперь хотели подражать. Старые линкоры предполагалось выводить в резерв и личный состав использовать для комплектования новых кораблей.
Старая практика стрельбы на большой дистанции, которой до войны уделялось столько внимания, исходя из опыта артиллерийских поединков у Гавдоса была попросту запрещена. По новым тактическим наставлениям, итальянские линкоры и крейсера должны были использовать свою скорость и мощное бронирование, чтобы сблизится с врагом и открывать огонь с предельно близкого расстояния, оставаясь лишь за пределами радиуса торпедного залпа. Главным же средством уничтожения врага должна было стать палубная авиация – счет итальянских торпедоносцев и германских пикировщиков был уже более чем впечатляющ. Да и жестокие удары британских палубников забыть было невозможно.
Хотя итальянский флот достиг видимого прогресса, в марте 1942 года до завершения реорганизации было еще далеко. Авианосцы только строились, о ночных сражениях речь пока тоже не шла – подавляющее большинство кораблей еще не получили радиолокаторы. Об этом велись переговоры с немцами и французами, по причине тотального отставания Италии в данной области. В течение 1941 года Фиораванзо занимался морской авиацией и приложил много сил чтобы наладить действующее сотрудничество между ВМС и ВВС, отсутствие которого фактически и привело к поражению у Гавдоса. В марте 1942 года он был назначен командиром 9-ой дивизии ЛК. Это было весьма важное назначение.
Надо отметить, что общие наметки плана для захвата Мальты, Фиораванзо разрабатывал еще перед войной. Теперь подготовка совместной с немцами операции «Геркулес» шла полным ходом. Однако идею мальтийской контрэвакуационной операции адмиралу подбросил его земляк, энергичный и сообразительный адмирал Алберто да Зара – командир 7-й дивизии крейсеров.
Это был человек широких взглядов с неисчерпаемым запасом энергии, что вызывало не одобрение начальства, но и восторг у дам: адмирал будучи не только хорошим командиром, но и убежденным холостяком, очень дорожил своей репутацией «первого донжуана ВМФ». По слухам, во время своей службы в Китае, молодой да Зара крутил роман с некой замужней американкой Уоллис Симпсон, из-за которой потом от престола отрекся английский король Эдуард VIII, и про которую ходили упорные слухи, что она немецкая шпионка.
В период с 1941 года по начало 1942 года, да Зара практически с нуля создал итальянскую систему ПЛО, которая в итоге оказалось весьма эффективной. Именно он определил необходимые типы эскортных миноносцев, корветов и противолодочных катеров, после чего со своей необыкновенно энергией «пробил» их проектирование и строительство. Теперь же, назначенный командиром 7-й дивизии, да Зара был одним из немногих итальянских адмиралов, кто реально желал драки.
Идея которую он предложил своему более влиятельному земляку предполагала позволить части солдат гарнизона Мальты погрузиться на корабли и топить их потом, в открытом море, вместо того чтобы армии выкуривать английских солдат из пещер и щелей в скалах, неся большие потери. Предложение активно поддержали адмиралы Каттанео и Сансонетти, желавшие проверить на практике новый метод ведения огня по кораблям противника. Еще один «герой Гавдоса» — адмирал Антонио Леньяни теперь командовал всем итальянским подводным флотом и был намерен показать англичанам итальянскую «Kuzkina madre». Как не как его люди уже прошли стажировку у немцев! План в целом одобрили все – особенно Кессельринг, который хорошо помнил сколько крови немецким парашютистам стоил Крит. Тогда к счастью англичане перебросили часть своих сил с острова в Сирию, а то б от 7-й парашютной остались бы «рожки да ножки».
ПЛ «Calvi». После студеных волн Атлантики снова родное «Мare nostrum».
Итак руководство итальянским флотом решило на деле опробовать новые тактические наработки, пока без авианосцев – бой предполагалось вести за пределами радиуса авиации с Мальты. Две отдельные итальянские эскадры, выходя из Неаполья и Палермо должны были взять противника в клещи. Осторожный Фиораванзо настаивал на истребительном сопровождении, но его просьбу не удовлетворили, а зря.
Название для операции «Окончательный Герасим» («Finale Gerasim»), с мрачной улыбкой, подсказал командир 10-й флотилии МАС — принц Джунио Валерио Боргезе, чья жена, графиня Дарья Васильевна Олсуфьева, имела великолепную библиотеку русских классиков. Принц к непокорному острову имел свой особый счет. 26 июля 1941 года бойцы 10-й флотилии атаковали гавань Ла-Валлетты при помощи своих взрывающихся катеров и человекоуправляемых торпед, но были заблаговременно обнаружены радаром и без всякой пользы потеряли 15 убитых и 18 пленных товарищей. В частности погибли тогдашний командир флотилии Витторио Моккагатта, командир надводного отряда Джорджио Джоббе, командир отряда водолазов-подрывников Тезео Тезеи и другие близкие друзья принца. Впрочем, судьбу «собаки много шумевшей по ночам», защитникам острова желал едва ли не каждый итальянский моряк.
На последнем этапе операции предполагалось участие ВМС Петена — французы довольно охотно решили участвовать в операции. Их задача сводилась к «зачистке» всех, кто ускользнет от итальянцев кораблей и немецкой авиации. Как потом оказалось, у Дарлана и Ко по ходу подготовки возникли свои идеи, которыми они делится с «бошами» и «макаронниками» не стали…