Мальтийский разгром. Часть І

1

 

Предыдущая часть

 Весной 1942 года ситуация для англичан на Средиземноморском ТВД стала критической и на повестку дня встал вопрос о эвакуации героического гарнизона Мальты, причинившего столько бед врагу. Британский флот, будучи верным своим вековым традициям, был твердо намерен не бросать армию на произвол судьбы, чего бы это не стоило. Так было при Дюнкерке, в Греции, на Крите и Кипре, так должно было быть и в случае Мальты.

 

 В этом вопросе позиция Каннингхэма полностью совпала с позицией Адмиралтейства. Другое дело, что АБВ настаивал на скорейшей эвакуации крепости, снабжать которую становилось все труднее и которая почти не могла уже больше наносить удары по противнику. В последнюю неделю удары германской и итальянской авиации превратили гавань Валетты в кладбище подлодок и эсминцев, а боеспособных самолетов становилось все меньше. Но флот не мог принять такое решение самостоятельно. К тому же отношение между лучшим британским адмиралом и Черчиллем были откровенно скверными. Каннингхэм недолюбливал первого министра за попытки вмешательства в дела управления Средиземноморским флотом. Его авантюры дорого стоили и армии и RN. Например, обстрел порта Триполи в 1941 году был компромиссным решением: Черчилль хотел заставить Каннингхэма заблокировать порт путем затопления линкора «Бархэм» и парочки крейсеров, а провальная греческая экспедиция поставила под удар все восточно-средиземноморские владения Британии.

 

Особо осложнила их отношения приснопамятная «Катапульта», которую Каннингхэм считал чистым идиотизмом и сделал все, чтобы локальное противостояние в Александрии не привело к кровопролитию. А когда дело все же дошло до войны между бывшими союзниками, адмирал при свидетелях высказал все что думает премьер-министре, причем непечатная сложность витиеватых и забористых «специальных терминов» морского волка сильно бы озадачила «Старого Моряка», окажись он поблизости. С тесном же кругу Каннингхэм называл Черчилля не иначе как «могильщиком Империи».

 

Тот же терпел слишком независимого Каннингхэма только потому что отлично понимал незаменимость адмирала и знал о огромном авторитете АБВ не только среди моряков Средиземноморского флота, но и Королевского Флота вообще. Однако в результате всех этих конфликтов запросы Каннингхэма о необходимости срочно эвакуировать Мальту не встречали должного понимания в правительстве, а верховное командование армии до последнего надеялось удержать Египет. К сожалению обвал фронта произошел слишком внезапно и стремительно. На эвакуацию оставались буквально сутки, но уже при подготовке операции стало совершенно очевидно, что корабли с мальтийским гарнизоном уже не смогут прорваться через Суэцкий канал. Оставался только Гибралтарский пролив.

 Мальтийский разгром. Часть І

Несмотря на тяжелые потери Британский Средиземноморский флот живет и борется.

До конца.

 

Оценив ситуацию было решено использовать две группы новейших быстроходных кораблей с сильным зенитным вооружением, которые должны были прорваться на остров одновременно из Александрии и через Гибралтар. Выход из Гибралтара должна была прикрывать сильная эскадра тяжелых кораблей – что б не допустить вмешательство французов. В Адмиралтействе, основываясь на опыте действий французского флота осенью 1941 года, считали возможность столкновения с ним вполне реальной.

 

Итальянский флот (кроме катеров и диверсантов) после сражения у острова Гавдос и эвакуации Кипра в расчет не практически брали и совершенно напрасно. Следуют сказать, что немцы и французы с итальянцами хорошо зная о безвыходном положении Мальты и незыблемых традициях британского флота, заранее готовились к решительному противодействию всем попыткам эвакуации мальтийского гарнизона.

 

Были созданы несколько блокадных линий на которых развернули подводные лодки и торпедные катера. Авиация должна была атаковать противника на всем маршруте следования. Финальную точку должны были поставить итальянские и французские линейные силы, подержанные многочисленными крейсерами. В свою очередь, эскадры дальнего прикрытия RN должны были отсекаться и уничтожаться еще на подходе исключительно силами авиации, торпедных катеров и подводных лодок. Особенностью операции было то, что британские эвакуационные соединения полагалось пропустить к острову, а уничтожить уже на обратном пути вместе с находящимися на борту войсками гарнизона. Это должно было облегчить захват самой Мальты.

 

В надвигающихся грозных событиях исключительную роль сыграли два итальянских адмирала, ставшие поистине злыми гениями англичан.

 

Адмирал Джузеппе Фиораванзо (14.08.1891) был уроженцем северо-восточной Италии (родился недалеко от Падуи). Ветеран итало-турецкой и ПМВ, он был одним из «интеллектуалов» Итальянского Военно-морского флота. Наряду с адмиралами Бернотти и ди Джамберардино, он был одним из главных итальянских морских теоретиков в межвоенный период. Был назначен начальником штаба главнокомандующего Военно-Морских Сил во время Итало-Абиссинской войны, когда отношения с Британией обострились до предела и вооруженное столкновение обоих держав казалось неизбежным. В 1936 он принял на себя командование Морской Командной Школой. В 1940 году получил звание контр-адмирала, а в 1942 году — звание дивизионного адмирала. В течение первого периода войны, работал в главном штабе ВМФ в Риме, где принимал участие в разработке практически всех операций итальянского флота в течение первых двадцати месяцев войны. В частности вместе с адмиралами Феррери и де Куртеном разработал план «Гаудо», так блестяще проваленный исполнителями.

 

Фиораванзо с самого начала был ярым сторонником морской авиации. Еще в 20-е годы, командуя лишь старим миноносцем, он яростно доказывал в морской периодике, что отечественному ВМФ нужны авианосцы. Он считал что итальянскому надводному флоту следуют в первую очередь заботится о защите своих морских коммуникаций, по возможности избегая открытых столкновений с врагом. В отличие от своего коллеги Ди Джамберардино, Фиораванзо никогда не думал о генеральном сражении, как стратегической цели (хотя и мог его спланировать в случае получения приказа), однако признавал необходимость локальных морских боев, с целю защиты своего торгового судоходства или нарушения вражеского. То есть придерживался идей крейсерской войны и реалистично оценивал возможности итальянских ВМС.

Мальтийский разгром. Часть І

Адмирал Фиораванзо на «Витторио Венето».

 

Руководство флота, после поражения у острова Гавдос, наконец то прислушалось к его доктрине, и придерживалось ее во время всей Североафриканской кампании. В рамках этой концепции, как главное ударное средство, стала бурно развиваться торпедоносная авиация, которая добилась немалых успехов. Большие торпедные катера типа MS строились по образцу захваченных югославских катеров германской постройки. В канве этой линии развития, в массовом порядке начали строиться великолепные противолодочные корветы и проводились активные минные постановки – в частности итальянскими крейсерами была поставлена роковая минная банка уничтожившая британское соединение «К».

 

Шло строительство авианосцев и создавались палубные самолеты. В перспективе итальянский флот, после реорганизации, должен был иметь 2 ударные эскадры, каждая из которых должна было состоять из дивизии авианосцев (2-4 корабля – основное ударное средство и разведка), дивизии ЛК (2 новых корабля с 380-мм орудиями – защита авианосцев, уничтожение вражеских линкоров и крейсеров), дивизии тяжелых крейсеров (3-4 корабля — уничтожение вражеских крейсеров), 2 дивизий легких крейсеров одна с 152-мм а другая с 135-мм орудиями (по 4 корабля — уничтожение вражеских ЭМ, разведка ночью и в нелетную погоду, ПВО, минные постановки и лидирование торпедных атак) и 8 дивизионов эсминцев (по 4 корабля). Все корабли должны были быть оснащены радиолокационными средствами обнаружения, а команды обучены вести ночной бой «по образцу англичан», от которых итальянцы уже натерпелись и теперь хотели подражать. Старые линкоры предполагалось выводить в резерв и личный состав использовать для комплектования новых кораблей.

 

Старая практика стрельбы на большой дистанции, которой до войны уделялось столько внимания, исходя из опыта артиллерийских поединков у Гавдоса была попросту запрещена. По новым тактическим наставлениям, итальянские линкоры и крейсера должны были использовать свою скорость и мощное бронирование, чтобы сблизится с врагом и открывать огонь с предельно близкого расстояния, оставаясь лишь за пределами радиуса торпедного залпа. Главным же средством уничтожения врага должна было стать палубная авиация – счет итальянских торпедоносцев и германских пикировщиков был уже более чем впечатляющ. Да и жестокие удары британских палубников забыть было невозможно.

 

Хотя итальянский флот достиг видимого прогресса, в марте 1942 года до завершения реорганизации было еще далеко. Авианосцы только строились, о ночных сражениях речь пока тоже не шла – подавляющее большинство кораблей еще не получили радиолокаторы. Об этом велись переговоры с немцами и французами, по причине тотального отставания Италии в данной области. В течение 1941 года Фиораванзо занимался морской авиацией и приложил много сил чтобы наладить действующее сотрудничество между ВМС и ВВС, отсутствие которого фактически и привело к поражению у Гавдоса. В марте 1942 года он был назначен командиром 9-ой дивизии ЛК. Это было весьма важное назначение.

 

Надо отметить, что общие наметки плана для захвата Мальты, Фиораванзо разрабатывал еще перед войной. Теперь подготовка совместной с немцами операции «Геркулес» шла полным ходом. Однако идею мальтийской контрэвакуационной операции адмиралу подбросил его земляк, энергичный и сообразительный адмирал Алберто да Зара – командир 7-й дивизии крейсеров.

 

Это был человек широких взглядов с неисчерпаемым запасом энергии, что вызывало не одобрение начальства, но и восторг у дам: адмирал будучи не только хорошим командиром, но и убежденным холостяком, очень дорожил своей репутацией «первого донжуана ВМФ». По слухам, во время своей службы в Китае, молодой да Зара крутил роман с некой замужней американкой Уоллис Симпсон, из-за которой потом от престола отрекся английский король Эдуард VIII, и про которую ходили упорные слухи, что она немецкая шпионка.

 

В период с 1941 года по начало 1942 года, да Зара практически с нуля создал итальянскую систему ПЛО, которая в итоге оказалось весьма эффективной. Именно он определил необходимые типы эскортных миноносцев, корветов и противолодочных катеров, после чего со своей необыкновенно энергией «пробил» их проектирование и строительство. Теперь же, назначенный командиром 7-й дивизии, да Зара был одним из немногих итальянских адмиралов, кто реально желал драки.

 

Идея которую он предложил своему более влиятельному земляку предполагала позволить части солдат гарнизона Мальты погрузиться на корабли и топить их потом, в открытом море, вместо того чтобы армии выкуривать английских солдат из пещер и щелей в скалах, неся большие потери. Предложение активно поддержали адмиралы Каттанео и Сансонетти, желавшие проверить на практике новый метод ведения огня по кораблям противника. Еще один «герой Гавдоса» — адмирал Антонио Леньяни теперь командовал всем итальянским подводным флотом и был намерен показать англичанам итальянскую «Kuzkina madre». Как не как его люди уже прошли стажировку у немцев! План в целом одобрили все – особенно Кессельринг, который хорошо помнил сколько крови немецким парашютистам стоил Крит. Тогда к счастью англичане перебросили часть своих сил с острова в Сирию, а то б от 7-й парашютной остались бы «рожки да ножки».

 Мальтийский разгром. Часть І

ПЛ «Calvi». После студеных волн Атлантики снова родное «Мare nostrum».

 

Итак руководство итальянским флотом решило на деле опробовать новые тактические наработки, пока без авианосцев – бой предполагалось вести за пределами радиуса авиации с Мальты. Две отдельные итальянские эскадры, выходя из Неаполья и Палермо должны были взять противника в клещи. Осторожный Фиораванзо настаивал на истребительном сопровождении, но его просьбу не удовлетворили, а зря.

 

Название для операции «Окончательный Герасим» («Finale Gerasim»), с мрачной улыбкой, подсказал командир 10-й флотилии МАС — принц Джунио Валерио Боргезе, чья жена, графиня Дарья Васильевна Олсуфьева, имела великолепную библиотеку русских классиков. Принц к непокорному острову имел свой особый счет. 26 июля 1941 года бойцы 10-й флотилии атаковали гавань Ла-Валлетты при помощи своих взрывающихся катеров и человекоуправляемых торпед, но были заблаговременно обнаружены радаром и без всякой пользы потеряли 15 убитых и 18 пленных товарищей. В частности погибли тогдашний командир флотилии Витторио Моккагатта, командир надводного отряда Джорджио Джоббе, командир отряда водолазов-подрывников Тезео Тезеи и другие близкие друзья принца. Впрочем, судьбу «собаки много шумевшей по ночам», защитникам острова желал едва ли не каждый итальянский моряк.

 

На последнем этапе операции предполагалось участие ВМС Петена — французы довольно охотно решили участвовать в операции. Их задача сводилась к «зачистке» всех, кто ускользнет от итальянцев кораблей и немецкой авиации. Как потом оказалось, у Дарлана и Ко по ходу подготовки возникли свои идеи, которыми они делится с «бошами» и «макаронниками» не стали…

 

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account