Малоизвестные варианты Т-27. Часть 6 Глубокий рейд
Рост технической оснащенности, моторизация и механизация частей РККА внесли элементы нового во все области военного дела и, в частности, в организацию войск и способы ведения боевых действий. Большая глубина наступательных действий требовала обеспечения маневра и продвижения механизированных частей, преодоления водных преград сходу. Трудности последней задачи всякий раз усугублялись недостаточным количеством различного рода инженерных табельных средств, к тому же весьма несовершенных.
В то же время, быстрое форсирование водных рубежей имело важное значение для механизированных частей. В случае упреждения отступающего противника они могли выйти к водному рубежу в тот момент, когда противник еще не обеспечил подготовку данного рубежа к обороне, и легко осуществить захват противоположного берега. Эту задачу могли осуществить как плавающие танки, так и танки, оснащенные оборудованием для подводного хождения (вождения) или повышения глубины преодолеваемого брода.
В СССР работы в направлении создания средств самостоятельного преодоления танками водных преград по дну с помощью оборудования подводного хождения развернулись по распоряжению наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова в 1933 г. Одной из первых боевых машин, оснащенной таким оборудованием, стала танкетка Т-27.
Опытные работы по приспособлению Т-27 для подводного хождения были организованы в Белорусском военном округе в том же 1933 г. Накопленный опыт позволил сотрудникам НИАБТ полигона УММ РККА для проведения испытаний предоставить к 1934 г. уже вполне доработанную конструкцию. Танкетка, оборудованная для подводного хождения, получила наименование Т-27ПХ (ПХ — подводного хождения).
Дооборудование Т-27 для преодоления водных преград заключалось в герметизации корпуса й люков, организации подачи свежего воздуха для обеспечения жизнедеятельности экипажа, работы двигателя и отвода отработанных газов через специальные трубы, а также для предотвращения попадания отработанных газов, паров топлива и масла в обитаемые отделения машины. Кроме того, дополнительно на танкетке устанавливались винтовые стяжки с воротками для затягивания откидных колпаков люков механика-водителя и пулеметчика (командира машины), замок радиаторных дверец и шланги с клапанами для дыхания членов экипажа.
В качестве мер безопасности при преодолении водной преграды на откидных колпаках люков механика-водителя и пулеметчика монтировались предохранительные крюки с рукоятками и поплавки с буксирными цепями.
Подача свежего воздуха в корпус танкетки происходила через расположенную на откидном колпаке люка пулеметчика воздухопитающую (всасывающую) трубу, состоявшую из двух частей — наружной и внутренней труб.
В верхней части наружная труба имела резиновое уплотнение (сальник), а с внутренней стороны — двухзаходную квадратную резьбу. Нижняя часть внутренней трубы также имела квадратную резьбу, которая служила для ее крепления в наружной трубе. Аналогичная резьба была выполнена в нижней части основной трубы (по наружной поверхности) и во фланце (по внутренней поверхности), смонтированном в отверстии корпуса колпака люка пулеметчика. Указанная конструкция обеспечивала быстрое и надежное крепление всасывающей трубы в корпусе колпака, а также внутренней трубы относительно наружной.
В нижней части воздухопитающей трубы имелся распределитель воздуха с двумя боковыми отростками и центральным отверстием. К боковым отросткам крепились шланги с клапанами и мундштучными трубками для подачи воздуха механику-водителю и пулеметчику. Воздух, поступавший через центральное отверстие, использовался для обеспечения работы двигателя. На время остановки двигателя под водой центральное отверстие распределителя перекрывалось резиновой пробкой для исключения попадания теплого воздуха и испарений бензина и масла в воздухопитающую трубу, которые могли затруднить доступ свежего воздуха экипажу.
Отвод отработавших газов производился через выпускную (выхлопную) трубу. Переходное колено выпускной трубы широким концом присоединялось к сапуну. К узкому концу переходного колена крепилась медная трубка, противоположный конец которой подводился к всасывающему патрубку карбюратора. Это устройство значительно улучшало качественное состояние воздуха в обитаемых отделениях танкетки и гарантировало защиту экипажа от вредного действия на него паров масла, бензина и отработанных газов двигателя.
В случае необходимости дооборудование Т-27 для подводного хождения могло быть произведено непосредственно силами воинских частей на местах. Специалисты ремонтных подразделений изготавливали и монтировали специальные (как съемные, так и постоянно установленные) узлы и агрегаты оборудования подводного хождения. К постоянно установленным узлам относились: винтовой замок воздухопитающей трубы, замок задних дверец радиатора, передние крюки, сальник заводной рукоятки, а также устройство, предотвращавшее попадание отработавших газов, паров топлива и масла в обитаемые отделения танкетки. Съемные агрегаты (воздухопитающая и выпускная трубы и др.) перевозились упакованными в мешки и смазанными тавотом или техническим вазелином.
Экипаж танкетки с помощью специалистов ремонтных подразделений производил герметизацию машины, в ходе которой также предусматривалась установка специальных агрегатов. Перед этим требовалось выполнить частичную разборку танкетки, которая подразумевала разъединение топливопроводов и тяг управления, электропроводов и снятие щитка, а также демонтаж колпаков люков механика-водителя, пулеметчика и топливного бака, самого топливного бака и установочной площадки, переднего угольника, кожуха дифференциала, крышек люков для осмотра поводков тормоза и трансмиссии, щитков гусениц, передних съемных листов брони, радиаторных дверец. Надлежало также раскрыть дверцы ящиков патронных магазинов. Затем на танкетку вновь устанавливались (с использованием резиновых прокладок) передний вертикальный лист брони, задний съемный лист, топливный бак, броневые колпаки люков механика-водителя и пулеметчика, колпак бензобака, задние радиаторные дверцы, кожух дифференциала, крышки люков для осмотра проводки тормоза и трансмиссии.
Герметизация дверец ящиков патронных магазинов, заднего деревянного листа и переднего наклонного листа брони осуществлялась с помощью брезентовых прокладок. Смотровые щели закрывались заслонками с резиновыми прокладками. Для герметизации пулемета ДТ и звукового сигнала использовались брезентовые чехлы, которые шились и устанавливались по месту. В чехол пулемета (по месту) вшивалось смотровое целлулоидное окошко. Кроме того, канал ствола пулемета с внешней стороны закрывался резиновой пробкой, выталкиваемой (в случае надобности) пулеметчиком изнутри корпуса шомполом.
Фары наружного освещения герметизировались путем установки их обечаек с защитными стеклами на сурик и хлопчатобумажные нити. Все выходы электропроводов также герметизировались с помощью хлопчатобумажной нити на сурике и резиновых прокладок.
В ходе проведенных испытаний было установлено, что танкетка Т-27ПХ в целом соответствует предъявляемым требованиям (ее характеристики остались на уровне базовой машины). С помощью оборудования для подводного хождения она могла уверенно преодолевать водные преграды по дну глубиной до 3 м с пребыванием под водой в течение 30 мин.
Допустимое время работы двигателя в полностью загерметезированной танкетке и с установленными воздухопитающей и выпускной трубами при движении на суше составляло 2 ч, что позволяло располагать пункт (район) герметизации на удалении до 40 км от рубежа форсирования водной преграды. После форсирования водной преграды танкетка с установленным оборудованием для подводного вождения также могла двигаться на суше (вести боевые действия) в течение 2 ч.
источник: Михаил Павлов и Александр Кириндас "ГЛУБОКИЙ РЕЙД" "Техника и вооружение" Февраль 2012 г.