Малоизвестные варианты Т-27. Часть 3 Самоходно-артиллерийская установка Т-27М
В числе первых работ по созданию самоходных артиллерийских установок на базе танкетки Т-27 можно отметить технический проект по размещению на данной боевой машине пушечного вооружения для борьбы станками, разработанный заводом «Большевик» совместно с КБ ОАТ под руководством СП. Шукалова.
Согласно техническому проекту, вместо 7,62-мм пулемета ДТ в танкетке Т-27 устанавливалась 20-мм автоматическая пушка образца 1930 г. Угол ее горизонтальной наводки составлял 10°, максимальный угол возвышения — +15°. 20-мм пушка с длиной канала ствола 65 калибров (без дульного тормоза) имела темп стрельбы 130—135 выстр./мин и табличную дальность стрельбы 2000 м. Питание пушки — магазинное (емкость обоймы — 20 выстрелов). Стрельба могла вестись выстрелами с осколочным и бронебойным (трассирующими) снарядами, имевшими начальную скорость 845 м/с и 815 м/с соответственно.
Но этот проект в металле реализован не был из-за снятия с вооружения и производства 20-мм автоматической пушки образца 1930 г.
В дальнейшем, в результате проведения проектных и опытно-конструкторских работ в 1931—1935 гг., на базе танкетки Т-27 спроектировали (и в ряде случаев построили) несколько типов самоходных установок. Некоторые из них прошли полигонные испытания, но так и остались только в опытных образцах.
Самоходная установка Т-27М
Самоходную установку Т-27М (Т-27С, или Т-27/С/) создали в КБ ленинградского завода «Большевик» по проекту К.К. Сиркена в 1931 г. Опытный образец машины, изготовленный на заводе «Большевик», после проведения кратких заводских испытаний был передан на военный склад №37 для ремонта. В апреле—мае 1932 г. Т-27М прошла полигонные испытания в Подмосковье.
От серийной танкетки Т-27 самоходная установка отличалась измененными броневым корпусом и ходовой частью. В состав экипажа входили два человека. В броневой рубке машины справа находилась 37-мм пушка «Гочкис», наводка которой как по вертикали, так по горизонтали производилась с помощью плечевого упора. Над пушкой в автономной установке размещался 7,62-мм пулемет ДТ. Ввиду небольшого внутреннего объема машины для перевозки боекомплекта использовался специальный гусеничный прицеп типа «Карден-Ллойд».
На Т-27М устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель «Форд-АА» мощностью 40 л.с. (29,4 кВт). Коробка передач, как и на базовой машине, обеспечивала четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад. Имелосьдублированноеуправление движением с места командира.
Ходовая часть (применительно к одному борту) включала три тележки с двумя опорными катками в каждой.
Испытания Т-27М
«на слаженность отдельных механизмов при движении на 4-й скорости по шоссе»
начались 7 апреля 1932 г. Со склада №37 на полигон в Кубинке машина прибыла своим ходом. Движение проходило по шоссе с подъемами и спусками до 4°. До Кунцево шоссе было чистым, а далее до Кубинки — покрыто растаявшим снегом. В ходе пробега произошло короткое замыкание в цепи, причиной чего сочли
«ветхость всей проводки электрооборудования».
Кроме того, отмечалась ненадежная работа гусеничного движителя танкетки:
«а/ Частое соскакивание гусеницы объясняется конструктивным устройством движителя, а именно: гусеница охватывает меньше, чем одну треть ленивца и развалу перьев — направляющих трака гусеницы.
б/В виду конструктивных данных движителя и гусеницы развороты крупные на 1-й и 2-й скоростях и полный разворот на 1 -й скорости ограничен».
Испытание по определению максимальной и средней скоростей прошло 14 мая по маршруту Кубинка — Можайск — Кубинка. Определение максимальной скорости проводилось на мерном километре с подъемом до 2% движением в обе стороны с предварительным разгоном на участке в 200 м и переходом на 4-ю скорость. Максимальная скорость движения по шоссе равнялась 26—30 км/ч, а средняя скорость— 16—20 км/ч.
Выяснилось, что безостановочный пробег танкетки по шоссе составлял 3—4 км, после чего вода в радиаторе закипала и для ее охлаждения требовалась остановка машины на 15—20 мин. Кроме того, были зафиксированы частые спадания гусеницы даже при незначительных поворотах. В результате, для поворота требовалось переходить на 1-ю скорость.
«Поворот на 180° можно произвести только на 1-й скорости с включением 3-4 раза задней скорости, требуется на это 5 минут времени».
На 365 км пробега вышел из строя механизм натяжения гусеницы:
«лопнули 2 крюка-защепки у рейки натяжения гусеницы и треснуло ушко для ручки при натяжении».
Испытания продолжились 15 мая. В этот день пробегом по шоссе Кубинка — Можайск — Кубинка было опробовано двойное управление. При этом выявились следующие недостатки:
«Управление с места командира.
а/ Сидение не приспособлено к управлению, т.к. удалено назад по сравнению с сидением водителя.
Педали конуса и газа остались без изменения на линии с педалями водителя.
При управлении командиру необходимо протягивать ноги, сползая с сидения, т.к. педаль сцепления удалена.
Нет твердости в сидении. Командир воспринимает массу толчков, ударяясь о боковые и задние стенки, кроме того необходима мягкая подушка на голову командира или на крышку для предохранения от ушибов при толчках.
б/ Затруднительно управление вследствие малого поля зрения вперед.
Рычаг управления гусеницами расположен с левой стороны вниз. Торможение гусеницами происходит направлением рычага в ту или иную сторону по вертикали.
Такое расположение ручки является неудобным при управлении командиром танки.
При торможении левой гусеницы — направление рычага вперед — корпус командира подается вперед вниз.
Установка же пушки не позволяет этого, упирается в грудь и плечо, вследствие чего рука не может нажать до отказа рычаг и произвести полное торможение и танкетка почти не меняет направления в движении.
Для более удобного положения необходимо рычаг управления поставить вниз по вертикали, а вверх с таким расчетом, чтобы, находясь в нейтральном положении, был с отклонением от вертикального положения в сторону командира/к радиатору/на 10-15°».
На следующий день танкетка испытывалась на проселке (разбитая дорога с комьями засохшей грязи и рытвинами) пробегом по маршруту Кубинка — Часовня — Агафоново — Часовня — Кубинка. Наблюдались трудности в управлении и отказы тормозов. В ходе испытания на первой скорости был взят подъем 25° длиной 20 м. При спуске танкетка не смогла затормозить и продолжала движение.
Для определения тепловых режимов работы двигателя 19 мая состоялось специальное испытание, в ходе которого причиной закипания воды через 15 мин после начала движения определили пирамидальный кожух, прикрывающий радиатор вместо стандартных дверок Т-27.
Испытания стрельбой осуществлялись 23 мая на стрельбище кавалерийской бригады. Стрельба из пушки проводилась с места на расстояние 400 м по щиту размером 2×2 м. Всего выпустили шесть снарядов. Стрельба из пулемета велась с дистанции 600 м. При стрельбе отмечались неудобное крепление орудия и малые сектора обстрела.
«Испытание стрельбой в движении совершенно было невозможно благодаря большому заеданию цапфенных гнезд установки. Требуются большие усилия на перемещение пушки — отсюда невозможность точной наводки и быстрое переутомление стрелка».
Поскольку кожух сильно влиял на режим охлаждения двигателя, 25 мая его сняли. Без кожуха температура внутри танкетки поднималась максимально до 28°. Вместо 15 мин с кожухом танкетка могла двигаться уже 30—40 мин без кожуха, но при этом вода нагревалась до 93—95°, что также признали неприемлемым. В итоге испытания Т-27М были приостановлены. Однако работы по данной теме решили продолжить.
Дальнейшим развитием Т-27М стала самоходная установка Т-27, которую также разработали в КБ ленинградского завода «Большевик» по проекту К.К. Сиркена в 1931 г. На заводе «Большевик» выпустили несколько опытных образцов. Эта самоходная установка отличалась от Т-27М наличием только пушечного вооружения (37-мм пушка «Гочкис») и конструкцией ходовой части.
В связи с отсутствием пулемета над пушкой высота линии огня установки была увеличена, в результате угол склонения орудия возрос.
Ходовая часть имела полужесткую подвеску с листовыми рессорами в качестве упругого элемента и гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес, с обрезиненными опорными и поддерживающими катками, гусеницами с ОМШ и приподнятыми направляющими колесами. По сравнению с опорными катками базовой машины катки самоходной установки имели увеличенный диаметр. Со стороны каждого борта устанавливались четыре опорных и два поддерживающих катка. Опорные катки попарно размещались в каретках, оси которых были закреплены в раме движителя.
Однако самоходной установке Т-27 оказались свойственны те же недостатки, что и Т-27М. Дальнейшие работы по ней были прекращены.
источник: А. Кириндас, М. Павлов "БОЛЬШИЕ АМБИЦИИ. САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ НА БАЗЕ Т-27" Техника и вооружение 11-2012