Малоизвестные варианты Т-27. Часть 2 Автоавиастартер на базе танкетки Т-27. СССР

0

К 1938 г. автомобильные стартеры (эдакие стальные руки, раскручивающие винт самолета), используемые для пуска авиационных двигателей, стали непременным атрибутом аэродромной службы. Стартеры могли (хотя и имели ограничение по проходимости из-за малого клиренса) использоваться и для транспортных перевозок, различных поездок, а также для обеспечения охраны аэродрома.

Инженер НИАБТП А. Сафронов выступил с инициативой создания стартера на базе уже устаревшей танкетки Т-27, который,

«будучи забронирован и имея на себе вооружение, является средством защиты полевых аэродромов от диверсионных групп противника как с земли, так и с воздуха».

На танкетке требовалось смонтировать (желательно без доработок) агрегаты серийного стартера и предусмотреть механизм отбора мощности. Сафронов писал:

«Для отбора мощности в коробке перемены передач имеется лючок, расположенный сбоку против шестерни постоянного зацепления на промежуточном валике. Привод можно использовать от автоавиастртера. В этом трудности нет».

После рассмотрения предложения Сафронова были составлены требования на аэродромный стартер АС-Т-27 (в ряде источников — АСТ-27, или ACT). Машину предполагалось использовать в качестве

«авиастартера, тягача и средства патрулирования и защиты от диверсионных групп и мелких частей противника в условиях полевого аэродрома».

Большинство агрегатов стартера должны были остаться серийными; специально требовалось изготовить коробку отбора мощности и крепежные узлы.

Малоизвестные варианты Т-27. Часть 2 Автоавиастартер на базе танкетки Т-27. СССР

После утверждения НИАБТ «спецзадания ГАБТУ» начальник полигона т. Илюхин, заместитель военкома т. Деньщиков и начальник 5-го отдела полигона т. Медовый обратились к ответственному за авиационное снабжение ВВС т. Спатарелю1 с просьбой о выделении нового автомобильного стартера. Для выполнения работ по АС-Т-27 был составлен план, согласно которому техническую документацию предполагалось выполнить с 21 июля по 2 августа 1938 г., изготовление и монтаж — со 2 по 8 августа; разработать коробку отбора мощности следовало с 21 июля по 2 августа 1938 г., а изготовить ее «на стороне» — со 2 по 8 августа. Монтаж всех агрегатов предусматривалось выполнить с 4 по 15 августа. Проектирование стартера вели т. Горячев (разработка чертежей на установку и крепление колонки), т. Маркин (площадка механика и ее крепления) и т. Фролов (коробка отбора мощности).

Малоизвестные варианты Т-27. Часть 2 Автоавиастартер на базе танкетки Т-27. СССР

Работы были выполнены с существенным опережением графика, и уже 3 и 4 августа на основании приказания начальника ВВС РККА т. Локтионова состоялись государственные испытания стартера, изготовленного НИАБТ Полигоном на базе танкетки Т-27 со стандартным стартовым устройством КАС-2. Испытания проходили в НИИ ВВС на асфальтовых и бетонированных дорожках, а также на целине аэродрома. АС-Т-27 был проверен

«запуском авиадвигателей на всех боевых самолетах, с водяными охлаждениями, которые по условиям запуска являются наиболее тяжелыми».

Отмечалось, что

«подход к самолетам, маневрирование около самолета, устойчивость в условиях запуска (с заторможенной и незаторможенной танкеткой) и отъезд от самолета удовлетворительный, т.е. не наблюдалось явлений произвольного отхода от самолета, колебаний и сползания АС-Т-27 при запуске (даже при высоте хобота в 4,3м)».

При испытании АС-Т-27 как тягача была

«произведена буксировка самолета с красной линии к ангарам в количестве 3-х раз, весом до 16 тн».

В ходе испытаний пробегом по дорожкам и целине аэродрома с максимально (4,3 м) поднятым хоботом АС-Т-27 не имел существенных нареканий по устойчивости. Выяснилось также, что гусеница не портила покрова аэродрома, а установленное на танкетке стартерное оборудование не препятствовало ведению огня.

Малоизвестные варианты Т-27. Часть 2 Автоавиастартер на базе танкетки Т-27. СССР

На основе проведенных испытаний, комиссия в составе председателя т. Стежнева и тт. Абашина, Фролова и Елисеева пришла к выводу, что АС-Т-27 в летних условиях мог использоваться как авиастартер, тягач и для охраны аэродромов. Однако с целью наиболее полного определения его эксплуатационно-технических качеств следовало провести войсковые испытания в осенне-зимних условиях.

Малоизвестные варианты Т-27. Часть 2 Автоавиастартер на базе танкетки Т-27. СССР

По итогам испытаний АС-Т-27 надлежало передать НИАБТ Полигону для изготовления рабочих чертежей и составления технических условий, по которым ВВС РККА должны были изготовить опытную партию таких стартеров в количестве 20 шт.

В то же время имелись замечания по конструкции стартера. Так, тяговой крюк требовалось установить по типу автомобильного, рукоятку переключения реверса — вынести к водителю, а для увеличения обзора водителя назад в задней стенке бронеколпака необходимо было сделать откидной люк размером 136×150 мм и др.

Малоизвестные варианты Т-27. Часть 2 Автоавиастартер на базе танкетки Т-27. СССР

Зимний этап испытаний танкетки проходил с 10 января по 13 февраля 1939 г.

По итогам обоих этапов испытаний стартер АС-Т-27 приняли к серийному производству на заводах сельхозмашиностроения в Рязани и Тамбове, которые изготовили партию таких машин. После летне-осенних войсковых испытаний АС-Т-27 распределили по частям ВВС.

Малоизвестные варианты Т-27. Часть 2 Автоавиастартер на базе танкетки Т-27. СССР


  1. И. К. Спатарель — известный летчик, участник Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн и локальных конфликтов. Генерал-майор авиации. Автор мемуаров «Против черного барона».

Источник: А. Кириндас, М. Павлов ««СТАЛЬНАЯ РУКА» ИНЖЕНЕРА САФРОНОВА» Техника и Вооружение 09/2012

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account