Малоизвестные варианты Т-27. Часть 1 Минный заградитель МЗ-27. СССР
В начале 1930-х гг. для военных специалистов стало очевидно, что одним из эффективных средств противотанковой обороны являются минные заграждения. В нашей стране также проводились исследования в этом направлении. Так, для установки мин в условиях ружейно-пулеметного огня был разработан специальный минный заградитель на базе танкетки Т-27, названный МЗ-27. К осени 1934 г. для накопления опыта эксплуатации и отработки тактики использования минного заградителя были организованы комплексные испытания и изготовлена партия специальных мин, которые могли снаряжаться как боевыми, так и учебными зарядами.
Минный заградитель МЗ-27 должен был применяться как средство для устройства противотанковых препятствий непосредственно перед проходом местности противником на направлениях атаки или движения его танковых групп. В обороне МЗ-27 предполагалось использовать для преграждения движения танков противника в неожиданно обнаруженном направлении (прорыв, обход и т.п.), а в наступлении — как средство защиты флангов и тыла от внезапных действии танковых групп противника. При выходе из боя или рейде МЗ-27 должен был использоваться для обеспечения отхода своих частей в условиях преследования танков противника. При этом предполагалось минирование как отдельных дорог и других возможных проходов для преследования, так и участков непосредственного нападения противника на отходящие части.
МЗ-27 включал специальное приспособление для минирования, в состав которого входили: легкосъемный барабан сварной конструкции из 10-мм брони с размещенной внутри вращающейся обоймой с ячейками для мин (барабан имел съемную стенку, крепившуюся болтами); поворотная шестерня с червячным валом, укрепленным в барабане на полой деревянной оси; ролик с намотанным на него тросом; ручка; якорь и тросик для открывания дверцы, идущей через верхнее отверстие в бронеколпаке командира танкетки от защелки к сиденью.
Приспособление для минирования крепилось сзади машины и удерживалось валом, пропущенным через полую деревянную ось обоймы и закрепленным своим своими концами в цапфах, приваренных к корпусу танкетки. В случае установки такого комплекта на Т-27 силами воинских частей цапфы допускалось приваривать по месту.
В действие приспособление для минирования приводилось без прекращения движения машины путем сбрасывания якоря и его сцепления с грунтом (роль якоря мог выполнять любой груз массой 5—6 кг). Существовало три способа минирования: в один ряд выявленного направления танковой атаки противника, в два ряда, а также минирование отдельных участков дороги.
Минирование могло производиться на любой скорости движения. Якорь сбрасывался на землю, фиксировался на грунте и удерживал прикрепленный к нему трос, связанный с барабаном. При движении МЗ-27 трос разматывался, и мины из барабана выгружались на землю.
Для снаряжения барабана были разработаны мины специальной конструкции, незамысловато названные «мины Т-27». Мина Т-27 представляла собой литой металлический призматический корпус, накрываемый крышкой. Крышка в закрытом положении удерживалась специальными лапками. Учебные мины отличались от боевых тем, что для многократного использования на занятиях вместо лапок они имели с одной стороны шарниры. Свободное пространство внутри корпуса мины предназначалось для заполнения специальным лекальным зарядом гексогена или тола массой 0,9 кг. Учебные мины предполагалось снаряжать дымовыми шашками.
Конструкция опытного минного заградителя МЗ-27 на базе танкетки Т-27 не получила дальнейшего развития. Однако опыт его проектирования, испытаний и эксплуатации был востребован при создании последующих машин аналогичного назначения и позволил выработать более совершенную методику их использования.
Источник: А. Кириндас, М. Павлов «СУХОПУТНЫЙ МИНОНОСЕЦ» Техника и Вооружение 08/2012