0

мини-грузовик ЭТ-600

Малоизвестные гражданские машины

В 1967 году автопром СССР разработал новый класс автомобилей – сверхлегкие грузовики. Согласно концепту, мини-грузовик должен был иметь небольшие грузоподъемность и габариты, отличаться маневренностью и малым расходом топлива. Предполагалось, что подобные авто будут весьма востребованы в сельском хозяйстве, но идея не прижилась: частных фермерских хозяйств еще не существовало, а крупные сельхозпроизводители ориентировались на более тяжелые грузовики. Тем не менее, автобазой эстонского сельскохозяйственного республиканского потребобщества (ЭРПО) была выпущена пробная партия таких машин, получивших маркировку ЭТ-600 (конструктор В.А.Ките). Это была небольшая партия: общее число мини-грузовиков исчислялось несколькими десятками.
Мини-грузовик ЭТ-600 представляет собой интересную комбинацию грузового шасси с двигателем легкового автомобиля особо малого класса: производители оснастили ЭТ-600 мотором от легендарного «Запорожца» (ЗАЗ-966). 4-цилиндровый V-образный двигатель Мелитопольского моторного завода (МеМЗ) мощностью в 30 «лошадок» имел рабочий объем 0,887 л, степень сжатия 6,5 единиц и обеспечивал скорость вращения вала 4200 об/мин. Данных характеристик было достаточно, чтобы разогнать мини-грузовик ЭТ-600 до 84 км/ч.
Данная модель представляет интерес и с точки зрения компоновки: ЭТ-600 является одним из первых грузовых автомобилей, у которых двигатель расположен в передней части, под кабиной. Кстати, кабина тоже была необычной: производители старались максимально облегчить вес грузовика, поэтому при ее изготовлении использовали минимум металла – преимущественно пластмассу и стекло. Рама – легкая сварная конструкция из труб прямоугольного сечения, крутящий момент передавался непосредственно на управляемые передние колеса. Независимая пружинная подвеска передних колес опиралась не на нижний рычаг, как это было традиционно, а на верхний, т.к. иному расположению препятствовали полуоси.
Мини-грузовик Ките получился миниатюрным, маневренным и легко управляемым. Благодаря расположению кабины непосредственно над двигателем, водитель мог свободно контролировать дорожную обстановку как впереди автомобиля, так и за ним.
Грузовая платформа ЭТ-600 представляла собой сварную конструкцию с невысокими бортиками. Основание изготавливалось из тонкой листовой стали, прикрепленной непосредственно к раме. Мини-грузовик не предназначался для перевозок тяжелых грузов, поэтому задняя часть рамы с грузовым отсеком не усиливалась. Тем самым конструктор В.А.Ките смог облегчить вес ЭТ-600 до 750 кг, большая часть из которых приходилась на переднюю часть авто; предполагалось, что в загруженном мини-грузовике нагрузка распределится равномерно на обе оси.
Проходимость и устойчивость нельзя отнести к достоинствам ЭТ-600: узкая база (1,8 м) и небольшие по размеру шины (5,20-13″) позволяли использовать мини-грузовик только на твердом и ровном дорожном покрытии. Отчасти и это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе автомобиля: ЭТ-600 так и не стали производить серийно. Небольшой расход топлива (немногим более 6 л на 100 км) не являлся на тот момент существенным преимуществом – вопрос экономичности в автомобилестроении не ставился так остро, как теперь.
Тем не менее, с точки зрения современного положения вещей, преимущества мини-грузовика ЭТ-600 существенно превышают его недостатки. Наверняка подобный мини-грузовик стал бы востребован в современных условиях, диктующих особые условия по отношению к вопросам экономии топлива и расходов на обслуживание.
 

Уникальное советское такси

Малоизвестные гражданские машины

Несмотря на то, что проект уникального такси так и не был реализован – массовое производство налажено не было – данный автомобиль заслуживает внимания. Главное отличие этого автомобиля – это его целевая ориентированность: все в нем было рассчитано специально для удобства пассажиров, рационального использования внутреннего пространства, адаптировано под специфику циклического движения автомобилей данного назначения. Многие из примененных в данном такси решений были использованы позже в других моделях авто, и это показательный момент, подтверждающий нужность работы автоконструкторов той эпохи. Рассмотрим ближе этот проект – проект такси, оставшегося без пассажиров.
Начало 70-х – расцвет советского автопрома. Государство инвестирует огромные средства в разработку и производство новых моделей, не были обделены вниманием и автомобили для служб такси. Существовавшему в то время Всесоюзному научно-исследовательскому институту технической эстетики (ВНИИТЭ) была поставлена задача: разработать автомобиль, который был бы оптимален для перевозки небольших групп пассажиров с багажом. И такой автомобиль был разработан: в 1964 году многие жители Москвы с изумлением наблюдали на улицах города желто-черный автомобиль с шашечками на борту. Он будто напоминал уменьшенный в размерах автобус: высокий просторный салон с ровным полом, широкие двери, открывавшиеся и открывавшиеся дистанционно, обособленное место водителя. Это и было уникальное такси, которое, согласно замыслам разработчиков, должно было вытеснить с улиц привычные автомобили.
Конструкторы не озадачивались новым двигателем – в модели такси был использован двигатель МЗМА-408 от «Москвича-408» объемом 1360 см³ и мощностью 50 л.с. Ставка на скоростные характеристики не делалась – максимальная скорость данного такси составляла 105 км/ч, что было вполне приемлемо для цикла движения городского такси. Салон вмещал 4 пассажира и водителя, место которого было отделено перегородкой. Трое пассажиров комфортно могли расположиться на диване минивэна, для четвертого пассажира предназначалось переднее сидение.
Вместительность салона объяснялась внушительными габаритами авто по сравнению с другими легковыми автомобилями: ширина 1,78 м, длина 4,23 м, высота 1,625 м. Несмотря на подобные размеры, такси было довольно маневренным, что является весьма ценным качеством при езде в тесных транспортных потоках города. Вес автомобиля составлял 1215 кг.
Силовой агрегат располагался в задней части 2-дверного минивэна, там же располагалась коробка передач и редукторы для передачи вращения на заднюю ось. Передняя подвеска была также заимствована из «Москвич-408», конструкторы лишь расширили ее базу.

В автомобиле много внешнего сходства с английскими кэбами: та же черно-желтая расцветка, приземистость кузова, большие панорамные окна салона. Тем не менее, одной из причин, из-за которой проект не был воплощен, являлось отсутствие аналогов: нигде больше в мире не выпускали авто, предназначенное специально для служб такси – таковы были реалии того времени. 
Идею нельзя назвать провальной – такси успешно прошло испытания на московских улицах и получило высокие оценки экспертов. Было принято решение о выпуске пробной массовой партии данных авто, но по ряду причин данное решение так и не было доведено до логического завершения – проект попросту увяз в межведомственных разборках. Сейчас единственный экземпляр экспериментального такси хранится в «Музее экипажей и автомобилей» г.Москвы.
 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account