21

В 1910-ых годах мир переживал стремительную гонку военно-морских вооружений. С момента спуска на воду Дредноута в 1906 году, последовавшие за ним корабли становились все тяжелее и больше. Инженеры всех стран мира изощрялись в попытке разработать линкор, который был бы сильнее, быстрее, прочнее всех аналогов.

Сенатор Бенджамин Риан Тиллман (1847–1918) наблюдал за развитием военно-морского флота США последние десятилетия. Он, как-никак, был членом Комитета по военно-морским делам в Сенате, и имел полный доступ к информации о состоянии и развитии флота.

Перед его глазами де-факто прошла вся эволюция класса дредноутов – от первых Дредноута и Мичигана, до грандиозных Куин Элизабет и Мэрилендов. Он видел, как стремительно развивается флот… и как быстро устаревают корабли, еще недавно казавшиеся основой мощи и величия целых наций.

Дредноуты первого поколения – Дредноут, Беллерофон, Мичиган – в свое время казавшиеся могучими – уже к началу Первой Мировой являлись в общем-то устаревшими, затеняемыми более могучими гигантами. Появление супердредноутов с большей артиллерией главного калибра – 343-мм и 356-мм орудиями – сделало первые дредноуты пройденным этапом эволюции военно-морских вооружений менее чем за восемь лет. А на стапелях уже стояли еще более могучие гиганты – с 381-миллиметровыми и 406-миллиметровыми орудиями, более быстрые, защищенные и технически совершенные чем любые предшественники. В сравнении с ними старые дредноуты уже казались безнадежно устаревшими, не способными даже в теории выдержать морской бой. Один залп строящегося Мэриленда – восемь 947-килограммовых снарядов – был больше, чем залп двух Мичиганов, при этом снаряды Мэриленда летели гораздо дальше, а сам он был защищен броней, неуязвимой для снарядов старых дредноутов на большинстве дистанций.

И это был еще не предел. Гиганты еще не сошли со стапелей, а на чертежных досках уже шла работа над новым поколением великанов, которое должно было сделать еще только строящиеся корабли столь же устаревшими, сколь устаревшими были первые дредноуты в сравнении со своими гигантскими потомками.

Эта гонка военно-морских вооружений, казалось, будет продолжаться вечно. Титанические ресурсы вкладывались в боевые корабли… чтобы через десяток лет оказаться выброшенными впустую, так как новый виток развития дредноутов обрекал уже построенные корабли на устаревание.

И в подобной ситуации, сенатор Тиллман предложил сделать ход ферзем.

Годы мировой войны окончательно вывели США из списка первых держав мира на позицию самой первой. Это было ясно уже в 1916 году, но даже до этого, еще до войны, признаки подобной ситуации вполне просматривались. США были самым богатым, самым промышленно развитым, самым энергичным на тот момент государством на планете. И сенатор Бенджамин Тиллман предложил конвертировать мощь и богатство Америки в ультимативный проект, призванный раз и навсегда обеспечить господство Америки на морях.

Тиллман предложил построить флот максимальных линкоров – кораблей, настолько больших и мощных, что были бы по карману только сверхбогатой Америке и больше никому. Завершить гонку морских вооружений, построив флот кораблей, равняться с которыми не сможет по экономическим причинам ни одна другая нация.

Собственно, идея была не слишком новой. Еще в 1912 году Тиллман направлял в Сенат запрос относительно возможности постройки сверхкораблей, но тогда он не был принят к голосованию. Некоторые положения, легшие в основу расчетов Тиллмана, реализовались потом в проекте супердредноутов класса Пенсильвания.

16 июля 1916 года, Тиллман направил в Сенат уже более подробный запрос – если можно так сказать о положении, заключавшем в себе только общие фразы:

«Resolved, That the Committee on Naval Affairs be, and it is hereby, instructed to investigate and report to the Senate what is the maximum size of ship, whether battleship or cruiser; the maximum thickness of armor that such ship can safely carry; the maximum size of gun; the maximum speed; the maximum desirable radius of action of such vessel that can safely be built so as to navigate the ocean and enter the first-class harbors of the world; how much draft can such vessel carry in order to enter the existing dry docks in this country for repairs and safely pass through the Panama Canal, the object being to find out from authentic and reliable official sources the maximum size and maximum draft, the maximum armament, and the maximum thickness of armor to make the very best battleship or cruiser that the world has ever seen or will ever see; to have this country own the greatest marine engine of war ever constructed or ever to be constructed under known conditions; and to report whether one such overpowering vessel would not in its judgment be better for this country to build than to continue by increasing taxation to spend the millions and millions of dollars now in prospect in the race for naval supremacy. Let such vessel be named the «Terror» and become the peacemaker of the world. Let us find out just how far we can go with any degree of safety and go there at once. Let us leave some money in the Treasury for other more necessary and useful expenditures, such as good roads, controlling the floods in the Mississippi, draining swamp land in the South, and irrigating the arid land in the West.»

Конкретнее – Тиллман потребовал рассмотреть возможность постройки корабля, настолько большого и мощного, чтобы ни одна другая нация не решилась экономически вступать в сопер­ничество с США и строить таких же гигантов.

Годы мировой войны сказали свое слово. Хотя США еще не участвовали в войне, они внимательно следили за происходящим в Европе. Сенат без малейших разногласий дал себя уговорить, и Комитет по военно-морским делам занялся работой.

Следует заметить при этом, что максимальные линкоры Тиллмана НИКОГДА не были объектом внимания американского флота. В отличие от политиков, флот понимал, что военная доктрина, построенная на чисто экономических рассуждениях, вряд ли может быть логичной. Флот хотел получить большие корабли, бесспорно: но хотел ли он получить самые большие – было под большим сомнением. Флот согласился на разработку проектов только потому, что хотел сохранить хорошие связи с Комитетом по военно-морским делам.

В основу всех проектов было заложено только одно требование – линкоры должны проходить Панамским Каналом, т.е. иметь длину не более 297 метров, ширину менее 33 метров и осадку менее 12,04 метров. Более ни один параметр не регламентировался: конструкторам была предоставлена полная свобода действий, и в кои-то веки от них не требовали впихнуть все в ограниченное водо­измещение, а наоборот – требовали забить громадный объем места всем, чем только получится.

Проекты суперлинкоров максимального класса были разработаны с декабря 1916 по январь 1917. Всего в рамках работ было создано 7 проектов.

 Первые 3 проекта были представлены к рассмотрению 13 декабря 1916 года.

 

ТиллманI

ТиллманII

ТиллманIII

Дата

13 декабря 1916

13 декабря 1916

13 декабря 1916

Водоизмещение

70 000 тонн

70 000 тонн

63 000 тонн

Длина

297 метров

Ширина

33 метра

Осадка

12,04 метра

Вооружение

12×406-мм в 4-х трехорудийных башнях

24×406-мм в 4-х шестиорудийных башнях

12×406-мм в 4-х трехорудийных башнях

Бронирование

457–508 мм

356 мм

356 мм

Скорость

26,5 узлов

26,5 узлов

30 узлов

 

Линкоры можно было условно охарактеризовать как максимально защищенный (Тиллман-I”), максимально вооруженный (Тиллман-II”) и максимально быстроходный (“Тиллман-III”).

«Максимально защищенный линкор должен был нести броневые плиты чудовищной толщины. Средняя толщина пояса достигала 457 миллиметров, а максимальная толщина брони – 508 миллиметров. Он должен был быть вооружен 12 406-миллиметровыми орудиями (аналогичными планируемым для линкоров Саут Дакота) и иметь скорость в 26,5 узлов.

Максимально вооруженный линкор имел броню умеренной толщины – до 356 миллиметров. Он должен был быть вооружен 24 406-миллиметровыми орудиями в четырех шестиорудийных башнях (по сути дела – строенных башнях Мэрилендов). Скорость его составляла 26,5 узлов.

Максимально быстроходный линкор имел броню в 356 миллиметров. Его вооружение составляли 12 406-миллиметровых орудий в четырех трехорудийных башнях. Скорость его составляла впечат­ляющие 30 узлов, то есть по скорости линкор был равен еще только проектируемому Худу – правда, являясь при этом почти втрое более сильным.

Все три проекта были завершены в один день – 13 декабря 1916 года. В целом, флот отнесся к ним несколько критически: по мнению флотских, уже сама идея военно-морской диадемы из линкоров и линейных крейсеров была не слишком-то совершенной. Делить же корабли на три параллельных линии казалось верхом нелепости. Конструкторам посоветовали переработать проект так, чтобы воплотить все три линии в одном корабле.

Работа не заняла много времени. Переработанный проект был представлен под индексом Тиллман-IV” уже 29 декабря 1916 года.

 

ТиллманI

Дата

29 декабря 1916

Водоизмещение

80 000 тонн

Длина

297 метров

Ширина

33 метра

Осадка

12,04 метра

Вооружение

24×406-мм в 4-х шестиорудийных башнях

Бронирование

457 мм

Скорость

25,2 узлов

 

На этот раз инженеры создали настоящего монстра. Пожертвовав скоростью (новый линкор и так был одним из самых быстроходных кораблей на тот момент) и слегка уменьшив толщину брони, они создали корабль в 80 000 тонн, защищенный 457-миллиметровой броней. Вооружение его состав­ляли 24 406-миллиметровые пушки в четырех шестиорудийных башнях. Скорость составляла 25,2 узлов.

Полный бортовой залп нового линкора составлял 23 тонны снарядов, т.е. почти в 10 раз превос­ходил бортовой залп Мичигана. На дистанции эффективного огня, это чудовище могло расстрелять целую эскадру, практически не понеся разрушений.

Тем не менее, и к этому проекту флот предъявил претензии (если отбросить ту главную претензию, что флот не собирался его реализовывать). Главной из них был недостаточный калибр артиллерии. 406-миллиметровая пушка была шедевром военно-морской науки. но англичане разрабатывали для своих легких линейных крейсеров класса Фуриес 457-миллимтеровую пушку – и такая являлась новым принципом для гонки военно-морских вооружений. Американцы хотели САМЫЙ сильный корабль, что означало, что он и должен иметь артиллерию самую сильную из возможных.

Поэтому инженеры решили переработать проект — и новые дизайны были представлены 30 января 1917 года под индексом Тиллман-IV-1 и Тиллман-IV-2”

 

Тиллман-IV-1

Тиллман-IV-2”

Дата

30 января 1917

30 января 1917

Водоизмещение

80 000 тонн

80 000 тонн

Длина

297 метров

Ширина

33 метра

Осадка

12,04 метра

Вооружение

13×457-мм в 5 двухорудийных и 1 трехорудийной башне

15×457-мм в пяти трехорудийных башнях

Бронирование

457 мм

457 мм

Скорость

25,2 узла

25,2 узла

 

Первый проект, при исполинском водоизмещении в 80 000 тонн имел вооружение из 13 457-мм орудий, расположенное довольно своеобразно – в 5 двухорудийных и 1 трехорудийной башне. Такое расположение было вызвано желанием удешевить проект путем разработки 2-орудийной 457-миллиметровой башни на основе 3-орудийной 406-миллиметровой. Бронирование составляло 457 миллиметров. Скорость была равна 25,2 узлам.

Второй проект имел еще более мощное вооружение. Пятнадцать 457-миллиметровых орудий располагались в пяти трехорудийных башнях. Броня составляла 457 миллиметров. Скорость была составляющей 25,2 узлов.

Именно последний проект стал венцом идеи суперлинкора. Флот рассмотрел его как наиболее практичный (или, по крайней мере – наименее бредовый) и представил Конгрессу в 1917 году

Конгресс нашел идею чрезвычайно впечатляющей… но цена даже одиночного корабля была просто астрономической. А ведь для эффективного господства над морями таких кораблей нужно было построить целую эскадру. Мировая война заканчивалась, по всему миру, ошеломленному многолетним кровопролитием, расцветали пацифистские движения, призывы к разоружению. звучали все чаще. Со своей стороны, флот был более заинтересован в завершении постройки уже профинансированных шести линкоров Саут Дакота и шести линейных крейсеров Лексингтон, которых вполне хватало, чтобы американский флот стал сильнейшим в мире. В военно-морской теории успешно пробивали себе дорогу морская авиация, дирижабли и подводные лодки – все это нуждалось в оценке и развитии. В целом – проект Тиллмана сочли очень хорошим и упрятали в долгий ящик. Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничившее военно-морскую гонку (и де-факто выведшее флот США на первое место в мире), стоило гораздо дешевле гипотетических левиафанов.

Теоретически, было бы чрезвычайно интересно рассмотреть гипотетическую дуэль суперлинкора Тиллман-IV-2” с эскадрой линкоров Куин Элизабет – самых мощных в британском флоте того времени. Их полное водоизмещение составляло порядка 36 500 тонн, т.е. три таких линкора по водо­измещению превышали одиночного Тиллмана-IV-2”.

При этом Тиллман-IV-2” был быстрее их на 1,2 узла в целом и вооружен гораздо более мощной артиллерией. Его 457-миллиметровые пушки могли метнуть снаряд весом в 1746 кг на дистанцию в 27 900 метров, сохраняя при этом достаточную пробивную силу, чтобы пробить 406 миллиметров бортовой брони. Можно достаточно смело предполагать, что пояс Куин Элизабет был бы пробиваем для снарядов ТиллманаIV-2 на дистанции до 32 000 метров. В то же время, чтобы пробить главный пояс Тиллмана-IV-2”, Куин Элизабет пришлось бы подойти почти вплотную!

Даже самый мощный из реально построенных линкоров, Ямато, в сравнении с Тиллманом-IV-2” смотрелся бы игрушкой. Американский гигант мог бы вступить в бой сразу с Ямато и Мусаси и иметь перевес во всем, кроме скорости, чтобы выйти из боя победителем.

В итоге, следует признать, что американцы оказались правы. Создать корабль, способный остановить дальнейшую гонку морских вооружений, оказалось возможно – но сделано это было в лице суперавианосцев Форрестол, сорок с лишним лет спустя.

Подписаться
Уведомить о
guest

36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account