любуемся, Юнкерсы 20-30-х
Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
камрад afirsov обнаружил голландский архив фотографий
Там много отличной фотопродукции.
подпись под колоритной фотографией "Тетушки Ю" 1965 года гласит:
TEGENSTELLING OP DE WERELDVERKEERSTENTOONSTELING IN DE ZUIDDUITSE STAD MUNCHEN. ENKELE LIEFTALLIGE JONGEDAMES, DIE ZOJUIST HET INTERIEUR VAN EEN JUNKER-VLIEGTUIG HEBBEN BEKEKEN OP DE VLEUGEL VAN HET TOESTEL: DAARBOVEN HET SYMBOOL VAN DE TENTOONSTELLING, EEN MODEL VAN EEN RUIMTESTATION, ZOALS DAT EERDAAGS GEBRUIKT ZAL WORDEN VOOR VERKEER NAAR DE MAAN.
т.е. сложно понять, что она гласит, но штука над самолетом интересная. Девушки тоже доброжелательные, а пользоваться переводчиком гугла умеют все.
В 1987 году шел я, 15-тилетний пацан, по Новосибирску. Там, где В.И. Ленин мешает мужикам соображать на троих и присматривает за молодой парочкой. Шел и зашел в книжный (есть он там сейчас, интересно? или, как в моем родном городе, замещен более прибыльным энтерпрайзом? сто лет не был в центре, все как-то в городок понаехамши.) И я увидел книгу Гюнтера Шмитта о Гуго Юнкерсе, изданную в ГДР, но на английском. За дикие деньги 11 р. 68 к. Я не мог уйти оттуда без этой книги (и без книги на немецком про ТБ-3). Вернулся в общагу, метнулся назад. К счастью, я потом отвез ее к родителям и она не пропотерялась в моих дальнейших бурных 17-тилетних сибирских приключениях. Прошлым месяцем на МАКСе удалось за копейки (1000 рублей, уценили, суперобложка подпорчена, но на фоне продукции Яузы и трудов Якубовича это просто даром) купить отличную билингву, посвященную F 13. В ней мало Добролета, но много конструкции. Так что лето прошло немножко под знаком летающего человека.
С F 13 и начнем. Вот он в Схипхоле в окружении официоза, 1922
а вот летчик-испытатель фирмы "Юнкерс" Вильгельм Циммерман привел его на международный авиационный конкурс в Роттердам, 1922
Вариация на тему проекта J 1000 (обитаемое крыло строительной высотой 2,3 м на 100 пассажиров и 10 человек экипажа. Мвзл 36 т; это проект Эдмунда Румплера — byakin). Эта штука явно больше.
один из 13-ти построенных G 31, похоже самый первый, станет D-1073 и тогда это 1926-27. На нем в 1928 впервые ввели в экипаж стюарта, таскал напитки, пожевать и прочую всячину.
Ближе к нашим Палестинам. Внутри трехмоторного Юнкерса Дерулюфта, 1927. Просторный самолет по тем-то временам. Без стюарта никак, кто подушечку подправит?
W 33, условно назовем его "Голос неба", 1932. Совершенно уродский обтекатель на крыле содержал некую аудиосистему, предназначенную для оповещения граждан Веймарской республики о грядущем. На заднем плане Дорнье "Комет" III Люфтганзы. Этот Дорнье летал к тому моменту уже шестой год. Много по тем временам.
деятель пропаганды и агитации (или просто инженера попозировать попросили) в несчастном W 33. Обилие кустарщины, соплей и подвешенный на шпагате к шпангоуту микрофон в ящичке поражают. Ну и можно себе представить, как летали на Севере да вдоль-по-над Леной-матушкой под обозначением ПС-4 эти же самые W 33 нашего ГВФ и как оно там было внутри этих ПС-4.
внутри Ju 90 без отделки. Это уже без Гуго, не ладившего с нацистами. На что смотреть? На мощные шпангоуты между парами окон и на практически отсутствие дополнительных силовых элементов фюзеляжа у двери. Видимо эту роль выполнял особо мощный шпангоут с гофрированными перегородками. Рядом с фотографом должен быть второй такой. Но выглядит странновато, хотя я не конструктор и не прочнист. Могу ошибиться. Кстати, у выреза под небольшой иллюминатор в правом борту каркас усилен обычным способом.
Самолет G 38, первый экземпляр, съемка 1929. Фирменный доппельфлюгель, элерон-закрылок Юнкерса.
большой, чё сказать
За здоровое обтекание. Как аэродинамика меня этот снимок просто умиляет — четырехлопастный винт составлен из двух двухлопастных, и всё прикрыто хитрым коком. Хотя вся машина в гофре. Интересно, что деревянные винты без оковок, не покрыты какой-нибудь тканью. Такие большие винты тогда изготавливали не из цельного бруска, а из склейки в несколько листов древесины. Склейка сначала грубо отесывалась, после чего на специальном станке с пантографом заготовке придавалась форма, близкая к требуемой. Затем при помощи шаблонов винт доводился вручную. Затем балансировка. Структура материала отлично видна на снимке. Через окна в передней кромке крыла удачливые пассажиры могли любоваться полетом. Эта машина разбилась в 1936, сразу после взлета в Дессау.
Вместе с А 50 "Junior" 28 года. А 50 планировали строить массово, но из-за дороговизны и депрессии машина не выстрелила. Серия была всего 50-70 экземпляров (лень искать точную цифирь).
Для чего нужен этот щуп под фюзеляжем (видный, кстати, и на одном из снимков выше) совершенно непонятно. В эксплуатации эти устройства на обоих экземплярах отсутствовали.
Покорение стратосферы (ну, или на пути туда).
Если верить И.В. Морозову из "Мифов и легенд авиации", то это первый взлет Ju 49, второго в мире самолета с гермокабиной. Гермокабина была вкладная, в силовой схеме самолета не участвовала. Обзор из нее был настолько ужасен, что летчику для взлетно-посадочных операций сгородили перископ с обзором вниз. Планировалось использовать мотор с двухступенчатым ПЦН, но к моменту первого полета он не был готов, испытания начали с обычным. Поэтому первоначальный вид самолета сразу узнаваем по высокому, вытянутому вдоль капота, обтекателю выхлопных патрубков. Отличная заметка про эту машину с интересными фотографиями тут. Поразительно, но все это хозяйство наворотили по-началу для полетов на высоте 6 км. В итоге в 35-м достигли 13000 м.
А здесь мы видим еще и G 38 уже в… хм… "ливрее" Люфтганзы и с крутыми фарами во лбу. Дядька в пинджаке со спины похож на самого Юнкерса.
Ас Австро-Венгерской империи (7 побед), венгр по национальности, штабс-фельдфебель Йоганн Риштикс уже в звании капитана и в Германии, примеряет свое высотное снаряжение, 1932.
Он же в роли фотомодели в барокамере. Похоже, эта барокамера пошла ему на пользу, пережил две страшные войны (1895-1973).
Что интересно — в одном из читанных мной трудов (на него ссылался тот же И.В. Морозов из "Мифов и легенд авиации") утверждалось, что немцы не особенно увлекались высотным снаряжением, тем более в 1932-м. Например, за три года до этого коллега и напарник Риштикса Вилли Нойенхофен (кстати, тоже ас ПМВ) на самолете Юнкерса W 34 забрался на 12739 вдыхая кислород из патрубка. Но тут на двух снимках мы видим вполне себе кислородную маску, и даже придающую этому Ихтиандру некоторое обаяние.
все эти снимки ищутся в указанном месте простым поиском по слову Junkers. Есть там и другие интересные снимки по европейской и даже отечественной летательной технике. Дойдут руки — опишу здесь занимательную историю человека, чью фотографию там видел. Если дойдут, конечно.