В годы Первой мировой войны германские субмарины представляли настолько серьёзную угрозу для британского судоходства, что англичанам пришлось создать специальные корабли-ловушки для борьбы с германскими подлодками.
Летом 1914 г. немцы опасались, что с началом войны англичане проникнут в юго-восточную часть Северного моря и блокируют порты и военно-морские базы в Гамбурге, Вильгельмсгафене и Эмдене. Поэтому ещё 2 августа они отправили подводные лодки в воды, окружающие остров Гельголанд с приказом наблюдать за обстановкой и сообщать о появлении британских кораблей. Однако командовавший подводными лодками корветтен-капитан (капитан 3 ранга) Бауер считал, что субмаринам надо не отстаиваться на позициях, а искать и атаковать противника в открытом море и в его акваториях.
4 августа разразилась мировая война, а уже 6-го в море вышло 10 субмарин. Первая операция будущих «корсаров глубин» оказалась неудачной: U-9 вернулась на базу из-за поломки двигателя, U-13 перестала отвечать на вызовы по радио, U-15 обнаружила у острова Фэр три английских линкора, атаковала один из них – «Монарх», но промахнулась. На следующий день её заметили с английского крейсера «Бермингем» – она была без хода на поверхности, и слышались удары по металлу, видимо, подводники чинили повреждения. Крейсер развернулся на неё, открыл огонь и, таранив лодку, разрубил её. Спасшихся не было.
Впрочем, подводники не замедлили с реваншем – 5 сентября U-21 встретила у мыса Сендс-Эббс английский лёгкий крейсер «Патфайндер». После взрыва торпеды под передней трубой он затонул через 4 мин, погибло 259 моряков. Катастрофой для Королевского флота стало потопление командиром U-9 (которой не повезло в первом походе) Веддингеном одного за другим броненосных крейсеров «Абукир», «Хог» и «Кресси» водоизмещением по 12 тыс. т, судьбу которых разделили 62 офицера и 1073 матроса.
А 20 октября U-17 остановила шедший из Норвегии английский пароход «Глитра». Командир субмарины Фельдкирхнер поступил согласно призовому праву – всплыв в надводное положение, приблизился, проверил судовые документы и груз, дал экипажу время перейти в шлюпки, после чего отправил пароход на дно. Но такая тактика годилась, если рядом не было боевых кораблей противника. Поэтому другие подводники предпочитали не рисковать. Так, 26 октября командир U-24 Швейдер без предупреждения выпустил торпеду во французский транспорт «Амираль Гантом», перевозивший 2500 беженцев из Бельгии. После взрыва они начали метаться, бросались за борт, где утонуло до 40 человек. Берлин отрицал факт атаки, но транспорт добрался до порта, а в повреждённом отсеке нашли обломки немецкой торпеды. Разразился международный скандал…
Несмотря на него, в ноябре командование флотом направило начальнику морского генерального штаба адмиралу фон Полю меморандум:
«поскольку Англия совершенно пренебрегает международным правом (она объявила морскую блокаду Германии, а её транспорты поднимали флаги невоюющих стран), нет ни малейшего основания для нас ограничивать себя в приёмах ведения войны… Следовательно, подводные лодки не могут щадить команды пароходов, их должны отправлять на дно вместе с судами… вся морская торговля с Англией прекратится в течение короткого времени».
В итоге 30 ноября командир U-20 Дрешер счёл возможным без предупреждения торпедировать три парохода, причём один из них – «Ориголь» затонул со всем экипажем.
«Таково было начало длинного списка жертв – людей, непосредственно не участвовавших в войне и уничтоженных германскими субмаринами»,
– писали английские историки Р. Гибсон и М. Прендергаст.
1 февраля 1915 г. Дрешер атаковал английский пароход «Астуриас», хотя он был окрашен в белый цвет с зелёной полосой и большими красными крестами, обозначавшими госпитальные суда. К счастью для экипажа и пассажиров торпеда прошла мимо…
А 4 февраля Берлин объявил, что
«воды вокруг Великобритании и Ирландии, включая Английский канал (проливы Ла-Манш и Па-де-Кале) объявляются находящимися в военной зоне. С 18 февраля всякое торговое судно, встреченное здесь, будет уничтожено… нейтральные суда будут также подвергаться опасности в военной зоне».
Кроме торговых судов, немецкие подводники принялись уничтожать и рыболовные, сокращая снабжение англичан продовольствием и мешая пополнять Королевский флот переоборудованными из рыбацких траулеров сторожевиками и тральщиками.
Что же англичане могли противопоставить германскому подводному флоту? Только таран и артиллерию! Да и то, только в том случае, если субмарину удавалось застать врасплох на поверхности. Но конструкторская мысль не дремала и вскоре придумали стальные сети, удерживаемые якорями и поплавками – когда в сети попадала субмарина, поплавки начинали испускать дым и огни. Создали и буксируемые тралы с подрывными патронами. Но гидрофон – шумопеленгатор, позволявший находить субмарину по шуму её электромоторов, изобрели только в 1915 г., срабатывавшую на заданной глубине бомбу в 1916 г., а устройство для её забрасывания на дистанцию на 450 м в 1917 г. Пока же оставалось только идти на выдумки.
И тут кто-то вспомнил эпизод войны 1812-1814 гг. между Англией и США, когда британский флот блокировал побережье и порты противника и постоянно перехватывал его суда. Тогда североамериканцы выпустили в море небольшое судно «Янки», посадив в его трюм полтора десятка хорошо вооружённых бойцов. Когда к «Янки» пришвартовался британский корабль, они выскочили наверх и захватили его. Спустя ровно столетие британцы решили возродить идею корабля-ловушки.
Было предложено отправить в облюбованные германскими подводниками места небольшие устаревшие торговые суда с укрытыми за щитами и фальшивыми подстройками пушками, пулемётами и торпедными аппаратами, дополнительными трубопроводами для выпуска пара для имитации повреждения паровых машин и дымовыми шашками для создания фальшивых пожаров. Плавучесть обеспечивали уложенные в трюм пустые бочки и древесина. В команде обязательно создавалась «партия паники», которая разыгрывала перед подводниками суматошное покидание судна с переворачиванием спускаемых шлюпок, прыжками за борт и прочими правдоподобными импровизациями.
Всё это делалось для того, чтобы заставить субмарину сблизиться с жертвой. Как объяснял историк британского флота Ю. Корбетт, следовало
«использовать в качестве приманки мелкие торговые суда, вооружённые замаскированной артиллерией, в расчёте на то, что неприятель не станет тратить торпед ради столь ничтожной добычи. К помощи таких «волков в овечьей шкуре» на войнах прибегали с незапамятных времён».
Первое судно-ловушку или, как их окрестили англичане, «корабли Кью» (Q-Ships), пароход «Викториа» ввели в строй в ноябре 1914 г., за ним в январе 1915 г. последовал «Антверп».
1 марта 1915 г. с наблюдавших за проливом Ла-Манш кораблей заметили, что противолодочная сеть стала дёргаться, притапливаться, значит, в ней запуталась субмарина. На следующий день в это место опустили буксируемые заряды, а после их подрыва на поверхности расплылись маслянистые пятна – подводная лодка получила повреждения.
5 июня траулер «Океания II» с замаскированным вооружением подставился U-14 и, когда она приблизилась, открыл огонь, который поддержали другие траулеры, а один из них – «Хаук» – ещё и таранил врага. U-14 затонула вместе с командиром, а 27 подводников попали в плен. Затем англичане применили другой приём. Суть его заключалась в том, что после того, как командир субмарины замечал верную добычу – паровое или парусное судно, то всплывал, выстрелом из пушки приказывал им остановиться, после пересадки рыбаков в шлюпки подходил к траулеру и… тут комендоры коробля-ловушки неожиданно открывали огонь по лодке и топили её. Так произошло и 23 июня, когда в 50 милях от Абердина U-40 перехватила траулер «Таранаки». Пока его команда разыгрывала суматоху, субмарина подошла к судну и… получила торпеду английской подводной лодки C-24, которую «Таранаки» вместо рыболовной сети вёл на буксире с кабелем для телефона, по которому капитан траулера сообщал своим подводникам о действиях противника.
Нередко в суда-ловушки превращали медлительные и неманёвренные парусники. В частности, кораблём Кью-21 стала 3-мачтовая шхуна «Прайз» вместимостью 400 т.
30 апреля 1917 г. её остановил предупредительный выстрел с субмарины U-93, командир которой Шпигель успел потопить в том походе 11 судов общей вместимостью 27 тыс. т. Пока «партия паники» беспорядочно перебиралась в шлюпки, U-93 медленно подходила к шхуне, посылая в неё снаряд за снарядом, а затаившиеся у скрытых орудий артиллеристы ждали приказа командира Сандерса. U-93 прошла за кормой шхуны и, когда оказалась в 100 м от её левого борта, Сандерс дал сигнал свистком. Тотчас упали фальшивые щиты, первый снаряд попал под орудием и смёл за борт прислугу, второй угодил в основание рубки, остальные в корпус – англичане видели сквозь пробоины бушевавшее пламя. Избитая лодка погрузилась вперёд кормой, оставив на поверхности Шпигеля и двух матросов. Вместе с англичанами они заделывали пробоины, гасили пожары, откачивали воду на «Прайзе», и через двое суток ловушка вернулась в свой порт. За победу Сандерс получил высокую награду, крест Виктории, но… U-93 уцелела, её 11 мая привёл на базу помощник Шпигеля лейтенант Циглер.
В июльском походе «Прайз» дважды встречалась с субмаринами, но они не сближались, а благоразумно скрывались под водой. В августе ловушка, буксировавшая субмарину типа D, встретилась с субмариной UB-48 и обстреляла её с дистанции 800 м, после чего та погрузилась. Ночью на английской лодке услышали сильный взрыв, всплыли, но «Прайза» не увидели. Видимо, Циглер составил подробное описание ловушки, которое передали командирам-подводникам и они знали, с кем имеют дело, а на UB-48 убедились в этом после перестрелки и ночью отправили ловушку на дно.
17 мая того же года шхуна-ловушка «Глен» вступила в бой с UB-39, которую видели тонущей, потом обстреляла ещё две субмарины.
11 июня парусник «Зилфа» (Q-6) был остановлен в Атлантике подводной лодкой, на командира которой не подействовал спектакль, разыгранный «партией паники» и он, выпустив несколько снарядов, предпочёл удалиться. «Зилфу» удерживала на поверхности только древесина в трюмах. Вызванный на помощь эсминец США «Уорингтон» принял раненых и, ссылаясь на недостаток топлива, ушёл. «Зилфа» выдержала шторм, команда поставила паруса, и ловушка поплелась в порт со скоростью полтора узла. 14 июня подошедший шлюп «Даффодил» взял «Зилфу» на буксир, но через несколько часов она затонула.
20 июня крейсировавшая в Бискайском заливе шхуна «Мери Б. Митчелл» (Q-9) провела бой с подводной лодкой, на следующий день такое же приключение пережила команда шхуны-ловушки «Тирза». 25 июня шхуна «Глен», находившаяся близ мыса Св. Екатерины, имела «огневой контакт» с другой субмариной и добилась нескольких попаданий в противника, а 26 июня барк «Гелик» (Q-22) тоже обменивался выстрелами с немецкими подводниками. У ловушек были схватки с ничейным счётом и с победой одной из сторон, а вот шлюп «Бегония», отправившийся в октябре 1917 г. на охоту в Ла-Манш, на базу не вернулся. Командиры немецких надводных и подводных кораблей о его потоплении не сообщали.
Кстати, и кайзеровские подводники иногда прикидывались мирными рыбаками, поднимая на мачте или захваченном в поход шесте подобие паруса, но обычно их выдавал выхлоп работающих двигателей.
12 августа 1917 г. с эсминца «Орекл», входившего в состав 3-й эскадры лёгких крейсеров, патрулировавшей у норвежского порта Берген, заметили типичный для траулеров парус, а под ним низкий, характерный силуэт субмарины. Вскоре парус исчез, а в 900 м от эсминца всплыла субмарина. Тот набрал ход до 27 узлов и таранил врага за рубкой и добил U-44 несколькими глубинными бомбами.
Германия вступила в войну с 28 подводными лодками. У её союзницы Австро-Венгрии было 7, у противников куда больше – у России 36, у Франции 62, у Англии 76. Зато до перемирия в ноябре 1918 г. немцы построили 344 и потеряли в боевых действиях 178, из которых на долю судов-ловушек пришлась 21 лодка.
Кстати, «кораблями Кью» обзаводились и другие страны. В начале 1915 г. французы ввели в строй пароход-углевоз «Маржерит» со скрытым вооружением, но успехов он не добился. В России черноморцы оборудовали замаскированными пушками шхуну «Сергий». 2 мая 1916 г. она встретила близ Евпатории UB-7. «Партия паники» отменно сыграла свою роль, маскировка была безупречной, но немцы, стреляя, держались в 1800 – 2000 м. В конце концов, командир «Сергия» не выдержал и ответил, после чего немцы скрылись под водой. Как оказалось, их насторожил военно-морской порядок, в котором содержался якобы затрапезный каботажник.
Заметим, что предшественниками кораблей Кью были рейдеры, взятые в военный флот грузовые и пассажирские суда со спрятанными в фальшивых надстройках пушками и торпедными аппаратами и командами, набранными с боевых кораблей. Выйдя в океаны, они поднимали флаги вражеских или нейтральных стран, сближались с неприятельскими судами и, угрожая оружием либо применяя его, пленяли или топили добычу. В поход прихватывали материалы, с помощью которых изменяли вид надстроек и мастерили дополнительные дымовые трубы.
Наиболее выдающимся из таких кораблей принято считать немецкий рейдер «Зееадлер». Он представлял собой построенный в 1878 г. в Шотландии 3-мачтовый барк, ходивший под флагом США «Пас оф Балмаха», захваченный германской субмариной U-36.
На верфи в Бремергафене его переоборудовали: установили дизельную силовую установку мощностью 1000 л.с., гребной винт, цистерны для топлива и пресной воды, устроили помещения для пленных офицеров и матросов, на верхней палубе разместили 8 пушек калибром 150 мм. В экипаж набрали 28 моряков, свободно говоривших по-английски, а командиром назначили капитана фон Люкнера.
21 декабря 1916 г. он вывел «Зееадлер» в море. 3 января 1917 г., находясь восточнее Азорских островов, немцы задержали английский пароход «Гледис ройаль», вёзший 5 тыс. т угля в Буэнос-Айрес. Команду взяли в плен, а пароход утопили. 5 января также поступили с английским судном «Ланди айленд», а с 21 января по 11 марта на дно Атлантики отправили британский пароход «Хоригард» и 8 парусников, 21 марта на задержанный французский барк «Камбронн» пересадили пленных. Через неделю он добрался до Рио-де-Жанейро, и его капитан рассказал о рейдере. Англичане отправили на охоту за ним крейсеры, но фон Люкнер 18 апреля перебрался в Тихий океан. Там он потопил плававшие под флагом США шхуны «А.Б.Джонсон», «Р.К.Слейд» и «Манила».
28 июня фон Люкнер зашёл в гавань на острове Мопеха, чтобы привести барк в порядок после долгого плавания, моряков стали отпускать на берег. 2 августа, когда на борту были только вахтенные, налетел шквал и «Зееадлер» выбросило на камни. Фон Люкнер пытался вернуться с командой в Германию, но оказался в плену.
«Зееадлер» провёл на морских коммуникациях 224 дня, потопив 3 парохода и 11 парусников общей вместимостью 30 тыс. т и, уступив по боевому счёту рейдерам с паровыми машинами, всё же ущерб неприятельскому судоходству нанёс весьма солидный…
источник: Игорь БОЕЧИН «ЛОВЦЫ СУБМАРИН» // «Техника-молодежи» 06/2011, с. 40-44