Линкор «Фридрих Великий» вместо авианосца «Граф Цеппелин»
Линкор «Фридрих Великий» вместо авианосца «Граф Цеппелин»
****
А в следующем (1935) году было заключено Англо-германское морское соглашение, по которому Третий рейх получил уже «официальное» право построить авианесущие корабли суммарным водоизмещением 38 500 тонн.
Если бы Рёдер был умным, он бы этот тоннаж перекинул бы на линкоры и заложил бы ещё один ЛК типа «Бисмарк».
Вполне могли успеть достроить и 3й ЛК в 1941 году!
****
Как правило, попаданец или благоприятная альтернатива, относящаяся ко флоту в 30-е годы 20-го века, это отказ от линкоров в пользу авианосцев. Да, есть и исключения – некоторые предпочитают линкоры юзать.
Появившись во времена Первой Мировой (проекты были и до войны), авианосцы только обозначили свое присутствие на флоте — понадобилось еще 20 лет, чтобы авианосец из второстепенных сил, занял первое место на пьедестале главных сил флота, одним махом отодвинув в сторону линкоры. Да, в противостоянии «линкор-авианосец», линкорам улыбалась удача, но именно что «улыбалась» и «удача». За исключением пары случаев, авианосцы уверенно расправлялись с линкорами, не испытывая никаких проблем с безопасностью. И хотя в период интербелума преимущества авианосцев были не столь очевидны, авианесущие силы морских держав развивались.
Германия в середине 30-х годов, что называется была в тренде, подавшись модным тенденциям, и кроме строительства линейных сил, заложила два авианосца («Граф Цеппелин» и «Штрассер» или «Люндендорф»?). Собственно, немцы ретроградами не были: на 4 заложенных линейных корабля заложить 2 авианосца – вполне себе сбалансированный флот. Так, у Великобритании соотношение линкор – авианосец было 1,5:1, а у Франции 6:1 (собственно Франция только конце 30х годов заложила второй авианосец). Другая морская держава — Италия и вовсе без авианосцев оказалась.
При этом, авианосцев у Германии могло быть и больше. Идя по пути лидеров морского авиастроения – за США и Японией, Германия один крейсер («Зейдлиц») хотела перестроить в авианосец (аналоги «Кливленд», «Могами»). Так, что, в особо благоприятном случае (списочно), Кригсмарине вполне могли иметь три авианосца…
Да, достроить свои авианосцы (с их уникальной, не имеющей аналогов в мире системой взлета-посадки) немцы как говорится ну не шмогли, не шмогли. Одна из называемых причин — борьба ведомств: по какому ведомству авианосец будет проходить – «все что плавает» это Редер (флот), «все, что летает» Геринг (авиация). Пока спор решался, время было упущено. А ведь какие альтернативы открываются перед Германией, одна и которых «а что было бы если бы вместе с “Бисмарком” был авианосец “Цеппелин”»….
А если бы, немцы, оказались бы не в тренде, ретроградами и не оценили преимущества авианосцев? А вместо этого, решили бы и дальше строить линкоры?
1936 год. Только что утвержден проект развития Кригсмарине, Редер сидит у себя в кабинете попивает кофе (пусть кофе), когда появляется (нет не из воздуха, вошел через дверь) Геринг, и в утвержденныъ планах строительства флота, тычет пальцем в строку «авианосцы», и заявляет: «все что летает – мое»! (мол хочешь как хочешь, но авианосцы сразу по моему ведомству пойдут).
Однако Редер, вместо споров и аргументов «все что плавает – мое», пошел по другому пути (как говорится чукча хочет – чукча платит). Со всей скорбью в глазах всего немецкого народа (стараясь сдержать улыбку), Редер заявил, что в проект строительства флота вкралась ошибка, и вместо авианосцев будут заложены два линкора. Но, если доблестное люфтваффе так хочет авианосец, то пусть себе строит. Тем более, уж летуны будут знать, чего хотят, а то построишь им авианосец, и начнётся и надстройка не с той стороны, и труба не так, и лифты узкие, и трубопроводы проложены не по фэншую, и силуэт не нордический, и все остальное не той системы. Вот, во избежание таких моментов, стройте сами. И нечего на меня так смотреть, в Японии, армия захотела авианосец – армия его же и строит; а захотел флот танки – так танки и строит.
Фактически Редер делал ловушку, при которой он в любом случае останется в выигрыше. Сдаст Геринг сейчас назад – тогда и авианосец будет принадлежать ко флоту (ой действительно вместо линкоров авианосцы закладываем!),
построит авианосец (в чем лично Редер глубоко сомневался, но вдруг!),
то кригсмарине (чтобы не признавать победу Геринга) построит не авианосец, а авианесущий крейсер (всего лишь вооружим его 203-мм артой). А если перевооружить на 283-мм – то будет авианесущий линкор! А ведь можно и полупогруженным сделать (но тут уже у Деница могут глазки загореться).
А если и авианосец, и линкор, и подлодка, то это слава синтетической химической науке Германии…
Расчёт Редера оказался правильным. Геринг сначала обалдел (в смысле проявил нордическую выдержку и хранил ледяное спокойствие; выпученные глаза и упавшая челюсть не в счет), когда узнал, что Люфтваффе должна строить авианосец за свой счет, однако сохраняя лицо, промолвил что-то вроде «и построю» или «посмотрим», и ушел. Затем в ведомстве Люфтваффе пошли долгие планы бюджета, работы какой авианосец именно нужен, разработки палубных самолетов, в общем по прошествии 4-х лет, работы над авианосцем Люфтваффе колебались на стадии «бумажный эскиз» — модели для ванны. Причем, как оказалось доблестные сотрудники ведомства Геринга, так ответственно относились к работе, что брали работу на дом, занимаясь моделированием различных процессов у себя в ванных.
— А почему у вас авианосец в сопровождении резиновых уточек? — Это корабли эскорта!
— А почему авианосец в пене? – моделирование секретных процессов.
— А почему авианосец погрызен зубами собаки – это отражали натиск демонов варпа это имитация воздействия вражеских бомб и снарядов
(вот тут и вскрылись нарушения – оказалось никто процессы моделирования с резиновыми уточками в ванных комнатах так никто и не записал)
***
Отметим, что сотрудники Геринга, занимающиеся разработками авианосца для Люфтваффе, получили бесценный опыт работ в сложных условиях. Данный опыт очень пригодился, когда требовалась решать вопросы жизни и смерти. Те сотрудники которые имели опыт, смогли доказавать комиссии, то «работы над авианосцем с тремя крыльями необходимы для Германии в то время как советские танки подходят к границам Германии, и сотрудника нельзя отправлять на фронт», те кто не имел опыта, доказать что “авианосец с крыльями ну именно то, что сейчас нужно Германии” не смогли, и на собственном опыте убедились, что останавливать советские танки сидя в окопе гораздо сложнее, чем размышлять об этом сидя на диване в собственном доме.
***
Так, в 1936 году было заложено три линкора «Бисмарк» (01.07.1936), «Тирпиц» (2.11.1936), «Фридрих Великий» (28.12.1936). четвертый линкор немецкого флота был заложен, но позднее разобран на стапелях. «Бисмарк» вошел в строй в 1940-м году (если быть точным, то 24.08.1940), «Тирпиц» и «Фридрих» — 1941 (25.02.41 и 26.04.41 соответственно).
Великобритания отреагировала на закладку «Фридриха», закладкой шестого линкора типа «Кинг Джордж», который вошел в строй в октябре 1942 года.
В 40-м году в Германии поднимался вопрос о строительстве авианосца (Геринг: я обещал авианосец построить? – очнитесь, война идет!), но подводным лодкам был отдан приоритет.
А дальше, начинаются развилки, первая из которых, это рейд «Бисмарка», который
Развилки:
Рейд «Бисмарка» не состоялся!
Планировалось «Создать эскадру надводных боевых кораблей, состоящую из линкоров «Бисмарк», «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелого крейсера «Принц Ойген», и отправить ее в Атлантику, на охоту за жирными зайцами британских конвоев». Однако в дальнейшем что-то пошло не так, то ремонт турбин «Шарнхорста», то повреждения «Гнейзенау» (торпедные), да и сам «Огейн» пытался отказаться от операции (не удалось, но изворотливость все же осталась). В общем, в рейд в РИ отправились только два корабля из планируемых четырёх.
Однако, в данной АИ немцы посчитали, что раз планируемое крейсерство немецких кораблей идет не по плану, то операцию действительно надо отменить. В конце концов, почему бы не подождать? — «Тирпиц» и «Фридрих» на подходе, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» исправят повреждения (но сохранят 283-мм вооружение), вот и начнем операцию крупными силами – 5 линкоров сразу!
Таким образом, где-то осенью 1941 года мощнейший немецкий кулак (а ведь кроме 5 линейных кораблей будут и тяжелые крейсера) Кригсмарине собирается идти в Атлантику. Вот только у Королевского флота другие планы — не пустить немцев в Атлантику. Собрав крупные силы (7-10 линейных кораблей при поддержке авианосцев и крейсеров), англичане готовы встречать немцев. Эпическое сражение английского и немецкого флотов вот-вот должно состояться…
По идее, английский флот выйдет победителем. Но тут множество нюансов. Ведь при встрече в Датском проливе «Худа», «Принца Уэльского» с «Бисмарком» победа должна была достаться англичанам – два линкора, причем два АНГЛИЙСКИХ линкора с одним немецким. Однако на практике вышло иначе…
Да у Великобритании есть авианосцы. Вот только потопить линкор авиацией – задача не такая простая. За тем же «Бисмарком» охотилось двое авианосцев, и если бы не лакишот, то он бы уцелел. Собственно, если не брать другой счастливый бой – Мапатан, то авиация приходиться постараться, чтобы нанести повреждения линкорам. Бой у Куантана – 85 самолетов против двух линкоров, «Мусаси» (хотя он шел среди других линкоров) – 260 самолетов, «Ямато» — 386 самолетов, «Хиэй» — поврежден артиллерией и добит уже авиацией. Тот же «Тирпиц» в марте 1942 года (при поисках конвоя PQ-12 подвергся атаке 12 английских торпедоносцев, сбил два, не получив повреждений (есть данные, что две торпеды могли попасть в цель, но не взорвались).
Осень в Атлантике – времена штормов, туманов (а немцы для прорыва будут выбирать именно плохую погоду), и немецкий флот вполне может в Атлантику проскочить, или к британским авианосцам подобраться вплотную….
Если состоится бой линкоров, то какие английские корабли получат повреждения и не смогут принять участие в дальнейшей войне? Или, наоборот, англичане в сухую громят немцев, и вот уже японцы у Куантана встречают 10-к английских батлшипов….
Или после небольшой стычки, англичане теряют 2-3 линкора потопленными, а немцы, получив повреждения отходят – намереваясь повторить сражение.
Наиболее вероятен повтор рейда «Бисмарка» в увеличенном масштабе. Первый раунд остается за немцами – англичане отступают (или теряют контакт с противником); второй раунд – немецкие корабли прорвались в Атлантику. И третий раунд – англичане ловят и топят немецкие корабли возвращающиеся (или крейсирующие) по одиночке…
Как уже сказано, нюансов много, но ведь история могла пойти и другим путем.
Рейд «Бисмарка» не отменен
Учитывая, что в РИ немцы в мае 1941 года для рейда в Атлантику не стали дожидаться ни «Шаранхорста» с «Гнейзенау», ни «Тирпица», то могли они и не дожидаться и в этой истории. И история, идет по старому руслу рейд «Бисмарка» состоялся — он утоп, «Худ» то же, «Огейн» уцелел. И у немцев все же на один линкор больше. Может быть, достраивается как крейсер «Зейдлиц». Немцы по большей части действуют как в РИ, но история может измениться.
1 марта из Рейкьявика вышел конвой PQ-12. К нему присоединились силы ближнего сопровождения. Дальнее прикрытие осуществляла эскадра вице-адмирала Кэртейса: линейный крейсер «Ринаун» (флагман), линкор «Дьюк оф Йорк», легкий крейсер «Кения», 6 эсминцев. Из Скапа Флоу вышел главнокомандующий Флотом Метрополии адмирал сэр Джон Тови на линкоре «Кинг Георг V» вместе с авианосцем «Викториес», тяжелым крейсером «Бервик» и 6 эсминцами. Он должен был 6 марта встретиться с адмиралом Кэртейсом в 200 милях восточнее острова Ян Майен. Одновременно с конвоем PQ-12 из Мурманска домой вышел конвой QP-8. Планировалось, что конвои пройдут на встречных курсах юго-восточнее острова Медвежий. И действительно, конвои встретились в полдень 7 марта.
5 марта германский разведывательный самолет заметил конвой PQ-12 вблизи острова Ян Майен. Вечером «Тирпиц» получил приказ выйти в море на перехват….
«В шторм и туман противники разминулись, хотя 8 марта обе боевые группы и конвой находились одно время в углах равностороннего треугольника, стороны которого имели в длину всего 80 миль…» Проще говоря, и «Тирпитц», и союзный конвой слепцами прошли рядом, влажно и жарко дыша в лицо друг другу жерлами своих орудий и аппаратов. Но «Тирпитц» не один: у него есть ловкие поводыри, в данном случае – эсминцы Цилиакса.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/212046/readpart-rekviem-karavanu-pq17-valentin-pikul/~11?ysclid=lrk6zodov0527183501
Но, ведь теперь у немцев кроме «Тирпица» в операции принимает участие «Фридрих Великий», а у англичан должно быть на парочку линейных кораблей и/или авианосец больше. А раз кораблей больше, то они будут идти шире, охватывать больше пространства, плюс мало ли какие сдвиги по времени за счет дополнительных кораблей (вышли чуть раньше, вышли чуть позже). В общем в марте 1942 года вполне может состояться жаркая встреча английских и немецких кораблей….
Третий вариант
Линкор «Фридрих Великий», может повторить судьбу линкора «Тирпица» — особенно и не отличиться в войне: вообще не стрелять по вражеским кораблям. А может даже и нанести удар по самой Германии – потребление топлива то возрастает, глядишь топливный кризис в Германии и раньше наступил бы….
И в наши дни будет поднят вопрос, а если бы вместо «Фридриха», Германия заложила бы авианосец, а то и два? – история тогда бы пошла другим путем…