Линейные крейсера типа «Константин»

12
Линейные крейсера типа "Константин"

Линейные крейсера типа «Константин»

Вслед за линкорами типа «Ретвизан» («Ретвизан», «Наварин», «Сисой Великий», «Гангут») были заложены линейные крейсера типа «Великий князь Константин» («Константин», «Святой Федор», «Князь Владимир» и «Слава»).

Первоначально название нового линейного корабля должно было быть «Отважный», но это имя передалось по наследству другой канонерской лодке. А сохранись оно, кто знает как бы назывались бы эти линейные крейсера.

Как всегда с названиями кораблей, в российском флоте (собственно в английском флоте были такие же проблемы — королеву засунули к драным кошкам) не смогли определиться с их рангом. Кто у нас «святые» или «князья»? И почему в эту четверку записали «славный» — что не нашлось еще одного князя или святого?

Да, с одной стороны выглядело логично «Слава» и далее Константин, Федор, Владимир (в общем всем троим слава), с другой стороны — сама «Слава» в этой четверке выглядела как-то безымянной. Хотели корабль даже переименовать… в «Славный». И были бы «Константин», «Славный» и «Федор». Но что-то не сложилось, «Слава» так и осталось «Славой»… а ведь если бы война с японцами началась позднее, не случись пожара, то был бы броненосец «Слава» у нас в строю, а новый линейный крейсер получил бы имя «Славный». И гадали бы враги, что там «Слава» или «Славный» в поход собирается….

Примечание. Враги гадали над русскими легкими крейсерами серии «Ворон»: «Ворон», «Вран», «Ворона», «Вороново», «Воронцово», «Вороненок», «Воронок», «Враново». Надо ли упоминать, что некоторые из этих простых названий в иностранном языке совершенно не различимы.

«Первый» адмирал Российского флота — С.О. Макаров лично курировал проект создания линейных крейсеров типа «Великий князь Константин». В результате «Константин» представлял собой логическое развитие как «малого безбронного корабля» (примерно «Изумруд») так и развитие «крупного рейдера» («Громобой»).

Огромный, линейный крейсер, с высокой скоростью и вооруженный крупнокалиберными орудиями.

К сожалению — вынужден был сам себе признаться Макаров, его идея малых безбронных кораблей себя не оправдала. Нутром, адмирал чувствовал что за такими кораблями будущее…. Но сейчас развитие науки и техники не позволяло построить такие полноценный корабли. Слишком тяжелым получалось вооружение для легкого корпуса, и слишком страдала точность. Это показали как отечественные «камушки» (крейсера «Алмаз», «Изумруд», «Жемчуг») с 2 203-мм и 4 120-мм орудиями, так и их японские противники. Попадания мощных 203-мм снарядов хотя и наносили непоправимый урон легким крейсерам (так с русской стороны был потерян крейсер «Изумруд», с японской — «Нанива»), были результатом случайностей или речь шла о благоприятных условиях боя, при стрельбе почти что в упор.

Гораздо лучше себя показали сделанные на основе испанского проекта «Инфанты» типа «Рюрик». Мощная артиллерия (4 229-мм) обеспечивала превосходство в бою с японскими «Асамами», а высокая скорость — либо уходить от врага, либо оказываться там где нужно в кратчайшее время.

При этом стоило учитывать успешное действие «Алмаза» и «Жемчуга» в артиллерийской поддержке десанта — вот тут их 203-мм орудия оказалась как нельзя кстати.

Поэтому малые безбронные корабли были убраны в дальний ящик… точнее в ящик была убрана именно «идея малых безбронных крейсеров», строительство малых кораблей — эсминцев, тральщиков, сторожевики, подлодки шло высокими темпами.

…..и началась работа над улучшением «Инфант».

Линейные крейсера серии «Константин» предназначались для 3-х задач.

1. Крейсерство на коммуникациях.
2. Участие в бою главных сил в качестве быстроходного и сильно вооруженного крыла.
3. Обеспечение огневой поддержки десантным частям.

Главный калибр состоял из 4 406-мм орудий (вспомогательный 18 120-мм).

Первоначально было два проекта с 356-мм орудиями.

Первый проект имел 6 356-мм в трех башнях

второй 2 356-мм 2-х башнях и 3 (или 4) 229-мм орудия в качестве защиты.

Поскольку главной задачей считалась скорость, то от центральной башни с 356-мм орудиями (первый проект) отказались. После длительных споров, было отказаться (второй проект) и от центральной вспомогательной башни. Все равно 229-мм (или 254-мм) орудия были недостаточными в качестве самозащиты.

И скорость продолжала оставаться приоритетной функцией, ведь лучше еще одно котельное отделение (коих было 10 штук) чем вспомогательная башня.

В результате получился невероятно быстрый — свыше 30 узлов — линейный крейсер.

Одновременно порадовали конструктора-оружейники — им удалось разработать 406-мм орудие. Причем, две башни с этими суперорудиями прекрасно ставились вместо башен с 356-мм орудиями.

На этом конструктора и не думали останавливаться, и обещали в скором времени дать 457-мм орудие. Если было чуть придержать стройку «Федора», то можно было бы и установить 2 457-мм вместо 4-х 406-мм.

лорд Адмирал Макаров не стал задерживать строительство.

Наоборот, пусть строительство идет как шло, а пока конструктора доведут до ума проект линейного крейсера «Дрожипольск», на который и можно поставить 6 457-мм орудий. (При таких орудиях это уже будет «Дрожиморск»).

«Первый» адмирал российского флота умер (из-за воспаления легких) так и не испытав «Константинов» в бою.

Это сделал его протеже — адмирал Эссен, осуществивший грандиозную десантную операцию в Восточной Пруссии. Мощь 406-мм и 457-мм (на «Святой Федор» все же поставили 2 457-мм орудия), оказалась чудовищной. Никакое воображение не могло представить могущество 457-мм снарядов — полторы тонны веса, более сотни килограмм взрывчатки фугасного снаряда. Не удивительно, что Кенегсберг пал так быстро.


Идея первого адмирала С.О. Макарова о мощнейших пушках на быстром корабле себя полностью оправдала.

Конечно, десантная операция не обошлась без накладок. Сами немцы всячески выставляют успех авиации. Так из-за налета двух немецких цеппелинов тяжело был поврежден «Слава» — происходи такие события где-то в Северном море, линейный крейсер непременно бы затонул. А так спокойная Балтика и близость берега сохранили крейсер. Впрочем успешные действия цеппелинов по отношению к линейному кораблю объяснялись целым рядом случайностей, и в дальнейшем (авиация против флота) места не имели.

При этом, немцы говоря об успехах цеппелинов, как-то скромно умалчивают о побоище легких сил (крейсеров и эсминцев), сами же русские оценивали Кенегсбергский погром как

«иметь линейный крейсер это все равно, что в кулачном бою тебе помогает медведь-шатун»

— так коротко описал этот бой капитан В.И. Семенов (в дальнейшем автор трилогии «Награда»)

Не выдержав одновременного натиска с суши и с моря, немцы отступили, оставив «колыбель милитаризма».


Война в Европе, невероятно ожесточенная, продолжалась до нового года.

Германия оказалась перед длительной войной на истощение.

При этом успехов не имела ни армия (Франция продолжала воевать, Россия захватила Восточную Пруссию, Австро-Венгрия едва держалась, Италия объявила войну Австро-Венгрии), ни флот, который еще и проиграл русским.

Собственно само сражение закончилось в ничью (обе стороны потеряли по 4 больших корабля), но если 8 немецких линкоров против 7 русских линкоров и ничья, то что будет если 10 немецких кораблей столкнутся с 11 английскими кораблями?

В некотором роде столкновение немецких и английских линейных сил все же произошло — в самом начале войны: потеряв 2 линейных корабля англичане смогли утопить «Гебен» и проредили австро-венгерский флот.

В этих условиях, Германия первой предложила сесть за стол переговоров.

Учитывая громаднейшие потери всего за несколько месяцев войны, Антанта так же не горела желанием воевать «до самого победного конца». Решив что цели войны выполнены, Антанта переключилась на другие цели.

Так Великобританию очень сильно заботили США, которые неуклонно набирали мощь.

Всего через 4 года, из-за споров вокруг большого пирога Китая, началась новая война, в которой Великобритания и Германия выступили уже против США.

К этому времени, ни один из линейных крейсеров типа «Константин» (собственно «Константин», «Слава», «Федор») не был во флоте.

Тяжело поврежденные в Балтийском бою («Слава» был поврежден еще раньше), эти корабли были перестроены в авианосцы (сначала в линейные крейсера-авианосцы, т.е. сохранив артиллерийское вооружение)

П.С.

Когда только-только мелькнула идея русского «Корейджеса» (перечитал статью коллеги Андрея «Соперничество линейных крейсеров. Большие лёгкие крейсеры типа «Корейджес») и делал первые наброски, думал что отталкиваться надо именно от безбронных крейсеров.

Но тут коллега Юра27 выложил про «Инфантов» и мне показалось что логичнее повести линию от них.

П.С.С.

Вопрос по скорости

1. Имеем 10 котельных отделений.
2. Около 40 турбин Ярроу.
тогда
3. Получаем мощность в 67 тысяч л.с.
и
4 скорость?

Собственно сколько поместится турбин и какая будет мощность со скоростью?

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account