Линейные крейсера класса «Independencia» — ВМФ Тихоокеанской Конфедерации
Тихоокеанская Конфедерация включилась в "дредноутную гонку" несколько позже своих основных соперников.
Вступление в 1910 году в строй двух бразильских дредноутов "Минас Жерайс" и "Сао Паоло" существенно изменило расклад военно-морских сил Южной Америки.
Основу ВМФ Тихоокеанской Конфедерации в это время составляли три "больших броненосных крейсера" класса "Protectore". Построенные в 1904-1908 годах, эти 12000-тонные корабли с вооружением главного калибра из 280-миллиметровых орудий весьма напоминали по доктрине японские более поздние крейсера "Цукуба", и были вполне современными и боеспособными кораблями. Но появление новых бразильских дредноутов (каждый из которых нес больше орудий главного калибра чем все три конфедеративных крейсера вместе взятые) привело к тому, что эти грозные корабли устарели мгновенно, как и десятки их собратьев в других флотах мира.
Вслед за Бразилией, свои линейные корабли нового поколения заказала и Аргентина. Планы по строительству двух небольших дредноутов провозгласил президент Лопес, нынешний диктатор Соединеной Республики Парагвая и Уругвая. Становилось ясно, что новый виток гонки вооружений уже захлестывает Южную Америку. Ответ для Конфедерации мог быть только одним — обзавестись своими собственными дредноутами.
Еще в 1908 году, обеспокоенные сведениями о строящихся бразильских кораблях, власти Конфедерации начали рассматривать различные варианты адекватного ответа. В 1909 году, делегация офицеров ВМФ Конфедерации посетила Великобританию, где на верфях в Портсмуте стролился дредноут "Нептун". Некоторое время обсуждалась возможность заказать в 1912 два корабля такого же класса для Конфедерации, но позже от этой идеи отказались: южноамериканских моряков не устроила слишком низкая скорость корабля (21 узел). Доктрина ВМФ Конфедерации традиционно предполагала ставку на скорость, и мощный, но медлительный корабль не укладывался в рамки (кроме того, было сочтено что дредноут получится слабее строящихся бразильских).
В 1912 году — уже после вступления бразильских кораблей в строй и спуска на воду их аргентинских соперников — парламентом Конфедерации обсуждалась возможность покупки двух строящихся для Российского Императорского Флота дредноутов класса "Севастополь", но после ознакомления с деталями проекта было решено, что предложенная концепция не соответствует особенностям ведения войны в Тихом Океане. Не устраивали конфедератов и замедленные темпы постройки российских кораблей.
Как раз в это время, внимание Конфедерации привлекли только что вступившие в строй британского флота линейные крейсера класса "Лайон". Громадные корабли, водоизмещением более 29000 тонн и с мощным вооружением просто восхитили конфедеративных адмиралов. Генеральный морской штаб в Лиме счел, что нашел необходимый идеал. Правда, сравнительно слабое бронирование новых линейных крейсеров (осталось неизвестным, как именно конфедераты узнали, что "Лайоны" имеют пояс лишь около 152-мм толщиной) вызвало ряд существенных нареканий, так как не представляло адекватной защиты от 305-миллиметровых снарядов.
11 декабря 1913 года, ВМФ Конфедерации анонсировал планы по постройке двух больших линейных крейсеров водоизмещением около 30000 тонн. Так как свободных доков нужного размера в Великобритании в это время не было, было решено заказать корабли в США.
Заказ на постройку линейных крейсеров для Тихоокеанской Конфедерации получила фирма "Крамп" (известная до этого постройкой для русского флота броненосца "Ретвизан" и крейсера "Варяг"). Хотя американцы до этого не строили линейных крейсеров, в 1912 году на воду был спущен линкор "Невада", привлекший значительное внимание своей новаторской концепцией бронирования. Именно его было решено взять за образец.
Предложенный фирмой "Крамп" в июле 1914 года дизайн являл собой в общем-то ту же "Неваду" — удлиненную и увеличеную водоизмещением до 31000 тонн и с несколько облегченным бронированием. За счет этого, инженеры сумели расположить в корпусе четыре турбозубчатых агрегата Кёртисса, рассчитанные на нефтяное отопление, общей мощностью почти в 62000 лошадиных сил. Скорость (рассчетная) составляла 28 узлов, что оказалось слишком смелым предположением. Три трубы, необходимые для работы всех 18 (!) котлов, придали южноамериканским линейным крейсерам легко узнаваемый силуэт.
Корабль был спроектирован по схеме "все или ничего". Мощный броневой пояс толщиной до 310 миллиметров прикрывал центральную часть корабля. Вне пояса, имелись лишь очень тонкие защитные пояса, прикрывавшие ваттер-линию в оконченостях. Броневая палуба имела толщину 75 миллиметров в центре, под ней располагалась противоосколочная 30-миллиметровая палуба.
Основное вооружение корабля было таким же как и у "Невады". Десять 356-миллиметровых орудий располагались в двух трехорудийных и двух возвышенных двухорудийных башнях. Орудия эти были весьма мощными образцами
Вспомогательное вооружение состояло из двенадцати 127-миллиметровых орудий в казематах, имевших только противоосколочную защиту.
Два линейных крейсера, получившие названия "Independence" и "Libertad" были заложены в один день, 8 сентября 1914 года. Общая сумма контракта на их постройку составила 11458000 долларов, для финансового обеспечения которых правительству Конфедерации пришлось выпустить специальные облигации (стремительный взлет цен на медь, натуральный каучук и хинин в связи с мировой войной, впрочем, позволил погасить обязательства по облигациям досрочно еще в 1915) Постройка их, несмотря на техническую сложность, шла весьма быстро: уже в 1916 году оба корабля были спущены на воду.
Еще на стадии постройки, корабли привлекли значительное внимание. В 1915 году, Великобритания сделала попытку выкупить оба строящихся корабля для своего флота. Эта попытка встретила яростный отпор со стороны Конфедерации, которая взамен потребовала в качестве залога линейный крейсер "Тайгер". Расстаться с ним Адмиралтейство не решилось, и сделка не имела успеха.
Первым вступил в строй "Independence", в мае 1917 года. "Libertad" задержался на стапеле, и вступил в строй только в ноябре 1918. На испытаниях, оба крейсера не развили проектной скорости: максимально продемонстрированной была 27,1 узел. Тем не менее, корабли были приняты флотом и официально вступили в его состав на церемонии 12 мая 1918 года. В качестве компенсации за невыполненные требования по скорости, фирма-строитель за свой счет установила на каждом крейсере по 2 76-миллиметровые зенитные пушки.
Появление этих огромных кораблей потрясло расклад военно-морских сил Южной Америки не меньше, чем в 1910 — появление бразильских дредноутов. Огромные линейные крейсера были единственными кораблями своего класса в Западном Полушарии. Американский флот имел более мощные корабли, но ни один из них не был способен догнать конфедеративные единицы. Благодаря скорости и тяжелым орудиям, "Independencia" и "Libertad" могли справиться с любым другим дредноутом в Южной Америке — аргентинским, парагвайским или бразильским.
Практически с самого момента вступления этих линейных крейсеров в строй, началась их "демонстрационная" служба. Отгремевшая мировая война способствовала невероятному экономическому взлету нейтральной в ней Конфедерации (контролировавшей почти половину мирового рынка меди и большую часть мирового рынка аммиачной селитры). Новые линейные крейсера демонстрировали ее военное могущество.
В 1920 году, "Libertad" отправился в трехмесячное путешествие по портам Северной Америки и Европы. Поход был предпринят с политическими целями — Конфедерация рассчитывала этим продемонстрировать, что занимает достаточно актуальное место в послевоенном мире. В ходе плавания, были посещены Нью-Йорк, Ливерпуль, Лондон, Амстердам, Брест, Неаполь и Афины.
Во время этого же плавания, крейсеру пришлось и принять участие в первой "военной операции", связанной с происходящей в России гражданской войной. 12 октября 1920 года, из Лимы в плавание отправился пароход "Почтовый", ходивший под флагом черноморского морского пароходства. Корабль вез в Крым заказанный сторонниками генерала Врангеля военный груз (винтовки и артиллерийские снаряды), купленный в Конфедерации. Уже после отбытия парохода выяснилось, что часть чеков на сумму почти в 250000 долларов были оформлены (вероятно, ошибочно) на несуществующий счет и не могли быть оплачены. Правительство Конфедерации, предполагая злой умысел, отдало приказ "Libertad", находившемуся в тот момент на Средиземном Море, захватить пароход в Гибралтаре и не допустить его отбытия. Поскольку в это же время в Средиземном Море находился белогвардейский крейсер "Алмаз", и нельзя было исключать, что он попытается вмешаться, капитан крейсера получил особые инструкции быть готовым вступить в бой и уничтожить белогвардейский крейсер, если тот попытается вмешаться.
"Libertad" прибыл в Гибралтар 28 октября, но необходимости в его вмешательстве уже не возникло. Правительство Врангеля предъявило достаточно хорошие гарантии возмещения убытков, и инцидент был исчерпан.
Одновременно с визитом "Libertad" в Европу, "Independencia" совершила переход черех Тихий Океан. Пройдя 14500 километров, посетив по дороге Гавайи, крейсер прибыл в Йокогаму. Этот визит был особенно интересен в виду того, что капитан крейсера Мигеле Икиноха, был из диаспоры японских эмигрантов в Конфедерации и его семья имела на исторической родине хорошие связи. Помимо Японии, "Independencia" также посетила Гонконг, и зашла во Владивосток.
В период 1920-ых оба корабля интенсивно эксплуатировались, периодически проходя ремонты на ВМБ в Кальяо (где специально для них был оборудован огромный сухой док). Основные модернизации в Южной Америка касались усиления зенитной артиллерии: к 1928 году оба корабля имели уже по 7 76-миллиметровых зениток и 12 12,7-миллиметровых пулеметов.
В начале 1930-ых, правительство Конфедерации начало склоняться к мысли, что крейсера постепенно устаревают. Но замена из оказалась в ближайшее время невозможна попросту по экономическим причинам: на верфи в Японии уже строился авианосец "Halcon", еще ряд легких кораблей строились или планировалось построить. Ввиду этого, решили ограничиться модернизацией старых линейных кораблей.
Первым прошел модернизацию в 1932-1934 "Independencia". Крейсер был направлен в Великобританию, где в течении 32 месяцев прошел полный капитальный ремонт и перестройку. В частности, были заменены котлы: место старых 18 котлов заняли 8 новых с трубками малого диаметра, меньшие по размеру. За счет этого, удалось отказаться от "трехтрубного" силуэта: дымоводы от новых котлов удалось вывести в одну широкую центральную трубу. На кораблях также смонтировали противоторпедные були в центре корпуса, что привело к некоторому падению скорости (примерно на 0,3 узла), но улучшило противоторпедную защиту.
Капитально модернизирована была надстройка. Неуклюжая "башнеподобная" рубка американского образца была сочтена неэффективной, и заменена более современной, крейсерского типа с дальномером на вершине. Была существенно модернизирована система управления огнем.
Изменению подверглась и среднекалиберная артиллерия. Пара 127-миллиметровых орудий в кормовой группе, сочтенная неудачно расположенной, была демонтирована вместе с казематом. Старые зенитные пушки и пулеметы были сняты, и на их место установили 8 102-миллиметровых зенитных орудий и две свосьмеренные установки 40-миллиметровых "пом-помов". И, кроме всего прочего, на корабле была смонтирована башенная катапульта и кран для гидросамолетов.
Необычной деталью были мачты. Южноамериканские инженеры не стали снимать старые "решетчатые" башнеподобные конструкции, но вместо этого усилили их, расположив по центру "стабилизирующий стержень", компенсирующий вибрации. Это необычное решение хотя и утяжелило мачты, но тем не менее, оказалось вполне надежным.
Аналогичную модернизацию прошел в 1935-1937 "Libertad".
Тем не менее, эти модернизации все же не сделали корабли полностью современными, и правительство Конфедерации продолжало искать пути их замены. В 1938 году обсуждалась возможность постройки в Великобритании линкора класса "King Georg V". На создание корабля успели даже выделить первый кредит, но в связи с началом в 1939 году новой мировой войны, его закладка так и не состоялась.
Именно эти корабли составляли основу флота Тихоокеанской Конфедерации в 1942 году, когда "южноамериканская ось" (Аргентина и режим Лопеса) перенесли мировую войну через Атлантику.
Еще в начале конфликта, зимой 1942 года, оба корабля были задействованы во время операции по захвату чилийской Огненной Земли. Именно там они провели первые свои стрельбы по настоящему противнику.
11 февраля 1942 года, "Independencia" в Магеллановом Проливе вступил в бой с германским "карманным" линкором "Адмирал граф Шпее", пытавшимся пройти вокруг Огненной Земли в Тихий Океан. Немцы рассчитывали распространить крейсерскую войну на тылы союзников, но во время перехода, крейсер был случайно замечен чилийским пароходом. Капитан чилийского парохода, имевший личную неприязнь к фашизму, сообщил по радио о обнаруженном германском корабле, и тем самым позволил "Independencia" его перехватить. Между двумя кораблями произошел короткий бой на большой дистанции. Артиллеристы "Шпее" добились 3-х попаданий 280-миллиметровыми снарядами в конфедеративный линкор, но один снаряд не разорвался, другой попал в броневой пояс и лишь третий нанес некоторые повреждения. После этого, моряки "Indepedencia" добились единственного своего попадания, но их 356-миллиметровый снаряд пробил главный пояс "карманного" линкора, и нанес ему столь тяжелые повреждения, что капитан "Шпее" принял решение отказаться от продолжения боя, и отступить обратно в Атлантический Океан.
В августе 1942, оба линейных корабля приняли участие в главном морском сражении войны в Южной Америке — битве за Фолклендские Острова, во время которой эскадра конфедеративных кораблей, усиленная отрядом британских крейсеров, противостояла объединенному аргентино-парагвайскому флоту. Линейные крейсера составили центр построения союзников в бою. 14 августа, именно они сошлись в битве с двумя аргентинскими линкорами и "карманным " линкором, и в ходе яростной перестрелки нанесли "Ривадавии" такие повреждения, что ночью потерявший ход линкор был оставлен экипажем и затоплен конфедеративными эсминцами. В этом бою продемонстрировали себя необычные мачты кораблей: во время сражения в кормовую мачту "Indepedencia" попали два 280-миллиметровых снаряда, ее центральная опора была разбита, но мачта, тем не менее, осталась стоять, удерживаемая ажурной конструкцией.
21 мая 1943 года, "Libertad" был атакован германской подводной лодкой U-127 во время плавания у берегов Чили. Субмарина выстрелила в линкор 4 торпедами, две из которых попали в корабль. ПТЗ была пробита, корабль принял много воды и получил тяжелые повреждения. Лодке этот успех, впрочем, стоил дорого: конфедеративные эсминцы атаковали ее глубинными бомбами, и в итоге после 48 часов предследования вынудили всплыть, после чего потопили артиллерийским огнем.
Поврежденный линкор был наскоро залатан в Кальяо, после чего его отправили на ремонт в США. Ремонт, продолжавшийся с июля по ноябрь, был капитальным: на корабле полностью демонтировали старое зенитное и среднекалиберное вооружение, заменив его новыми 127-миллиметровыми универсальными пушками (8 x 2) и 40-миллиметровыми автоматами с центральным управлением огнем. Корабль получил также радарное оснащение, аналогичное американским легким крейсерам.
В январе 1944 года, "Libertad" вернулся в строй, чтобы принять участие в завершающих морских кампаниях войны. Сопровождая авианосцы, он отбивал последние атаки авиации Южноамериканской Оси до августа 1944 — когда, 19 августа 1944 была подписана капитуляция правительства Соединенной Республики, завершившая мировую войну в Западном Полушарии.
Однотипный "Independecia" прошел модернизацию уже после окончания военных действий, в 1944-1945 году. Впоследствии, именно он доставил конфедеративную делегацию на конференцию в Ялте.
После окончания мировой войны, крейсера остались в составе флота. Несмотря на все перипетии военного времени, их корпуса еще были надежны и прочны, а машинные установки — в хорошем состоянии. На испытаниях в 1948 году, оба корабля без особого труда выдали 27,1 узел. Правительство Конфедерации даже рассматривало возможность еще одной модернизации — но в итоге было решено, что она не оправдает себя.
В 1951 году оба крейсера были помещены в резерв, и в 1959 году — списаны. Судьба "Independencia" была уже определена: Военно-Морской Музей Конфедерации в Кальяо заранее уже договорился с ВМФ о предоставлении крейсера как части экспозиции. Поэтому сразу же после вывода из резерва, корабль (своим ходом) перешел в Кальяо, где встал у причальной стенки.
Судьба "Libertad" была более неопределенной. Кораблю грозило списание на лом, но в 1961 году, жители региона Ла-Либертад (во время войны, на борту линкора служило много выходцев из этой провинции) организовали движение в пользу сохранения корабля как музея провинции. В 1962 году, необходимая сумма была собрана по подписке, и корабль в 1963 был передан в экспозицию.
Но на этом история кораблей не закончилась. В 1993 году, во время подготовки к празднованию 50-летия окончания войны в Южной Америке, военно-морской музей предложил гениальную идею — "восстановить" "Independencia" и отправить его в плавание по случаю готовящегося американского торжества.
Парламент Конфедерации поддержал эту идею. Часть суммы была выделена из государственного бюджета, остальную собрали по подписке среди населения. Корабль, 34 года простоявший на приколе, был отбуксирован в ремонтный док в Кальяо (когда-то построенный именно для него!) и приведен в работоспособное состояние. Инженеры перебрали и восстановили трубозубчатые агрегаты и часть котлов, отремонтировали основные механизмы. 17 мая 1994 года из трубы "Lindependencia" первые за долгие десятилетия вырвались клубы дыма, а 22 мая корабль вышел в пробное плавание.
В августе 1994 года, "Independencia", совершив циркумамериканскую навигацию, обошел основные порты Южной Америки. На его борту, помимо временного экипажа, разместились также часть членов конфедеративной делегации, которые предпочли старый линкор вместо самолетов. Посетив порты Аргентины, Уругвая и Бразилии, корабль прошел Панамским Каналом, и зашел на три дня в Сан-Франциско, жители которого были в полном восторге от визита "старого ветерана". Затея правительства Конфедерации полностью удалась: все американские газеты писали о этом необычном "визите из прошлого". За три дня стоянки, на борту корабля с экскурсиями побывало более 50000 человек, включая вице-президента и госсекретаря США.
Хотя предполагалось, что после посещения Сан-Франциско линкор сразу же вернется домой, кораблю пришлось задержаться на две недели: моряки Конфедерации не смогли отказаться от приглашения принять участие в маневрах флота США в Сан-Диего. По отзывам американских моряков, " старик держался в кильваттере "Спрюэнса" с такой непринужденной легкостью, как будто сошел с верфи только вчера, и — без всяких подруливающих устройств и автоматики — закладывал такие циркуляции, что посрамил рулевого на флагмане. Когда же по просьбе адмирала, орудийная башня "Independencia" дала залп, нам показалось на миг, что вернулись дни Второй Мировой: такой рев разнесся над морем, когда два полутонных снаряда унеслись на тридцать километров."
После этого похода, корабль вновь вернулся на свою стоянку в музее Кальяо.