Лидеры экстренной программы
Успехи русской армии и флота в начале войны вызвали в русском обществе настоящую победную эйфорию. Русские газеты смаковали сообщение о том, что английское правительство, не в силах иным путем ущемить Россию, не нашло ничего лучше чем интернировать русских ученых работающих в лабораториях Резерфорда.
В действительности дела обстояли вовсе не так блестяще. Хотя русским и австрийским войскам удалось в сентябре 1934 года взять Милан и Турин, а затем и Геную, форсировать реку По так и не удалось – сопротивление итальянцев и переброшенных на Апеннинский полуостров английских войск постоянно усиливалось.
В Греции русские и болгарские войска были, как и в прошлую войну, остановлены под Салониками. Русский Средиземноморский флот готовился к крупным десантным операциям на восточном побережье Пелопонесского полуострова, без которых, как становилось ясно, заставить Грецию заключить выгодный России мир было маловероятно.
Прочный позиционный фронт установился и в Манчжурии. Попытки русских войск прорваться в Корею были жестко пресечены японцами.
Война на море в сентябре-октябре 1934 шла довольно вяло. Англичане осторожничали, дожидаясь возвращения в строй линейных кораблей «Ройял Оук» и «Малайя», русские ожидали окончания ремонта «Боспора».
В лучшую сторону выделялись на этом фоне активные действия лидеров Особого дивизиона Минных сил Балтийского флота. «Алмаз», «Рубин», «Опал» и «Сапфир» буквально затерроризировали флот Метрополии, постоянно появляясь в акватории Северного моря, проведя даже несколько обстрелов английских портов, и благодаря высокой скорости уходя от превосходящих сил англичан. Крупнейшим их успехом стало торпедирование и потопление легкого крейсера «Диомед» (сопровождающие его эсминцы «Вояджер» и «Виндзор» были потоплены артиллерией).
Скромнее были успехи второго Особого дивизиона входящего в состав Средиземноморского флота. Хотя уцелевшие итальянские эсминцы не покидали порты Адриатического моря, большую активность здесь проявляли торпедные катера противника, благодаря своей малой заметности совершавшие смелые ночные рейды на русские коммуникации. Уже 5 сентября одним из них был торпедирован лидер «Гранат», на три месяца выбывший из строя. Ровно через месяц итальянским торпедным катером был торпедирован лидер «Жемчуг». Попадание пришлось в кормовую часть, и лидер так и не был отремонтирован до конца войны. Находясь в Сплите, он был включен в систему обороны базы в качестве плавучей батареи. Только после этого в середине октября в Адриатическое море были наконец переброшены русские торпедные и сторожевые катера, сразу уменьшившие активность итальянцев.
Пятый лидер Средиземноморского флота «Изумруд» в начале войны находился в ремонте. Закончив его в начале октября, он начал использоваться как быстроходный минный заградитель, поставив несколько эффективных заграждений на подходе к Порт-Саиду и Александрии.
Экстренная программа 1927 года, предусматривающая закладку для Средиземноморского флота девяти хорошо вооруженных и быстроходных лидеров, стала ответом на осуществляющуюся Францией постройку контр-торпиллеров с 5 138-мм орудиями. Задание на проектирование «русского ответа» предусматривало вооружение из 8 120-мм орудий в башенных установках, что позволяло эффективно использовать артиллерию на полных ходах, и скорость не менее 40 узлов. Желательным было признано и расположение постов наведения торпедного вооружения под палубой, из соображений прикрытия наводчиков от ветра и волн.
Наиболее полно отвечающим заданию был признан проект Ревельского Русско-Балтийского завода, только что начавшего постройку лидера «Дубровник» для Королевского югославского флота. Новый проект отличался от «Дубровника», 140-мм орудия которого размещались в палубно-щитовых установках, большими размерами и водоизмещением, что потребовало перехода на трехвальную схему размещения ГТЗА. Вместе с тем конструкторам удалось избежать размещения постов наведения под верхней палубой, которое заставило проектантов ОНЗиВ увеличить длину МКО, с размещением башен главного калибра ближе к оконечностям. Торпедные же аппараты проекта РБЗ были размещены на продольной надстройке оказавшейся и удобным «штормовым коридором».
Хотя в итоге, после уточнения массогабаритных характеристик проектируемых башен, водоизмещение лидеров увеличилось почти на 50 т, их ходовые качества от этого не пострадали – на испытаниях все корабли этого типа превысили заданную скорость. Большой проблемой оказалась кавитация, с которой русские конструкторы столкнулись впервые. До конца 30-х гг. им так и не удалось создать винты выдерживающие длительные режимы полного хода, что заставило иметь несколько комплектов запасных винтов для каждого лидера.
Возможно именно по этой причине дальнейшее развитие кораблей этого класса не осуществлялось и девять «Яхонтов» так и остались единственными лидерами Российского императорского флота.
В конце 1930 года было принято решение разделить дивизион на две части, оставив четыре лидера в составе Балтийского флота.
1. Яхонт 28-29-30 РБЗ СМФ
2. Алмаз 28-29-31 РБЗ БФ
3. Жемчуг 28-29-30 Руссуд СМФ
4. Изумруд 28-29-30 Руссуд СМФ
5. Рубин 28-29-31 Балт. з-д БФ
6. Опал 28-30-32 Адм. з-д БФ
7. Сапфир 29-30-31 РБЗ БФ
8. Гранат 29-31-31 Руссуд СМФ
9. Топаз 29-31-32 Руссуд СМФ
Водоизмещение: 2695 т (стандартное), 3415 т (полное).
Скорость: 40 уз.
Мощность машин 84000 л.с.
Вооружение: 4х2 120-мм/55, 4х1 37-мм автомата, 2х5 533-мм ТА.
Размерения (квл): 128,3х12,2х3,9 м.