«Летучий голландец» грузинского флота в МГК, Крейсер «Адмирал Кулумбег»

0

К концу 20-х годов  стал очевидным и моральное и физическое устаревание крейсера «Кавкасиони» (бывший австро-венгерский «Адмирал Шпаун» 1910 г. постройки) встал вопрос, что делать дальше? Появились разнообразные точки зрения, в том числе и реконструкции старого крейсера с заменой турбин и усилением вооружения. Но в 1930 году был заключен контракт на постройку в Италии тяжелого крейсера получившего название "Петре I Багратиони", таким образом, вопрос о крейсере «Кавкасиони» временно отошел на второй план. Снова к нему вернулись в 1932 когда, сопоставив характеристики поняли что бывший австриец всё таки не сможет достаточно эффективно взаимодействовать с полутяжеловесом, требовался второй современный крейсер что бы сохранить расстановку сил на флоте.

"Летучий голландец" грузинского флота в МГК, Крейсер "Адмирал Кулумбег"

После некоторых споров и дискуссий было принято решение строить легкий крейсер, и строить самим. На тот момент на верфи «Палиастоми» достраивались четыре эсминца по англо-голландскому проекту, и само собой первыми кандидатами на сотрудничество в вопросе постройки нового крейсера, становились именно голландцы. Тем более что в самой Голландии с 1930 г. велись работы по проектированию нового легкого крейсера.

Проект разрабатывался германо-голландским консорциумом "Krupp-Germania/IvS" (Ingeenieurkantoor voor Scheepsbouw) архитектура и этого крейсера Нидерландов не избавилась от немецкого влияния. De Ruyter был внешне очень похож крейсера типа «К» (Konigsberg, Karlsruhe и Koln) немецких Рейхсмарине. Характерный высокобортный корпус корабля набирался по продольной схеме с включением броневых листов в конструкцию набора, что уменьшало вес корпуса без ухудшения прочностных характеристик при большом соотношении длины к ширине. Наиболее заметной особенностью корпуса являлся элегантный, почти вертикальный форштевень, увенчанный так наз. «грушей Тейлора». Улучшенные обводы и увеличенное по сравнению с «явами» соотношение L/B способствовали снижению волнового сопротивления на больших скоростях и улучшению маневренности. Незначительный развал бортов в носовой оконечности, необходимый для достижения высокой скорости, вызывал сильное брызгообразование и заливаемость палубы бака. Это усугубляли якоря (каждый весом в 4 т). Поэтому пришлось «утопить» их в четырехугольные ниши (две на левом борту, одна — на правом) с якорными клюзами. Вызванное практической необходимостью, это новшество стало одной из отличительных черт корабля.

Палуба полубака тянулась почти на 3/4 длины корабля, до барбета предпоследней башни главного калибра. Всего крейсер имел 3 основных палубы — верхнюю, главную и нижнюю, броневую. В отсеках двойного дна (в отличие от «яв», простиравшегося почти на всем протяжении корпуса, кроме носового и кормового отсеков) в основном располагались нефтяные цистерны и емкости для смазочных материалов.

Обводы кормовой оконечности были типично «немецкими», как у строившихся в то же время в Германии тяжелых крейсеров типа Admiral Hipper. Диаметр гребных винтов составлял 4,2 м, руль балансирного типа имел площадь 15,6 м2 и массу 12,6 т. Длина боковых килей — 60 м. Полная длина корабля — 170,92 м (по др. данным, 170,8 м), длина по ватерлинии — 168,04 м, максимальная ширина — 15,7 м (15,6 м), максимальная высота борта — 11,35 м. Осадка при стандартном водоизмещении равнялась 5,11 м (4,9 м — при конструктивном и 5,3 м — при нормальном водоизмещениях). Соответственно, стандартное водоизмещение составляло 6000 т (6500 т), нормальное — 6442 (6962) т, а полное — 7548 (7669) т.

При постройке крейсера ставилась задача максимального уменьшения его веса. Она решалась в четырех направлениях:

1. набор корпуса осуществлен по продольной схеме;

2. бортовая броня являлась конструктивным элементом набора;

3. применение электросварки;

4. применение легких сплавов и алюминия.

Схема бронирования в целом повторяла германские легкие крейсера типа "К". Пояс длиной 133 м, высотой 4 м и толщиной 57 мм прикрывал пространство между барбетами концевых башен и замыкался 30-мм траверсами. В оконечностях пояс становился на 1 м уже и утончался до 30 мм. Броневая палуба толщиной 30 мм, являвшаяся конструктивным элементом набора, опиралась на верхнюю кромку пояса и скосов не имела. Башни (а также щит носового возвышенного орудия) имели 100-мм лобовые плиты и 30-мм броню остальных элементов.

Главный калибр голландского варианта, состоял из 7 150-мм/50 орудий "Bofors": 3×2 модели No.9 и 1×1 модели No.10. Баллистические характеристики всех орудий были идентичными: вес снаряда 46,7 кг, дальность стрельбы 21 200 м.

Однако именно этот момент стал основным в переработке грузинского варианта, закрытость черноморского ТВД не требовало чрезмерной дальности плаванья, и за счет сокращения запасов топлива, грузинские заказчики потребовали усиления вооружения. Грузинский вариант в итоге был запроектирован с 4-мя двухорудийными башнями

Голландский крейсер был заложен в 1932 г., закладка грузинского задержалась до 1934 из-за задержки сооружения большого сухого дока.

Экономия веса достигалась без потери прочности — за счет использования брони в качестве элементов набора и широкого применения новейших в тогдашнем кораблестроении сварочных технологий. Сварными были: все стыки продольных связей; все проходы продольных связей через водо- и нефтенепроницаемые переборки и днищевые флоры; соединения флор с килем и с наружной обшивкой (последнее только у водо- и нефтенепроницаемых переборок);

— водо- и нефтенепроницаемые поперечные переборки в местах крепления к наружной обшивке (только частично);

— настил двойного дна (кроме машинных и котельных отделений);

— промежуточные палубы;

— фундаменты под главные и вспомогательные механизмы;

— руль;

— места монтажа швартовочного оборудования.

Частично удалось добиться экономии веса путем тщательной проработки конструкции.

Следует отметить минимальное использование дерева, применявшегося только для палубного настила. Для внутреннего оборудования и отделки помещений использовались гальванизированные стальные листы и алюминиевые плитка и сортамент, из которого изготавливалась также мебель. Все это служило понижению пожароопасности.

Видимый уклон носовой надстройки в сторону носа корабля имел единственной целью максимально уменьшить задымление приборов управления артогнем. Первые же ходовые испытания показали недостаточность этой меры и на дымовой трубе была изменена форма дефлектора. С этого момента крейсер лишился жалкого подобия грот-мачты, прежде крепившейся к тыльной части трубы: вместо нее появилась опора с поперечной штангой для растяжек радиоантенны. Укороченная фок-мачта была установлена на носовой надстройке.

Главные механизмы крейсера — 2-вальные ТЗА фирмы Parsons с котлами Yarrow. Шесть водотрубных, отапливаемых нефтью котлов размещались попарно в трех котельных отделениях. Общая максимальная паропроизводительность котлов составляла 320 тонн пара в час при давлении 28,1 атм. и температуре 350 'С.

Пар приводил в движение 2 турбозубчатых агрегата производства флиссингенской фирмы KM De Schelde. Каждый из двух ТЗА состоял из турбин высокого (2450 об/мин) и низкого (1795 об/мин) давления. Турбины носового машинного отделения двигали гребной вал левого борта, правый вал вращался агрегатом кормового машинного отделения. Посредством зубчатого редуктора, находившегося в отдельном помещении между отделениями, на гребные валы передавалась частота вращения 320 об/мин. Суммарная мощность двух ТЗА — 66000 л.с. (по 33000 л.с. каждый), при этом расчетная скорость составляла 32 узла. Конструкция турбин позволяла давать 15-процентную временную перегрузку. Тогда при мощности 76000 л.с. крейсер развивал 34 узла.

Крейсерские турбины типа Curtiss мощностью 3300 л.с. каждая были установлены на обоих валах, обеспечивая экономическую скорость 15 узлов. При этой скорости и нормальном запасе топлива дальность плавания достигала 6000 морских миль. Нормальный запас топлива составлял 700 т, но если принималось дополнительно еще 500 т (до 1200 т), крейсер мог пройти 9500 морских миль.

Крейсер «Адмирал Кулумбег» был заложен 12 августа 1934 г. в сухом доке, что позволило снизить риск при спуске на воду до минимума. В этом случае после затопления дока корпус крейсера просто всплыл, что и произошло 29 мая 1937 г.

На испытания крейсер вышел после достройки в июне 1939 г. С учетом небольшого опыта грузинских кораблестроителей срок постройки в пять лет можно считать неплохим результатом.

"Летучий голландец" грузинского флота в МГК, Крейсер "Адмирал Кулумбег"

Официально в строй крейсер «Адмирал Кулумбег» был введен 12 августа 1939 г.

"Летучий голландец" грузинского флота в МГК, Крейсер "Адмирал Кулумбег"

 

 

Крейсер вместе тяжелым "Петре I Багратиони" и легким (переквалифицированный в учебный) «Кавкасиони» вошел в состав бригады крейсеров оперативной дивизии. Фактически же он должен был взаимодействовать с дивизионом новых эсминцев типа «Шамхори».

"Летучий голландец" грузинского флота в МГК, Крейсер "Адмирал Кулумбег"

 

"Летучий голландец" грузинского флота в МГК, Крейсер "Адмирал Кулумбег"

С началом боевых действий на Черном море, ввиду отсутствия серьезных надводных противников, служба свелась к сопровождению конвоев, обеспечением ПВО и в меньшей степени обстрелов побережья. Крейсер стал первым кораблем флота кто получил РЛС американского производства в 1943 году, а в начале 1944 с него сняли авиационное вооружение, которое себя не оправдало.

В августе 1944 г. сменив тяжелый крейсер, который заканчивал ремонт, участвовал в обеспечении Констанцского десанта.

Всего за время войны крейсер провел 5 конвоев  и несколько одиночных судов, сбил 2 немецких бомбардировщика, еще несколько самолетов были повреждены. Кроме того он один из немногих грузинских кораблей кто имеет подтвержденную победу над боевым надводным кораблем, уничтожив в 1944 году главным калибром одну канонерскую лодку на базе парома «Zibel».

По окончании 2-й мировой войны, крейсер продолжил службу, уже в мирное время.

После списания тяжелого крейсера «Петре I Багратиони» в 1962 г. легкий крейсер «Адмирал Кулумбег» официально принял у него эстафету флагманского корабля оперативной бригады надводных кораблей.  При этом бригада крейсеров была расформирована, а сам крейсер совместно с двумя ЭМ типа «Флетчер» составил оперативную бригаду надводных кораблей.

В то же время появились первые идеи по модернизации и реконструкции устаревающего корабля. Проект модернизации разрабатывался совместно с фирмой Bath Iron Works, крейсер планировалось оснастить носовой наделкой. Корабль должен был лишиться одной из кормовых башен, на ее месте должна была оборудована универсальная пусковая установка Мк.13 для запуска ракет Тартар. На месте бывших  катапульты и 40-мм автоматов планировалось оборудовать площадку и ангар для противолодочного вертолета. На крыше ангара хотели установить 2х2 40мм автомата. На палубе в р-не трубы должны были быть установлены 76 мм универсальные установки ОТО 76/62. Соответственно было должно было быть обновлено и радиолокационное и прочее оборудование.

"Летучий голландец" грузинского флота в МГК, Крейсер "Адмирал Кулумбег"Проект модернизации крейсера

Однако подобная масштабная реконструкция была признана нецелесообразной

 

Когда во второй половине 70-х встал вопрос о списании корабля, ряд общественных деятелей причастных к флоту высказали идеи о сохранении первого и единственного построенного собственными силами крейсера как памятника. В 1978 г. крейсер стал на постоянную стоянку в порту Батуми, где и стоит по сей день, привлекая интерес туристов.

"Летучий голландец" грузинского флота в МГК, Крейсер "Адмирал Кулумбег"

 

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account